Памяти Бранденбургской Мадонны
26 ноября 2024 г., в 100-летнем уже возрасте, ушла из жизни «Регулировщица Победы – Бранденбургская Мадонна» Лиманская Мария Филипповна. А родилась она 12 апреля 1924 г. в селе Старая Полтавка, являвшемся центром Старополтавского кантона АССР немцев Поволжья.
Окончив 7 классов школы, поскольку отец и два младших брата в 1940 г. трагически погибли, работала уже в колхозе, помогала матери поднимать младших детей. На фронт ушла в 18 лет, в 1942 г. Служила в запасном полку и шила одежду советским солдатам, но и изучала стрелковое оружие. За время службы несколько раз оказывалась на краю гибели, чуть не провалившись под лед и переболев воспалением легких, и даже тропической малярией. И регулировщицей стала по воле случая.
Когда лечилась в расположении 15-й военно-автомобильной части, в учебный полк приехали рекрутеры регулировщиц – координировали движение войск по фронтовым дорогам в Красной армии исключительно девушки, мужчины были нужны на передовой.
Марию сразу приняли, а обучение искусству жестикуляции флажками (а в темное время суток – фонарями) заняло трое суток. Под Батайском, во время одной из бомбардировок, она была по неосторожности сбита шофером и попала в больницу, которая также подверглась бомбардировке. Чудом никто из ее подруг, равно как и сама Мария, не погиб, поскольку несколько упавших авиабомб не разорвались. И, тем не менее, невзирая ни на что, ни на метеорологические и боевые условия: стоять под обстрелами и проливным дождем, снегопадом и палящим солнцем – дело свое Мария отлично продолжала. Причем не начала курить, а боевые 100 грамм отдавала пожилым солдатам-ремонтникам, иногда подменявшим девушек на посту.
В Берлине ее потрясли затопление метро, организованное гитлеровской верхушкой, и самоубийства мирных горожан, оболваненных нацистской пропагандой, которая описывала советских воинов как чертей с рогами.
А 2 мая 1945 г. стояла уже у Бранденбургских ворот, недалеко от рейхстага, и отвечала за регулирование движения. И так фотограф Евгений Халдей запечатлел Лиманскую на одной из вышедших почти сразу после Победы его фотографий – на которой «Регулировщицу Победы» назвали Бранденбургской Мадонной.
Правда, поскольку снимал Халдей не только ее, вкралась ошибка, и на фото она попала тогда под фамилией другой регулировщицы – Шальневой Марии Тимофеевны. Причем надолго, на 30 лет. О чем сама Лиманская и не знала. Она даже не помнила момент, кто и когда ее снимал, в том числе, даже и Е. Халдея, которого не знала в лицо, – в Берлине было много корреспондентов как из Советского Союза, так и из стран-союзников, почти каждый из них периодически щелкал фотокамерой. Но зато во время дежурства получила от одного из водителей подарок в виде туфель-лодочек, что считала одним из лучших подарков в жизни.
9 мая в Берлине солдаты отметили капитуляцию немецких войск и победоносное окончание войны. В дни Потсдамской конференции Лиманская также регулировала движение, пропуская кортеж британского премьер-министра У. Черчилля. Тот, увидев Марию, приостановил кортеж и через переводчика спросил у Маши, не обижают ли ее британские военные. «Черта с два меня обидишь. Пусть только попробуют!» – таков был ответ.
Награды Лиманской: нагрудный знак «Отличный дорожник», медаль «За освобождение Варшавы», медаль «За взятие Берлина», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орден Отечественной войны 2-й степени (1985).
После войны Лиманская вернулась в родное село и начала работать помощником библиотекаря. Отсутствие специального образования вынудило оставить эту работу и устроиться санитаркой в больницу. Личную жизнь устроила тоже со второй попытки. В первом замужестве родила двух дочек – Раису и Нину, но союз оказался неудачным. Вторым супругом стал ветеран-танкист. Так вот, уже много позднее, на рубеже 60-х и 70-х годов, именно пациентка лечебного заведения, где работала Мария, учительница местной школы, показала ей фото Халдея в журнале «Работница», на котором регулировщица ошибочно фигурировала под фамилией Мария Шальнева, и спросила: «Это ведь Вы?» Лиманская узнала себя, и женщины вместе написали письмо в журнал с просьбой исправить ошибку. И исправление произошло, Е. Халдей лично выслала ей фото, с дарственной надписью.
Дочь Марии Филипповны, Нина Григорьевна, очень хорошо характеризовала отчима, но его ранения давали о себе знать, и в начале 90-х он скончался. Почему в 70 лет, в 1994 г., сама Мария Филипповна переехала в село Звонаревка Марксовского района Саратовской области. Вначале жила с дочерью Раисой и ее семьей, а затем – с Ниной. Заканчивала трудовую деятельность Лиманская уборщицей, характеризуя свое долголетие, подшучивала: «Я как велосипед – если не упала сразу, еду и еду». В 2011 г. 87-летняя Лиманская дала мастер-класс по регулировке движения молодым сотрудницам ГИБДД.
Администрация Звонаревки окружала ее вниманием, и каждый раз на День Победы устраивала концерты под окном у бабушки-ветерана. У Марии Филипповны десять правнуков. Шесть из них живут в Германии: внучка регулировщицы – Татьяна, вышла замуж за односельчанина, этнического немца, сварщика Виктора Боссерта. В Саратовской области у супругов родились Алена и Ирина, а в Брауншвейге – когда уехали они в Германию – Мелина, Анжелина, Луиза и долгожданный сын Николас. В последние годы Мария Филипповна уже не могла разговаривать, но находилась в ясном уме, а после замены глазных хрусталиков читала книги и газеты.
9 июля 2020 г. в райцентре Маркс открыли памятник фронтовой регулировщице, прообразом для которого послужила фотография Лиманской, сделанная Е. Халдеем. Бронзовая фигура высотой в 2,3 метра была установлена в сквере возле Центрального дома культуры. Автор – саратовский скульптор, член Союза художников России Владимир Пальмин. Памятник изготовлен на собранные народные средства жителей Марксовского района. Скончалась Мария Филипповна 26 ноября 2024 г., 27 ноября была похоронена на Звонаревском кладбище. Вечная память «Регулировщице Победы»!
Геннадий ТУРЕЦКИЙ
На фото: Берлин, 2 мая 1945 г. Мария Лиманская у Бранденбургских ворот.
Автор фото – Евгений Халдей.
На копии этой знаменитой фотографии, подаренной автором Марии Лиманской в 1984 году, рукой автора написано: «Марии Лиманской на добрую память. Берлин 1945 г. – Волгоград 1984 г. Евг. Халдей»