Правящий класс страны еще до начала специальной военной операции занял твердую антироссийскую линию. Вероятно, нынешняя молдавская власть, направляемая извне, считает, что наступил час Х, момент, когда возникает возможность раз и навсегда вырваться из крепких объятий России.
Но такая позиция руководства РМ является слишком радикальной в нынешней обстановке, так как самостоятельно Кишинев не в состоянии решить ни одну из возникающих проблем.
Более того, включение в геополитическую схватку на стороне Запада провоцирует пророссийские силы среди молдаван, Приднестровье и Гагаузию, регионы, которые исторически связаны с РФ. Они все 30 лет независимости конфликтуют с центральными властями, не желающими считаться с мнениями и подходами местных жителей и элит.
Таким образом, внешний фактор и выбор, сделанный руководством Молдовы, являются серьезной причиной для возмущения масс, разных политических, этнических и экономических групп.
Распад Молдовы
неизбежен?
Следующая причина – крупные провалы и неудачи в реализации проекта «Республика Молдова». За тридцать лет независимости молдавский политический класс на смог найти баланс интересов этносов и территорий страны. Местные политики убедительно доказали свою несостоятельность. Сам факт того, что на урегулирование внутреннего территориального конфликта (Приднестровье) решающие влияние оказывает внешние силы – неоспоримое тому подтверждение.
Молдавские политики не смогли создать условия для достойной жизни гражданам. Около миллиона человек уехало из страны и не связывают с ней свое будущее. Особенно это заметно в молодежной прослойке и в среде квалифицированных кадров.
Экономика государства не развивается. За 30 лет не создано ни одного мало-мальски крупного предприятия, каких очень много было во времена СССР. Сельское хозяйство фактически находится в упадке. Приходится импортировать молочную продукцию, мясо, крупы, много других жизненно важных продуктов питания. Мелиорация разрушена или находится в зачаточном состоянии. Даже помидоры, которыми Мирча Друк, премьер-министр начала 90-х годов, обещал завалить мир, закупаются – внимание – на Украине, но импортированные из Турции. О ситуации красноречиво говорит и такой факт: в стране, которая славилась своим виноградарством и виноделием, около 30 тысяч гектаров виноградников заброшены. Это почти четверть всех площадей.
В социальной сфере намечается коллапс, так как число работающих и пенсионеров примерно одинаковое. В демографии главный тренд – исчезновение молдавского народа, депопуляция, снижение рождаемости и рост смертности. Таким образом, Молдова вышла к рубежу, когда распад страны является самой реалистичной перспективой.
Понимание этой проблемы местными политиками существует. На это указывает навязчивое стремление властей на протяжении более 10 лет вступить в состав ЕС. Евроинтеграция стала государственной идеей, что, по сути, нонсенс, так как вступление в ЕС требует именно отказа от суверенитета. Особенно это касается малых и бедных стран.
То, что Евросоюз не в состоянии решить самый главный экономический вопрос, – обеспечение государств энергоресурсами по ценам, дающим населению возможность нормально существовать, а предприятиям – функционировать, говорит нам о том, что евроинтеграционный проект молдавских властей является утопией. Более того, он ускоряет уничтожение молдавской нации.
Также ни для кого не секрет, что разрушительным по своей природе является фактор «унири», объединения Молдовы и Румынии. Число сторонников данного движения постоянно растет, около миллиона граждан РМ уже имеют румынские паспорта. Понятно, что многие их получают, чтобы работать в ЕС или свободно путешествовать. Но не стоит сбрасывать со счетов, что большинство депутатов молдавского парламента не против объединения с Румынией. Президент и все высшее руководство – граждане соседнего государства.
Названы далеко не все причины, стимулирующие распад Молдовы. Но и того, что было упомянуто, достаточно, чтобы видеть: внутренние предпосылки для краха молдавской государственности также почти созрели.
