Пизанская башня Забайкалья

«Да, объявили голодовку. Будем тут сидеть, около дома в микрорайоне Северный, 39, пока к нам не приедет глава региона Александр Осипов. Он должен найти решение…»

Ольга Филиппова сообщила, что заявление о голодовке жильцы дома уже передали депутату Заксобрания Забайкалья, коммунисту Роману Бергу, который единственный из представителей власти приезжал к людям. Сейчас на месте голодовки около аварийного дома дежурит полиция, но не вмешивается в существо проблемы.

«Мэрия Читы, лично мэр обещали, что в июле этого года ситуация разрешится. Это было сказано публично, прошло по всем каналам нашего телевидения. <…> Уже середина августа! Никто ничего не делает…» – заявляют читинцы в социальных сетях.

«Я встречался с жильцами этого дома, как только узнал, что люди объявили бессрочную головку. Люди доведены до крайности, готовы идти на отчаянные меры.  В моем присутствии они составили требование на имя губернатора  Осипова», – подтвердил Роман Берг.

Объявившие голодовку жители злополучного дома не верят, что Осипов поможет им. Чиновники местных органов власти лишь создают видимость деятельности, когда чуют, что скандал выходит на федеральный уровень. Реальность такова, что два года никто из них палец о палец не ударил, для того чтобы решить проблему. Более того,  в аккаунте губернатор-единоросс Александр Осипов «отвечал» на жалобы жителей, мол, это не дом наклонен, а «горизонт завален». То есть жильцы дома, дескать, умышленно сфотографировали свой дом падающим. А доехать и увидеть все своими глазами недосуг?

Дом на Северном, 39, известен всему городу, его давно прозвали «падающим». Дом признали аварийным еще в 2020 году, но до сих пор не расселили. Жители также вывешивали плакат SOS и пытались попасть на «прямую линию» к Путину, но безуспешно.

 

Аварийным и ветхим жильем в Забайкалье никого не удивишь – в крае такого около 900 тысяч кв. м. Правда, высотки в этом списке не встречаются. Десятиэтажный дом в микрорайоне Северный – один на весь город. Сейчас здание накренилось более чем на 50 сантиметров и выглядит так, как будто может рухнуть в любой момент. На расселение дома требуется 300 миллионов рублей, которых в краевом бюджете, как говорят власти, нет. Но людей, которые боятся погибнуть под обрушившимся домом, финансовые проблемы местной администрации не волнуют.

Этот дом  построили в 1989 году. Спустя 7 лет его «повело» – под зданием пришла в движение линза. Людей выселили, однако дом сносить не стали, а поставили стяжки, укрепили фундамент бетоном и заселили жильцов обратно. Как раз в этот момент здесь купила квартиру Тамара Загайнова.

– Нам сказали, что дом стоит прекрасно, залили много бетона в подвал. И будет он стоять, ничего страшного. Ну, мы и купили. Сейчас находиться в нем опасно для жизни, – поделилась Тамара Загайнова.

В 2014 году во дворе дома началось строительство магазина. Почему власти разрешили эту стройку, зная о существующих геологических рисках, – непонятно. Впрочем, собственник возведение объекта не закончил – его посадили. Следующий застройщик, которому был продан участок, тоже не довел строительство до конца, зато начал углубление котлована. Вышедшие на поверхность грунтовые воды он при помощи насыпи отводил во двор дома. Специалисты считают, что это тоже повлияло на смещение здания.

В январе 2018 года в подвале прорвало трубу. Помещение сильно затопило, после этого по стенам стали расползаться трещины. Жители обратились в жилищную инспекцию, а также написали письмо Наталье Ждановой, которая в то время возглавляла регион. Была собрана комиссия, она и обнаружила крен. Правда, тогда дом аварийным не признали. Это произошло лишь в июле 2020 года, однако в программу расселения дом так и не включили.

Тем временем крен все увеличивался. Однако даже это не мешало банкам выдавать ипотечные кредиты на квартиры в этом доме ничего не подозревающим людям.

Нарушенная геометрия дома заметна и в квартире Александры Головко: шов на потолке разошелся, на одной из стен – щель, в бетонном полу – дыра. Делать ремонт хозяйка не собирается – не видит смысла.

– Видите, всё рушится, – Александра проводит экскурсию по своей квартире. – И мы здесь живем с ребенком. Дочка остается одна, я уезжаю на работу. А в эту комнату мы стараемся вообще не заходить. Потому что как раз стык плит идёт здесь. Линолеум когда поднимаешь – тут дырка. Всё рассыпается…

 

В прошлом году прокуратура вынесла администрации города предписание, согласно которому жильцов нужно расселить до 31 декабря 2021-го. Но когда поднялся шум вокруг «падающего дома» и «заваленного горизонта», надзорное ведомство потребовало переселить людей в маневренный фонд немедленно. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении должностных лиц администрации Читы – их подозревают в халатности. Однако даже то, что в дело вмешались эти два ведомства, на ситуацию никак не повлияло, не вселило оптимизма.

– Прокуратура собирается подавать в суд. Чиновники на заседания не будут являться, придут, «а мы не готовы». И вот так будут затягивать, затягивать. Потом апелляция. То есть это еще года на два… – поделился своими прогнозами один из жильцов.

Другие материалы номера