Непредвиденный казус случился с докладом «О реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2022 год». Представлять его думцам приехал на Охотный Ряд первый министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко в сопровождении своих замов и руководителей агентств.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин придавал этому событию особое значение, полагая, что доклад покажет возрождающееся здравоохранение. К моменту выхода министра к трибуне спикер позвал на гостевые трибуны журналистов и сообщил, что почти 70 регионов будут слушать главу Минздрава в режиме видео-конференц-связи.
Похоже, что Мурашко очень старался наполнить свой отчет оптимизмом. Но подвели цифры. В тексте их было много, и далеко не все оказались точными. Министр переусердствовал с приукрашиванием действительности. И это не ушло от внимания ни Счетной палаты, ни думского комитета по контролю, ни коммуниста, профессионального медика Алексея Куринного. В итоге именно его выступление стало настоящим и достоверным докладом о положении дел в российском здравоохранении.
«Действительно, здоровье нации – это признак современного государства, – согласился с министром депутат от КПРФ. – Но в докладе особое внимание уделено количественным показателям – использован бухгалтерский подход».
В чем это выразилось?
«…12 из 13 пунктов выполнено, 293 цели из 338 достигнуты», – сказал Мурашко.
«Звучит солидно, – подчеркнул Куринный, – но показатели корректировались, причем регулярно. В 2022 году три показателя по сердечно-сосудистым заболеваниям откорректированы, два – по онкологическим, а это базовые показатели. Цифры подгонялись: где было высоко – там снизили, где было низко – там подняли. И, соответственно, их «выполнили», как представлено в докладе. Появился даже такой термин, придуманный правительством, – «амнистия результатов».
Куринный изобличил Минздрав:
«Все-таки соответствующие показатели надо сравнивать с показателями стран, имеющих аналогичную экономическую ситуацию. Когда мы их сравниваем, то вырисовывается ситуация не столь хорошая. По ожидаемой продолжительности жизни на 5–6 лет Россия отстает. Мы должны были достигнуть 78 лет средней продолжительности жизни к 2024 году, но в ведомстве смягчили план и написали, что в РФ 78 лет должны достигнуть к 2030 году.
…Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в России в полтора раза выше, чем в таких же по экономике странах. Смертность от онкологических заболеваний на 15–20 процентов выше. Смертность в трудоспособном возрасте, вдумайтесь! – в России в 2 с половиной раза выше, чем в новых странах Европы. И самое главное, что показатель смертности в трудоспособном возрасте не вошел в перечень данных, которые оцениваются. Случайно ли? Скорее всего – нет. Скрытые цифры указывают на демографическую катастрофу, которая длится в РФ не первый год. Тому «содействует» в том числе низкое качество и малодоступность медицинской помощи».
Депутаты спрашивали главу Минздрава: что нужно сделать, чтобы смертность сократилась, чтобы не было дефицита кадров, снизились цены на операции и отечественное здравоохранения не оставалось на задворках?
Мурашко обиделся на «задворки», заверил депутатов, что многое делается. Но, опасаясь недоброго взгляда Минфина, не решился министр сказать главное, чего не побоялся озвучить Куринный: «А самое главное и основное, что нужно, – это достаточное финансирование. Те страны, которые равны с нами по возможностям, финансируют здравоохранение в объеме 5–9 процентов ВВП. РФ, по кассовому исполнению прошлого, 2022 года, – всего 3,8 процента. Отсюда и результат минусовый».
Где взять эти дополнительные деньги?
«Естественно, не от регионов, – предупреждает Куринный. – Да, есть у нас с десяток самодостаточных субъектов. Но подавляющее большинство не могут выполнить даже свои обязательства в виде платы за нетрудоспособных граждан, уровень пособий не покрывает даже уровень инфляции».
14 регионов по итогам прошлого года закончили свои бюджетные циклы с дефицитом Территориальной программы государственных гарантий почти на 17 миллиардов рублей.
«От недостатка финансирования, – утверждает Куринный, – возникают все основные вопросы к здравоохранению: кредиторская задолженность, кадровые проблемы, недостаток средств на льготное лекарственное обеспечение, рост собственных затрат граждан на медицинскую помощь. По итогам последних трех лет затраты граждан на медпомощь выросли на 30 процентов. Если прибавим платное лечение и лекарства в амбулаторных условиях, то граждане тратят на лечение 2 с половиной триллиона рублей в год. Это 50 процентов от того, что тратит государство на здравоохранение».
