Спасет творчество

Уважаемый товарищ!

Сразу предупреждаю, что основное содержание этого письма я намерен сделать максимально публичным. К этому меня понуждает мой нелегкий опыт идеолога различных несбывшихся инициатив. Будучи директором Дома пионеров одного из сельских районов Смоленской области в последнее десятилетие СССР, я имел возможность практически и теоретически изучить все проблемы пионерского движения, проанализировать их и сделать выводы.

Результатом моего анализа стал проект устава обновленной пионерской организации, который я и привез (по личной инициативе) на последний разрушительный слет. Меня, в полном соответствии с торжествующей тогда в стране либеральной вакханалией, не стали слушать.

К сожалению, история каким-то образом повторяется, хотя и обратным образом. 20 июля в том же Артеке намечен организационный съезд «Новой детской организации» под тем же упрощенным лозунгом, как и бывшая пионерская – «Для всех» детей школьного возраста.

Я помню, как за два года до разрушения всей Всесоюзной пионерской организации нас, директоров Домов пионеров, собрали на семинар в пионерском лагере «Орленок». Не было никаких дискуссий, никаких обсуждений проблем. Нас просто тупо проинформировали о новом Всесоюзном пионерском марше для всех пионеров поголовно. По-житейски было приятно – немногие из нас имели возможность побывать на море, в благословенном Крыму, но в чем была истинная причина и цель этого дорогостоящего сбора, мы так и не поняли, поскольку в методическом плане польза его была почти нулевая.

В чем была моя идея нового устава, предложенного последнему слету пионерии? Переключить акцент всей деятельности на содержательную от показушной, формальной, бумажной. К тому, чем, в сущности, и занимались большинство Домов пионеров, станций юных техников, юных натуралистов, юных туристов (и т.д.) и воспитатели большинства лучших детских школьных коллективов. А именно организацией детского творчества в кружках и клубах по множеству определившихся направлений детского технического, научного, спортивного и художественного творчества.

Кто, как не мы, руководители Домов пионеров, станций юных техников, натуралистов, туристов, краеведов, тренеры спортивных секций, руководители художественных студий и клубов, руководители детских творческих коллективов с большой историей и наработанными трудом коллектива традициями, знали и понимали все проблемы пионерской организации и настоящее направление ее развития в действенный «Союз творческих клубов».

В сущности к этому сводился 30 лет назад и сводится сегодня мой призыв: давайте спокойно разберемся в истинном положении детских социальных сообществ. Каковы интересы детей и опекающих их родителей? Что могут предложить обществу реально существующие (несмотря ни на какие политические «перестройки») детские творческие клубы и объединения и стоящие во главе их профессионально увлеченные взрослые наставники?

Важно отметить, что сегодня сохранились во множественном числе и почти повсеместно детские творческие коллективы художественного направления (танцевальные, хоровые, музыкальные, театральные и др.). Объяснение в том, что шоу-бизнес и телевидение не прочь поэксплуатировать юные таланты. Но катастрофически сократилось число кружков и клубов технического и научного направлений. И это в то время, когда промышленность в стране испытывает критический недостаток молодых инженерных кадров, а правительством поставлена задача решительного рывка на новые технологические уровни, чтобы оставаться в первой десятке развитых стран.

На что способны детские творческие коллективы и их профессионально увлеченные наставники, не один год показывает и доказывает фестиваль под руководством Алины Кабаевой. Уж как ей это удается, но тот вариант режиссуры очередного фестиваля, который она представила в этом году на День Победы, я считаю истинным эстрадным шедевром. Так раскрыть тему патриотизма, используя элементы художественной и спортивной гимнастики в детском исполнении, – это было так захватывающе и, безусловно, талантливо. Я считаю, что это достойнейший и показательный пример того направления, по которому может и должна развиваться настоящая детская творческая организация. Творчество должно быть не на словах, не в заклинаниях хотя бы самого патриотичного толка, а в делах изначально креативных в своей сути.

Наряду с многочисленными профильными соревнованиями и конкурсами по всем направлениям детского творчества, организованными на высоком профессиональном уровне, в которых нуждаются любые творческие кружки, клубы и объединения, умно организованное социальное детское творческое движение, уверен, сможет в будущем подарить всему обществу еще множество фестивалей, подобных (а может, и более впечатляющих) тому, который подарила Кабаева и ее единомышленники.

В чем была главная ошибка взрослого чиновничества, отвечавшего за организацию деятельности бывшей пионерской организации, которую пытаются повторить современные инициаторы возрождения деятельного детского движения? В упрощенном и формальном понимании формулы «организация для всех» (оговорка о добровольности пуста). Государство в силу своего кровного интереса к неуклонному прогрессивному развитию просто обязано в современном цивилизованном мире обеспечить правовую и материальную возможность доступа всех к социальному творчеству, как раньше было признано право всех детей на получение базового образования. Это в идеале, такая цель прогрессивного общественного развития должна, на мой взгляд, стать принципиальной базовой основой в долгожданной национальной идеологии.

В реальности пока основная организаторская деятельность взрослого наставничества в детской организации должна быть направлена на тех детей и подростков, которые уже хотят и способны на данный момент проявлять себя в разнообразной творческой социальной деятельности. А плоды этой деятельности, ставшие достоянием всего общества с помощью телевидения, и станут той пропагандистской силой, которая пробудит трудовой и творческий интерес во всей массе подрастающего поколения, что и станет настоящей базой для прогрессивного развития страны, о котором мечтают взрослые.

Я категорически против формальной организаторской деятельности «для всех», с привязыванием к существующей школьной организации, которая уже сама по себе имеет серьезную общественную функцию. Что дало, кроме благостного чиновничьего самоудовлетворения, создание «Движения школьников» или незаметно исчезнувшего молодежного движения «Наши»?

Детское и подростковое социальное сообщество по закономерностям развития своей социальной структуры не только не отличается от взрослого общества, оно является его прямым отражением. Я, конечно, понимаю, что современные военно-политические обстоятельства настоятельно требуют сознательного управления молодежной политикой, недопущения организационного хаоса и тем более антисоциальных проявлений в молодежной среде. Но игнорирование коренных закономерностей прогрессивного социального развития в угоду быстрым формальным успехам упрощенно скроенной организации может привести к худшим вариантам развития, так было с развивающейся советской системой образования, которую мы направили по западному упрощенному формализованному пути (ЕГЭ).

У нынешних инициаторов новой детской организации наметился этап головокружения от перспектив. Как же, главным попечителем является сам президент, а правительство обещает финансирование всех проектов… Да, президент четко понимает необходимость действенной организации, надеется и верит. А вот я пока ни строчки не смог выудить из интернета о конкретных программах действий. Опять надежда на съезд. Но митинговщина никогда еще никому не помогала в серьезной управленческой деятельности.

Мое предложение: не пороть горячку, а обратившись к тем реально существующим творческим клубам по самым разнообразным направлениям детского творчества и, для начала, провести деловое совещание с его профессиональными руководителями (с успешными кружководами, тренерами и наставниками). И, безусловно, вести подготовку и проведение такого совещания при полной гласности в современном техническом исполнении.