Политики
чуют неладное
Безусловно, молдавские политические силы чувствуют конъюнктуру и видят, к чему все идет. Находящийся под домашним арестом почетный председатель ПСРМ Игорь Додон в публикации, посвященной Дню независимости, прямо указывает, что нынешняя годовщина может стать последней. Он предлагает объединиться гражданам несмотря различия в геополитических взглядах и идеологиях, собрать на площади до 150 000 митингующих и принудить к отставке действующую власть.
Обладающий развитым политическим чутьем и долго молчавший, почетный председатель Демократической партии Думитру Дьяков также стал проявлять повышенную активность. Он хочет консолидировать политический центр, состоящий из представителей центристских и правоцентристских партий. Свои действия Дьяков объясняет социально-экономической ситуацией и тем, что две противоборствующие парламентские силы – правящая ПДС и оппозиция (БКС и партия «Шор») не в состоянии конструктивно взаимодействовать.
Запах революционной ситуации почуял и «Гражданский конгресс». Один из сопредседателей партии, Марк Ткачук, комментируя ситуацию с выдачей кредитов населению, отмечает, что «удачные бунты и редкая фортуна революций всегда были ознаменованы отказом восставшего большинства от обязательств перед оборзевшим от собственной безнаказанности меньшинством». Политик нащупывает силы, которые могут дать решительный бой нынешней власти. Это люди, взявшие кредиты. Таких десятки тысяч. Проценты непомерны, а идея аннулировать долг с помощью революции крайне привлекательна. Кто знает, возможно, призыв массово отказаться от выплаты долгов финансовым акулам в тяжелой ситуации выведет на площадь тысячи. Не платить по долгам – серьезный стимул.
Как известно, давно грозят властям протестами и молдавские фермеры, они недовольны бездушным и легкомысленным отношением к их проблемам, отсутствием реальной помощи и продвижением интересов иностранных компаний.
Гагаузия вот-вот «взорвется»,
но власть готова
Накапливается недовольство и в Гагаузии. Здесь на 2 октября намечен съезд депутатов всех уровней. Они могут выступить с обращением к России и Турции с просьбой защитить их от Румынии. По мнению организаторов, в случае приближения Российской армии к Одессе, в результате сговора с молдавскими руководителями, являющимися гражданами Румынии, Бухарест может ввести в Молдову войска, оккупировав территорию до Днестра.
Также жителей автономии беспокоит неясность с поставками газа, отсутствие угля, дров. Мы входим в зиму, а реальные ответы на волнующие людей вопросы не получены. Гагаузию не на шутку тревожит, что население может не пережить зиму без газа, дров и угля.
Таким образом, мы наблюдаем слишком много серьезных поводов для протестной активности в Молдове. Однако власть показывает, что она готова подавить беспорядки, если они возникнут. И внезапные «учения» в Комрате – сигнал для тех, кто собирается снести законно избранную власть. Правда, власть беспомощную, циничную и как будто специально создающую предпосылки для народных бунтов и развала РМ.
Обрисованная ситуация требует прояснения двух крайне важных для нашей темы вопросов. Первый. Существуют ли в Молдове силы, которые хотели бы сохранения независимой РМ? Второй. Действительно ли Румыния готова ввести в Молдову войска в случае, если Российская армия добьется успеха и продвинется к Одессе?
Начнем со второго. Выход Российской армии к Одессе будет означать окончательный крах Украины. И это потребует от Запада открытого вовлечения в военные действия. Встанет задача использования второго рубежа обороны (оси Польша-Румыния-прибалтийские государства). Как бы новой формой вовлечения в конфликт НАТО с Россий можно назвать ввод войск в Молдову по приглашению руководства этой страны для обеспечения безопасности.
Способны ли молдавские власти запросить военную помощь у Румынии и НАТО? Вне всякого сомнения. Руководство страны очень четко позиционировало себя по отношению к событиям на Украине.