«Крайне острая проблема, – считает депутат, – кадровая. От нее зависит все остальное, – наши вложения в модернизацию, в оборудование. Они будут бесполезными, если не будет решена кадровая проблема. Минздраву здесь похвастаться нечем. Остаются невыполненными плановые показатели по укомплектованности ФАПов, по укомплектованности амбулаторного звена, первичного звена».
Что с врачами-специалистами?
«Их, – приводит данные 2022 года Куринный, – 15,3 человек на 10 тысяч населения. В 2021-м было 15,8. У нас падает обеспеченность населения квалифицированной медпомощью, несмотря на «оптимистичные» отчеты. И так во всем. Купили мы 5 тысяч автомобилей скорой помощи, а водителей не хватает, кадровая проблема усугубляется».
Почему так происходит в медицине?
«Дело в зарплатах, – заявляет Куринный. – Либо мы решаем кардинально вопрос с увеличением заработных плат, выравниванием их по регионам, либо нам придется переходить к советской системе распределения кадров, которая сегодня многим не нравится».
Остро стоит вопрос лекарственного обеспечения:
«По данным Счетной палаты, недофинансирование со стороны федерального бюджета льготного лекарственного обеспечения составляет 50 процентов. Эту дыру вынуждены закрывать регионы, но они не в состоянии выполнить свои полномочия, у них нет на это средств. Из 13 миллионов льготников региональных только 25 процентов пользуются своей льготой, причем из детей до 3 лет всего 7 процентов пользуются льготой на бесплатное лекарственное обеспечение, из детей до 6 лет в многодетных семьях – только 9 процентов. Вдумайтесь! Не потому, что они не хотят воспользоваться, а потому что такой возможности нет».
Недопустима разница между регионами, негодует Куринный:
«Разница – колоссальная – и по заработной плате, и по лекарственному обеспечению. Без выравнивания – медицинский туризм, т.е. переезд специалистов не остановить. Доля собственных расходов россиян при амбулаторном лечении – 80 процентов, а в странах Европы – 80 процентов платит за своих граждан государство. Орфанные заболевания необходимо переводить на федеральное финансирование. Как бы ни старалось министерство, какие бы усилия ни прилагало, без необходимого финансирования ничего не решить, не исполнить».
Подытоживая доклад, депутат-коммунист перечислил предложения КПРФ.
- Увеличить финансирование здравоохранения за счет федерального бюджета.
- Повысить заработную плату и выровнять ее между регионами.
- Ввести в стране систему всеобщего лекарственного обеспечения, без этого бороться с социально значимыми заболеваниями будет невозможно.
- Продолжить программу модернизации и технического перевооружения нашего здравоохранения.
А. Куринному искренне аплодировали не только депутаты от КПРФ, но и от других фракций.
Вывод «ЕдРа» о позитивной оценке госотчета М. Мурашко никого не впечатлил.
Выступление министра оставило гнетущее впечатление: порушенные оптимизацией ФАПы восстанавливаются, но далеко не везде, села переводят на передвижное обслуживание – в глубинку будут периодические наезжать медпункты на колесах, проводить осмотры, обследования сельских жителей. А если после их отъезда с кем-то случится приступ, роды начнутся, то тут, дорогие селяне, сами как-нибудь разбирайтесь.
Фонд «Круг добра», созданный при Минздраве для лечения детей с очень тяжелыми генетическими, онкологическими заболеваниями, не может всех маленьких страдальцев охватить лечением. Поэтому телесборы миллионов рублей на лекарства и операции для этих детей продолжатся.
«Нужно идти по пути создания собственных лекарственных препаратов, – пояснял Мурашко, – нужно заниматься импортозамещением по данному направлению. Это задача ключевая, для Фонда в том числе. Мы идем по этому пути».
Знать бы, как долго Минздрав будет «идти по этому пути» – пути обещаний, громких слов и откорректированных отчетов. Чем дольше это все длится, тем меньше становится населения в России. Это волнует Минздрав РФ?
Галина ПЛАТОВА