Удерживаем свои позиции

О результатах Единого дня голосования – 2022

9–11 сентября в России прошел очередной «единый день голосования», в котором приняли участие более 24 миллионов избирателей без учета муниципальных кампаний. Предварительные результаты региональных выборов прокомментировал первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Иван Мельников:

 

«Совершенно понятно, что нынешняя избирательная кампания проходила в очень особенных условиях. Многие вопросы, которые были в центре повестки, в центре медийного и общественного внимания в прошлом году во время федеральных выборов, – нынешним летом, естественно, отошли в тень событий, связанных со специальной военной операцией и геополитикой. Это не значит, что избирателей перестали волновать социально-экономические проблемы. Некоторые вопросы, напротив, стали волновать только больше, но пространства для их обсуждения сейчас практически не было. Выборы отошли на второй план, а власть со своей стороны делала все, чтобы на этот план их задвинуть и провести голосование при минимальной явке. Так и вышло.

В этих непростых и специфических условиях КПРФ выступила более чем достойно и решила объективную задачу-минимум: удержание и сохранение своих позиций на выборах всех уровней. 

Так, из 14 кампаниях по выборам глав регионов, мы приняли участие в 13, и заняли 10 вторых мест. Особенно успешно проявили себя Удмуртии, где наш товарищ Александр Сыров набрал почти 20% голосов. Хороший результат в Саратовской области, где Ольга Алимова получила более 14%. В Кировской области, где у Сергея Мамаева более 13%. В Свердловской области, где Александр Ивачев набрал 13%.

В то же время выборы глав регионов требуют серьезного переосмысления. В нынешнем виде их суть полностью выхолощена, конкуренция сведена практически к нулю. Они превращены в странное соревнование кандидатов власти за самый фантастический процент, который невозможно обеспечить без административных преимуществ. О чем говорить, если в 8 из 14 кампаний избранные губернаторы получили более 80%, при этом шестеро из них проработали меньше года?! Такие сказочные истории не могут служить каким-то серьезным индикатором.

Наш главный тест: выборы в региональные законодательные собрания. Таких кампаний в этот раз было шесть. В пяти регионах из шести КПРФ заняла второе место. В Сахалинской области у нас 14,45%, тогда как на прошлых региональных выборах было 16,5%. В Краснодарском крае у нас 10,75%, на прошлых аналогичных – 11,53%. В Удмуртии – 15,56%, на прошлых – 14,86%. В Саратовской области – 14,69%, а было 14,67%. Во всех этих регионах новые и прежние проценты плюс-минус сопоставимы, и сейчас это самое главное. Слабее мы выступили только в Пензенской области: нынешние 8,53% против прежних 13,14%. Особый разговор про Северную Осетию, где мы заняли только третье место, однако, набрали 12,3% – вдвое больше, чем на прошлых региональных выборах (6,59%).

Всего в этих шести регионах мы завоевали 23 мандата. Это примерно столько же, сколько было по этим регионам и раньше. За нами идет «Справедливая Россия» – 17 мандатов, 10 из которых у них приходится на Северную Осетию. У ЛДПР – 12 мандатов, почти в два раза меньше, чем у КПРФ. У «Новых людей» – лишь 3 мандата.

Нужно особо отметить, что все большую негативную роль играет курс власти на сужение доли мандатов по спискам в пользу одномандатных округов. Поэтому в каждом конкретном регионе разная ситуация с числом мандатов. Так, если в Саратовской и Пензенской области мы полностью сохранили число мандатов, то в Сахалинской области из-за «смены правил» потеряли 3, в Удмуртии – 2, в Краснодарском крае – 1, хотя везде получили неплохие проценты.

Еще резче перекос в пользу одномандатных округов сказался на выборах в столицах. Партийные списки в урезанном виде остались только в семи регионах из двенадцати. В большинстве из них КПРФ заняла второе место: это Барнаул, Кызыл, Черкесск, Псков. Но в таких важнейших для нас городах как Горно-Алтайск, Владивосток, Омск, Тверь, Ярославль выборы проводились только по одномандатным округам. И если в Омске и Владивостоке наша партия на прошлых выборах получила по 8 мандатов (28% и 22%), то теперь в Омске у нас только 1 мандат, а во Владивостоке – 2. Чтобы понять уровень скандальности реформ партии власти, достаточно посмотреть на Горно-Алтайск и Тверь, где ни одна (!) парламентская партия, кроме «Единой России», не получила мандата.

Тем не менее и на этом этаже выборов мы заняли второе место после партии власти: у нас 19 мандатов в 12 столицах. Меньше, чем должно было быть, но немало с учетом абсолютно невыносимых условий, созданных администраторами выборов.

Отдельно важно отметить, что КПРФ завоевала больше тысячи мандатов на муниципальных выборах разного уровня, где мы существенно, на сотни мандатов опережаем и «Справедливую Россию», и ЛДПР, и тем более «Новых людей».

Особого разговора требуют муниципальные выборы в Москве, осуществленные с помощью дистанционного электронного голосования. Их итоги будут подводиться отдельно, так как доверия к системе выборов, где начисто отсутствуют прозрачность и контроль, у партии и наших сторонников нет. С привычной меркой подходить к оценке их результатов мы не можем.

Если судить о завершившейся кампании интегрально, то мы можем зафиксировать, что доверие к нашей партии остается стабильным, что потенциал нашей партии остается широким. Однако объяснимое отсутствие электоральной мобилизации и новые приемы власти по искажению соотношения сил пока не позволили уже сейчас развить те преимущества, которые КПРФ показала во время федеральной кампании.

Будем дальше анализировать и думать, как добиваться этого в новых условиях, уделяя особое внимание проблеме использования одномандатных округов как технологии против сложившейся партийной системы».

Другие материалы номера