Skip to content
Top Menu
05.12.2025
  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Газета "Советская Россия"

Газета "Советская Россия"

Выпускается с июля 1956 года

 Версия сайта для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
    • Главные новости
    • В мире
    • В потоке событий
    • Голос народа
    • Культура
    • Социальная хроника
    • Политика
    • Слово партнёрам
  • Номера
    • Все номера
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
  • Авторы
  • Об издании
    • О газете
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Написать в редакцию
  • Подписка
  • Реклама
Main Menu
Голос народа

Первый пилот России погиб как большевик

23.08.202307.05.2024 - Прокомментировать
2
Поделились

В редакцию «Советской России» поступило письмо от читателя Александра Гудкова из Смоленска. Его возмутила табличка «Единой России» рядом с установленным в городе бюстом великого авиатора-коммуниста. Публикуем его с сохранением пунктуации автора:

«Добрый день! Очень хочется высказать свои очень сильные эмоции от одновременной радости и раздражения! Я уважаю историю России. Я патриот и коммунист. В городе Смоленске открыли бюст первому летчику России Михаилу Ефимову. Дело достойное и важное. Это радует! Но я в первый раз вижу, чтобы рядом с памятником великому человеку нашей истории установили рекламу партии «Единая Россия» – это маркетинговый и политический ужас! Михаил Ефимов был большевиком, воевал за революцию, из крестьянской семьи, а белогвардейцы его арестовали и расстреляли – нашу гордость России! В то время многие авиаторы поддерживали революционное движение. Они были против капитализма и воевали за социализм, коммунизм! А теперь демократы, забывшие подвиги революции, ставят рекламу партии «единороссов» рядом с Великим Красным Человеком революции! У них что, совесть улетела в день авиации?! Памятники устанавливаются на деньги налогоплательщиков и добровольцев!  Но партия продолжит рядом с памятниками-бюстами (на большие размеры экономит деньги, одни «головешки» теперь будут по городу Смоленску) устанавливать рекламные щиты «Единой России»!

Мы решили вспомнить и напомнить и вам, уважаемые читатели, биографию этого незаурядного человека. Который, как правильно заметил автор письма, был преданным большевиком и погиб от рук белогвардейцев.

МИХАИЛ был выходцем из самой обычной крестьянской семьи Смоленской губернии. Его отец – Никифор Ефимов – принимал участие в русско-турецкой войне. А после демобилизации все семейство перебралось в Одессу. Никифору повезло, он сумел устроиться слесарем в мастерские «Русского общества пароходства и торговли». Поэтому семья с финансовой точки зрения была относительно обеспеченной. Благодаря этому Михаил смог реализовать свои мечты в спорте. Он, как и большинство тогдашних одесских мальчишек, увлекался велосипедами. И все свободное время проводил на циклодроме.

Став совершеннолетним, Михаил смог поступить в Одесское железнодорожное техническое училище. Причем на престижную в то время специальность – электромеханик телеграфной связи. Окончив училище, он без проблем смог найти работу. А зарплата позволила вскоре приобрести мотоцикл «Пежо». По тем временам – техника крайне редкая и очень дорогая.

Но просто кататься по улицам Одессы, вызывая восторженные и завистливые взгляды у горожан, было не в характере Ефимова. Он начал участвовать в гонках. И в 1908 году стал чемпионом Российской империи. Но все же Михаил Никифорович понимал, что не это являлось главной мечтой. Его манило небо.

В конце марта 1908 года в Одессе появился первый аэроклуб. Конечно, Михаил стал его завсегдатаем. И когда было принято решение о проведении первого для клуба полета на планере, его пилотом стал Ефимов.

Полет, занявший лишь несколько секунд, состоялся над одесским ипподромом. А планер буксировал автомобиль. Эксперимент прошел удачно. Ефимов тут же стал героем не только города, но и всей России. Благодаря этому в 1909 году Михаил отправился во Францию на, если так можно выразиться, повышение квалификации. Его учителем стал легендарный авиатор Анри Фарман. В заграничной командировке Михаил Никифорович сумел освоить передовые технологии, поскольку Франция на тот момент считалась главной страной в воздухоплавании. К несчастью, в это время скончался его отец.

 

«Нужда с детства мучила меня. Приехал во Францию. Мне было тяжело и больно: у меня не было ни единого франка. Я терпел: думал – полечу – оценят. Прошу Ксидиаса дать больному отцу 50 рублей, дает 25. Оборвался, прошу аванс 200 рублей, дает 200 франков. Без денег умер отец, и без денег я поставил мировой рекорд с пассажиром. Кто оценит у нас искусство? Здесь за меня милые ученики заплатили, спасибо им… Больно и стыдно мне, первому русскому авиатору. Получил предложение ехать в Аргентину. Если контракт не будет уничтожен, не скоро увижу Россию. Заработаю – все уплачу Ксидиасу. Прошу извинить меня».