Далее. Решение будут принимать в Вашингтоне. Фактически оно уже принято и является «пакетным» для Украины и Молдовы. Там готовы поддерживать боестолкновения Кишинева с «кровожадным агрессором» до последнего молдаванина. Понятно, что альтернативой этому могут быть либо распад РМ, либо создание лояльного Москве нового государства на территории бывшей МССР и ряда областей Украины, либо вхождение Молдавии в состав России.
Согласится ли Бухарест на такой шаг? С одной стороны, будет высокое давление сторонников объединения двух государств, с другой стороны, как мы помним, главное решение принимает Вашингтон. И США могут отдать приказ действовать несмотря ни на какие последствия. Отступать в геополитике Вашингтон не намерен.
Но ввод войск в Молдову может быть воспринят Москвой как приглашение «зачистить» от НАТО и Румынию. По крайней мере идея уничтожить инфраструктуру альянса в этой стране, например, мощными гиперзвуковыми ракетами, уже не выглядит чем-то невероятным. Разве Россия не требовала от США и НАТО вернуться к ситуации 1997 года, когда Румыния не входила в военный альянс?
Таким образом, введение румынских войск в Молдову по просьбе Кишинева для обеспечения безопасности сегодня выглядит весьма вероятным сценарием.
Кто встанет на защиту
молдавской государственности?
А теперь ответ на первый вопрос.
Он прост. Конечно, сторонники государственности РМ в стране есть, и их немало. Прежде всего, это люди, которые извлекают пользу из статуса независимого государства. Кто они? Безусловно, чиновники, госслужащие, таможенники, налоговики и их окружение. Также есть и предприниматели, которые наладили свой бизнес, пусть и во многом теневой, но обеспечивающий им процветание, дворцы, дорогие авто и отдых в престижных местах за границей. Есть в конце концов и патриоты родного края.
Но быть сторонником и быть силой – не одно и то же. В настоящий момент ни одна партия не является такой структурой, как в свое время, например, большевики в России.
Или, пример из молдавской истории – Народный фронт. У Народного фронта были понятные лозунги – румынский язык как государственный, введение латиницы, объединение с Румынией, монополия на власть для коренного народа. Кроме того, была и ненависть к «поработителям-эксплуататорам» – России и русским. Вспомним лозунг начала 90-х: «Чемодан-вокзал-Россия».
В ситуации, когда 30 лет независимости оказались годами разорения советской экономики и бесконечного воровства, обнищания огромной массы населения и изгнания с родины всех, кто способен сам передвигаться, консолидировать людей под знамена сохранения РМ намного сложнее.
Есть ли в Молдове в настоящий момент такая сила? Увы, ни лидеров, ни политических партий, соответствующих масштабу момента и задач, мы назвать не можем. Ведь нужны и вождь с непререкаемым авторитетом и незапятнанной репутацией, и структура с железной дисциплиной и пламенными борцами за идею.
Можно ли объединить разные партии, движения, активистов, обычных граждан, желающих сохранить молдавскую государственность? Такая вероятность существует. Но для объединения требуется захватывающая идея. Много говорится о Молдавии 2.0, или о чем-то похожем на бывшую МССР. Возможен и другой проект. Скажем, Молдавия от Черного моря до Карпат.
В любом случае должны быть «отцы-основатели», а не просто фигуры, имеющие сносный рейтинг, фактуру, харизму. Необходимы «печать» избранности, истинная пассионарность. Такова структура этого переломного момента.
Только сегодня любую борьбу за независимость и суверенитет надо начинать с получения контроля над банковской системой страны. В Молдове большинство финансовых институтов являются собственностью иностранцев. Без этого разговоры о независимости и суверенитете, «Молдове 2.0» и т.д. превращаются в пустой звук или обман.
А это – вызов сильным мира сего. Собственно, данных целей и добиваются Москва и Пекин. Этот путь усеян костями тех, кто рискнул.
Где ты, Григорий Котовский образца ХХI века? Пришло твое время!
Сергей ТКАЧ
«Молдавские Ведомости»