Говядина и яблоки больше не социальные продукты?

«Действия правительства по ограничению цен на социально значимые продукты имеют положительный результат в основном в части психологического эффекта для потребителей, а сам перечень необходимо пересматривать». Такие выводы содержатся в исследовании состояния продовольственной безопасности в России в условиях критического роста потребительских цен в 2022 годах. Документ, подготовленный центром агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, частично опубликован в многочленных интернет-СМИ.

В подготовленном исследовании анализируются способы противодействия резкому росту цен – в частности, практика ограничения цен на социально значимые продукты. Речь идет о продуктах питания первой необходимости из утвержденного правительством перечня.

В перечень социально значимых входят 24 продукта, в том числе отдельные виды мяса (говядина, свинина и баранина – кроме бескостного мяса, а также куры), мороженая неразделанная рыба, масло (сливочное и подсолнечное), питьевое молоко и яйца, хлеб и мука, крупы (пшено, шлифованный рис, гречка), овощи (картофель, свежая белокочанная капуста, лук репчатый и морковь), а также яблоки.

По мнению экспертов института, необходимо исключить из перечня те продукты, которые входят в рацион наиболее обеспеченных семей (например, говядину), или являются в значительной мере импортными (например, яблоки), или занимают в бюджете семей мизерную долю.

Говядина – один из самых дорогих видов мяса, тут не поспоришь. Но говорить о том, что ее исключительно покупают потребители с высоким уровнем доходов, по меньшей мере глупо. Говядина – одна из основных составляющих диетического питания. Непонятно, почему эти эксперты решили исключить из социального списка неразделанную замороженную рыбу, утверждая, что она не востребована.

«Я всегда покупаю неразделанную замороженную рыбу, – пишет в соцсетях Антонина Григорьевна Сомова. – Она более экологичная и дешевая. По ТВ сколько раз показывали, как ее разделывают: какие-то грязные баки, подпольные цеха… А если рыбу сразу замораживают на месте вылова, в ней сохраняются все пищевые качества».

«Я никогда не покупаю мясной фарш, – утверждает в соцсети Нина Васильевна Горина. – Из него все вытекает, и неизвестно, что туда положили – может, какие-нибудь шкурки. Когда свой фарш из цельного куска говядины, я в нем абсолютно уверена».

«Социально значимые продукты – это та самая еда, за которой мы каждый день отправляемся в магазин. Худо-бедно, в России нет голода. И, возможно, это и есть главный эффект защиты наших потребительских прав, – утверждает пенсионер В. Сименко. – Но все эти продукты все равно дорожают, о чем наверняка в курсе любой, кто ходит в магазины. Если из социальных убрать говядину, рыбу, яблоки – цены просто взорвутся и мы, простые пенсионеры, уже не сможет их купить. А еще не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, наша власть не в состоянии или не хочет ограничивать рост цен на самые необходимые товары и продукты в первую очередь».

Об этом нам говорят и отчеты Росстата. Яркий пример – хлеб, за ценой на который государство следит особо тщательно. Но тщетно! За год с ноября 2021 года он подорожал в среднем на 20%. Подобную динамику показали практически все «защищенные» продукты. Крупы выросли в цене на 14%, мясо и птица на 12%, рыба и морепродукты на 15 (мороженая неразделанная на 8%), молоко – на 17%, сливочное масло – на 18%…

В общем, наша торговля и не думает бороться с ростом цен – даже под угрозой каких-то проверок от ФАС и других уполномоченных органов. При этом, повышает цены сразу по двум фронтам: и по социально значимым продуктам для нищающего на глазах населения, и по деликатесным товарам.

И вот почему. В законе слишком много «если». Если цены (по закону) на какой-то продукт выросли более, чем на 10% в течение 60 дней подряд, тогда на этот продукт государство устанавливает предельную розничную цену сроком на 90 дней. Как это контролируется? Некий таинственный жандарм или комиссия каждый день должны приходить и смотреть – держится ли цена в течении двух месяцев или нет? А если на три дня она вдруг понизится – начинай новый отсчет?

«Может, на эти самые социально значимые продукты просто зафиксировать цены? А остальные отпустить в свободное плавание. У кого есть возможность, пускай покупает бескостное мясо или красную рыбу», – предлагает Нина Новицкая из Москвы.

И еще одна шокирующая статистика. Из того же Росстата. Оказывается, мяса, рыбы, молока и овощей подавляющая часть населения страны покупает в два раза меньше обеспеченной части населения, фруктов – втрое меньше. Мясо покупают самое дешевое: курицу или свинину. Предпочитая их рыбе и фруктам. Для этих людей социально значимые продукты не по названию, а по цене – те, которые самые дешевые. Именно за ними должны следить органы власти и на это ориентировать торговые сети.

Социологический опрос продовольственного самочувствия, проведенный месяц назад ФОМ, показывает, что на рост цен россияне реагируют прежде всего сокращением рыбно-мясного рациона, затем уменьшают закупки молочных продуктов и фруктов, а в 2022 году к этому списку добавились овощи, сахар и крупы. Россияне из года в год стараются найти продукты и магазины подешевле, не отказываются от привычных продуктов, но покупают их в меньшем количестве; в 2022 году россияне вынужденно пересмотрели свое отношение к подсобному хозяйству и чаще намерены расширять продовольственное производство в интересах самообеспечения, говорится в исследовании.

                                                                                         Анатолий ТАРАСОВ

Другие материалы номера

Приложение к номеру