(Е.В. Королёва. «Первые среди первых». Воспоминания племянницы М.Н. Ефимова из книги С.В. Грибанова «Пилоты Его Величества»)

 

Ефимов вернулся на родину в конце декабря 1909 года и первым в Российской империи получил диплом летчика. А в марте он совершил показательный полет над Одесским ипподромом. Посмотреть на это собралось свыше ста тысяч человек! Причем толпа не отпускала своего героя. И Михаилу Никифоровичу пришлось пять раз подниматься в воздух и даже брать с собой пассажиров.

Михаил Никифорович совершил пять полетов, выполняя «восьмерки», закладывая виражи и спирали, входя в «пике» под бурные аплодисменты публики. Два полета он выполнил с пассажирами на борту. Одним из пассажиров стал владелец самолета – банкир Ксидиас.

 

Отвечая на вопрос о своих впечатлениях после полета, банкир пошутил: «Когда я взлетел и увидел такое огромное количество публики, я испытал ощущение больших барышей, которые получу. Потом я испугался, что если вдруг Ефимов меня разобьет, кому достанутся мои деньги… и решил скорее спуститься на землю».

(Г.В. Залуцкий. «Выдающиеся русские летчики»)

 

В конце праздника Ефимову подарили лавровый венок с лентой «Первому русскому авиатору». Спустя несколько недель он отправился в Ниццу, чтобы принять участие в международном соревновании летчиков. И, конечно, стал лучшим. На полученные призовые деньги он купил себе аэроплан и расплатился с долгами, которые Ефимов брал для обучения во Франции.

Вообще, Михаил Никифорович старался не пропустить ни одного международного соревнования. Поэтому флаг Российской империи поднимался и в Руане, и в Реймсе, и в Вероне, и в Будапеште, и во многих других европейских городах.

Ефимов одним из первых не только в России, но и в мире научился исполнять в воздухе сложные трюки, виражи и планирование с выключенным мотором. Мастерство пилота не осталось незамеченным. На него обратило внимание Военное министерство. И вскоре Ефимов стал главным инструктором авиационной школы. Эту должность Михаил Никифорович занимал вплоть до начала Первой мировой войны.

 

«Государь Император во внимание к особым трудам и заслугам, оказанным императорскому Всероссийскому аэроклубу, состоящему под высочайшим Его Императорского Величества покровительством, всемилостивейше соизволил 10 апреля 1911 года пожаловать звание почетного гражданина действительному члену Всероссийского аэроклуба крестьянину Смоленской губернии и уезда, Владимирской волости, деревни Дуброва Михаилу Ефимову».

(Е.В. Королёва. «Первые среди первых». Воспоминания племянницы М.Н. Ефимова из книги С.В. Грибанова «Пилоты Его Величества»)

 

Когда же начались боевые действия, он подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Но только в апреле 1915 года Ефимов был зачислен в 32-й авиационный отряд. В его задачи входило совершение рейдов в тыл противника для фотографирования объектов и бомбометания. Но вскоре Михаила Никифоровича вновь вернули в авиационную школу. Руководство посчитало, что такой опытный человек должен обучать новобранцев. В ноябре Ефимов получил звание прапорщика. А за боевые вылеты он стал полным георгиевским кавалером.

В начале 1916 года Михаил Никифорович взялся за создание собственной крылатой машины. Но завершить начатое у него, к сожалению, не получилось. Учитывая сложную обстановку, его вновь вернули на фронт.

ЕЩЕ в начале войны Ефимов примкнул к партии социал-демократов. В то время, кстати, многие авиаторы поддерживали революционное движение. Так что Михаил Никифорович не являлся белой вороной. В армии, конечно, знали о его «красном увлечении», но смотрели на это сквозь пальцы. Все-таки Ефимов являлся одним из лучших авиаторов во всей стране. А такими ценными кадрами в то сложное время не разбрасывались. «…Ефимов еще раньше примкнул к большевикам. Он оказался отличным агитатором, вел большую агитационную работу среди летчиков и матросов. Все его любили и уважали. Мы летали тогда в операциях против разных белых банд. Ефимов также принимал участие в этих боевых действиях», – это строки из письма бывшего морского летчика Евгения Ивановича Погосского.

После Февральской революции авиатор получил место в комитете гидроавиации. Весной 1918 года, когда белым удалось захватить Крым, его арестовали. В тюрьме Ефимов провел почти год – до тех пор, пока полуостров не освободили большевики. Но ситуация была слишком шаткой, к Крыму стягивались армии белогвардейцев, и большевикам пришлось оставить занятые позиции.

