Пора остановить разруху и вернуться на путь советской индустриализации

В парке имени Ленина в центре Уфы сохранились гранитные изображения двух орденов Ленина, орденов Октябрьской революции и Дружбы народов, которыми Башкирская Республика награждена за успехи в социалистическом строительстве.

Было чем гордиться. На прежде отсталой территории созданы со времени сталинской индустриализации крупнейший в Европе нефтехимический комплекс, мощнейшие заводы машиностроения, десятки фабрик легкой и пищевой промышленности. Все делалось в интересах трудящихся для социального развития городов и сел.

А сегодня под грохот разрывов американских и натовских снарядов и ракет на Украине еще жизненно важно для государства приковать внимание к тому, что с первых месяцев Великой Отечественной войны и наша республика превратилась в крупнейший опорный край страны. Тогда, как и на весь Урал, были и в Башкирию эвакуированы десятки заводов, которые сохранили мощности оборонной промышленности, а затем своим ростом внесли достойный вклад в победоносное превосходство СССР над силами германского и европейского фашизма.

В отличие от нынешних реставраторов капитализма, власть трудового народа с первых своих дней направляла все средства, золото и алмазы не в зарубежные страховые фонды класса «эффективных собственников», а в опережающее развитие производительных сил, в индустриализацию и укрепление обороноспособности рабоче-крестьянской державы.

Не триллионы рублей складывать на десятилетия в «фонд национального благосостояния» фактически своему врагу, а каждый рубль прибыли вкладывать в подъем могущества родной страны и расцвет жизни народа. Когда же гитлеровский фашизм обрушился войной, то народ собрал достаточно сил, чтобы противостоять захватчику и в то же время вывезти в глубокий тыл свои промышленные предприятия.

И сегодня ценнейший поучительный пример – Уфимское моторостроительное объединение. Начало ему положил один из первенцев индустриализации – завод по производству двигателей для комбайнов, который за год до войны был переведен на выпуск авиамоторов. А в первые ее месяцы сюда доставили еще четыре таких же завода из захваченных вскоре фашистами городов. Это объединение и развернулось на небесах – каждый второй самолет Красной Армии летал тогда на уфимских двигателях.

Однако советская эпоха стала историей, а при обманном возврате капитализма гордиться нечем. Да, Уфимское моторостроительное объединение в послевоенные годы стало флагманом экономики Башкирской АССР. Тогда на нем трудились почти 60 тысяч уфимцев. Сегодня их в разы меньше. И не из-за современных технологий, а за счет сокращения производства, в том числе ликвидации выпуска двигателей автомобиля «Москвич». Правда, сохранились в государственной собственности оборонные мощности, и по-прежнему предприятие показывает высший современный уровень на производстве двигателей военных самолетов.

А эвакуированный ленинградский завод «Красная заря» по производству телефонной аппаратуры составил основу двух уфимских предприятий – №628 (завод телефонной аппаратуры) и №697 (завод аппаратуры связи). В дальнейшем они выросли как завод имени Кирова, который занимал своими корпусами большой квартал, и сверхсекретное объединение «Прогресс» в центре Уфы.

Этим крупнейшим в свое время предприятиям не повезло при сырьевом капитализме. Они практически уничтожены. В текущие дни пишутся заключительные страницы их трагической истории. Началось разрушение последнего корпуса завода имени Кирова.

Несмотря на словеса об импортозамещении и проблемы со связью в специальной военной операции против фашистов Украины, именно нынешним летом разрушены два цеха объединения «Прогресс». Спекулятивное растаскивание его территории началось еще раньше. Сейчас в бывшей оборонке расположились офисы «Башнефти», торговых и госучреждений. Основное здание «Прогресса» не раз тоже выставлялось на торги.

Видимо, этой территории уготована судьба Уфимского завода резинотехнических изделий, где на месте производственных корпусов вознеслись «человейники» и супермаркеты.

Становой хребет промышленности – станкостроение. В советские времена на это хорошо опирались. И уже в 1925 году в Одессе старый механический завод был преобразован в станкостроительный и всегда находился на переднем крае индустриализации. А уже на десятый день великой войны его эвакуировали, 24 августа доставили в Стерлитамак и здесь 11 октября 1941 года запустили в работу.

Сегодня есть особый смысл обратить внимание на эти близкие даты, на короткие сроки, когда и под мирным небом, и под грохот канонады единый народ создавал, сберегал и развивал свои предприятия. Не деньги в накопительных фондах зарубежных банков, а капиталовложения в опережающее развитие производительных сил – вот страховка безопасности страны, защита от колониализма и империализма, обеспечение прекрасного будущего в дружбе и братстве всех народов.

Недаром Одесский, а потом Стерлитамакский станкостроительный завод носил имя Ленина, а за вклад в Победу уже в 1943 году награжден орденом Ленина.

С возвращением мирной жизни коллектив предприятия всегда шел впереди по объявленному Коммунистической партией и правительством СССР курсу на научную организацию труда, автоматизацию производства. В конце 1982 года был впервые смонтирован комплекс с промышленным роботом. Закончилась разработка конструкции станка с крестовым столом и предварительным набором координат. Вскоре выпущена партия из 14 станков-автоматов. Освоено серийное производство станков и обрабатывающих центров с числовым программным управлением.

Таким лакомым куском хотели завладеть многие любители дармового обогащения. За 30 лет завод не раз подвергался банкротствам, менял название и собственников, по сей день ведутся торги по продаже части его имущества, но все же примерно пятая часть коллектива пока уцелела, сохранились конструкторские кадры.