В Красной армии бывший авиатор служил водителем автоколонны. Во время отступления, в районе Херсона, машины застряли. И чтобы они не достались врагу, их сожгли. Ефимов пешком добрался до родной Одессы. Но вскоре в город нагрянули белые. Михаила арестовали. Последовало разбирательство и суд. На заседании первый авиатор Российской империи был приговорен к высшей мере наказания. Белогвардейцы не стали учитывать заслуги летчика, для них он являлся «предателем», который сражался за народное дело. И вскоре Ефимов был казнен. По одной из версий, его в лодке вывезли на середину водоема, а потом приказали прыгнуть в воду. Как только Михаил Никифорович оказался за бортом, солдаты открыли по нему огонь.

 

Елена ЛАКРИЦ

 

Другие статьи автора

  • Шивелуч «выключил солнце»
  • Шахтеры требуют зарплату
  • Чему успела научиться: лгать и материться
  • Сэкономить на рабочих не получилось
  • Сохраняем деревню, свою родину!

Другие материалы номера

  • Феодальщина и подвижники
  • Стариков намеренно вгоняют в долги
  • Сталин в тройке самых популярных правителей России
  • Социальная обстановка: перспективы
  • Она нас вывела из фашистской петли
  • О русском Севере, нашей глубинке, в ожидании справедливости
  • Наше образование разобьется так же, как и «Луна-25»
  • НАТО уже проиграло России
  • Космос не простил измену своей Родине
  • Коммунисты спасают могилу революционера
  • Идеологическая тухлятина Трампа как предвестие
  • И зачем мы честно трудились?..
  • Заявка на Истину
  • Возрастная дискриминация – подлость
  • В тот «черный понедельник»
  • БРИКС укрепляет надежду
  • «Ростелеком» тестирует блокировку YouTube
  • «Нет школы – нет деревни!»

Похожие новости

Звездам, а не ландышам, сиять на погонах

03.12.202503.12.2025

Сыны земли Русской

03.12.202503.12.2025

Имя таланта — труд

03.12.202503.12.2025

Навигация по записям

Предыдущая новость И зачем мы честно трудились?..
Следующая новость Она нас вывела из фашистской петли

Свежий номер

  • 135 (15691), 4 декабря 2025 г.

    135 (15691), 4 декабря 2025 г.

    04.12.2025

Календарь публикаций

Август 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
« Июл   Сен »

Архив номеров

Август 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
« Июл   Сен »

Опрос

Подорожание чего Вы сильнее всего ощутили в последнее время?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях




Блог редакции

  • Как стать участником форума (комментатором) на сайте. Подробная инструкция
  • Требуется ваша помощь!
  • Обновляем сайт
  • Готовимся к переезду

Свежие комментарии

  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю
  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю
  • Пушкинец к записи Сыны земли Русской
  • yurij к записи Поклонимся подвигу Сталина и советских воинов
  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю

Слово партнёрам

  • Как организовать квартирный переезд без стресса: пошаговый план для спокойного переезда

  • Автоломбард или банк: что выгоднее для заемщика и как сделать правильный выбор

  • Аренда выделенного сервера: особенности и нюансы выбора

  • Эко-отопление частного дома: сравнительный обзор

  • Одноразовая посуда: как выбрать и на что обратить внимание

Праздники

Декабрь 2025

Пятница, 5 декабря

Весь день
День добровольца (волонтера) в России

Ежегодно 5 декабря в России отмечается День добровольца (волонтёра), установленный Указом Президента РФ № 572 от 27 ноября 2017 года.Учреждению праздника предшествовала длительная история развития волонтёрского движения в России, а выбор да

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3623/
Повторяется ежегодно
День начала контрнаступления советских войск под Москвой

День воинской славы России — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) — установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России».

https://www.calend.ru/holidays/0/0/630/
Повторяется ежегодно

Об издании

Газета «Советская Россия»

Свидетельство о регистрации СМИ №01218 от 29.06.1992

Главный редактор: В. Чикин

Разработка

Сайт создан в Site Works

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

21+

Меню

  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Авторсие права: © 2025 Газета "Советская Россия".
Работает на Wordpress
Главная
Вход
Вход
Регистрация
Регистрация
Авторизация
Регистрация
*
*
Войти, используя социальный аккаунт
Вход Потеряли пароль ?
Авторизация
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти, используя социальный аккаунт
Зарегистрироваться
Авторизация Регистрация
Генерация пароля
Получить новый пароль