Как пишет директор оставшейся части завода под названием ООО СКБ «Станкостроение» И.В. Жаринов, «наша высокотехнологичная продукция призвана удовлетворить потребности отечественных машиностроительных предприятий в станках и оборудовании. При этом она является в нынешней ситуации импортозамещающей в условиях, когда более 90% металлообрабатывающего оборудования в Россию поставляется из-за рубежа. Развитие отечественного станкостроения предполагает не только прорыв в области технологии машиностроения, но и обеспечение технологической независимости России».

Однако все видят, что заводы можно было спасти от бомбежки, но нельзя ныне сохранить от навязанного сырьевой колонии заведомо гибельного банкротства обеспечивающих технологическую независимость России. И в деловых кругах все болеющие за родную страну открыто и организованно выступали за отмену этой внедренной чубайсами системы разорения и убийства производственных предприятий. А такие прорвавшиеся во власть все эти годы были безжалостны к отечественной индустрии.

Вначале оказываются лишними даже те, кто впереди планеты всей с самого рождения. Вот Уфимское приборостроительное объединение. Творец продукции авиационной тематики, бортовой вычислительной техники. С 1962 года – выпуск изделий для спутников. Участие в создании космических кораблей серии «Восток», «Восход», транспортных кораблей «Союз», «Прогресс», долговременной орбитальной станции «Салют».

Сюда было невозможно трудоустроиться, хотя коллектив насчитывал более 17 тысяч специалистов. Сейчас флагман электроники усох до численности персонала цеха. Корпуса еще не разрушили, но большую часть продали или сдают в аренду. Рожки да ножки остались и от социалки, которая была лучшей в республике.

Именно по этой причине с карты Башкирии исчезли десятки крупных и средних предприятий. Только в Уфе в скорбном списке ликвидированных, который недавно опубликовал популярный сайт, числится 35 фабрик и заводов. Два года назад объявлен банкротом завод горного оборудования, ранее – завод чертежных приборов, электроламповый завод…

Полностью задушена легкая промышленность: швейное объединение «Мир» по пошиву мужской и специальной (военной, кстати, что сейчас очень даже аукается) одежды, швейное объединение имени 8 Марта по пошиву женской и детской одежды, обувные предприятия в Уфе, Стерлитамаке, Октябрьском, трикотажная фабрика, хлопчатобумажный комбинат… Везде на их месте теперь рынки и торгово-развлекательные комплексы.

По указанию американских кукловодов отказ ельцинской верхушки страны от индустриализации, прихватизация оборонных предприятий, аппетит «Все купим за рубежом» сделали черное дело. Усох гособоронзаказ, через вступление в ВТО открылись границы для заниженного в цене импортного ширпотреба, петлей на шее затянулись недоступные банковские кредиты, непосильное налоговое бремя.

Символична в этом отношении судьба высокотехнологичного Стерлитамакского машиностроительного завода. Построенный в 1988 году для производства гаубиц, он в 90-е годы лишился гособоронзаказа. Однако затем освоил выпуск автобусов, экскаваторов и даже стиральных машин. Тем не менее этот еще новый оборонный завод объявлен банкротом, в 2013 году остановлен и превращен в руины.

Некоторые знатоки считают, что все это закономерно, погибшие предприятия якобы не выдержали конкуренции. Но за 30 лет «реформ» в республике возникло лишь несколько новых промпредприятий среднего размера. Наживаясь на советском наследстве, новоиспеченные капиталисты не стремятся вкладывать средства в создание новых предприятий. Миллиарды инвестиций, о которых рапортуют власти республики, чаще всего связаны с модернизацией госкорпорациями работающих на экспорт нефтехимических производств. Государство же в целом отреклось от инвестиций в производство, в живой организм страны, предпочитая складывать деньги в чулок западных банков. Оправдывая это высосанными из пальца причинами.

 

Во время пандемии в 2020 году правительство РФ было вынуждено ввести мораторий на банкротство, тем самым на государственном уровне признавая его разрушительность. Далее в связи с упреждающими действиями против бандеро-фашистского нападения в 2022 году правительство вновь ввело полугодовой мораторий на банкротство.

Однако этот маховик продолжает перемалывать в прах не паразитирующих банкротов, а захваченные ими производственные предприятия, способные сегодня и на десятилетия вперед развиваться и наращивать мощности страны. В январе–сентябре 2022 года в Башкирии для ликвидации по банкротству конкурсное управление было введено в отношении 115 компаний.

А ведь хоть в это время пора бы вспомнить, как советский народ из-под бомбежки эвакуировал заводы и фабрики, так и сегодня их надо спасать от бомбежки банкротством. Выброшенные из цехов за ворота рабочие требуют – нужен не кратковременный «мораторий», а полный постоянный запрет на банкротство как способ уничтожения созданных трудящимися предприятий для жизни народа.

Понятно, что и с таким ослабленным промышленным фундаментом, обременительными финансовыми институтами, репрессивной налоговой системой великая держава мобилизует силы для победы над возрождаемым империалистами фашизмом. Однако при этом безотлагательно необходимо упрочить экономическое благополучие и создать все условия для улучшения жизни и скорейшего роста населения России.

Выходом из катастрофической ситуации, к которой привели страну прозападные силы, может быть только новая индустриализация, о которой говорят коммунисты в своей Программе Победы. Сознательным содействием этому войдут в историю все патриотически настроенные деловые люди. Ведь было, в 2011 году они разработали план возрождения отечественной промышленности, создания 25 миллионов новых высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест.

И хотя все спущено на тормозах, упадок промышленности продолжается, но тем острее необходимость решения этой задачи. И потому КПРФ на основе марксистко-ленинского анализа собирает силы для решения выдвигаемых историей задач. Будущее – в сплоченности трудящихся всего мира, в дружбе и братстве всех народов.

Юнир КУТЛУГУЖИН,

первый секретарь Башкирского рескома КПРФ

Другие материалы номера

Приложение к номеру