Восстановить разрушенную систему образования!

11 февраля в Государственной Думе состоялся правительственный час на тему: «О разработке Стратегии развития образования в Российской Федерации». В зале пленарных заседаний выступили министр просвещения С.С. Кравцов, министр науки и высшего образования В.Н. Фальков, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Г.Г. Гуров, заместитель Председателя Правительства Д.Н. Чернышенко, руководители профильных комитетов Госдумы, эксперты.

Позицию фракции КПРФ изложил в своем выступлении Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. ЗЮГАНОВ:

– Уважаемые депутаты! Товарищи! Друзья! Наши гости!

У меня сегодня хорошее настроение. Наконец мы всерьез занялись главной темой. И, похоже, движемся в нужном направлении.

Хочу поблагодарить Дмитрия Николаевича Чернышенко, который, отчитываясь в прошлый раз, системно изложил подход к развитию науки. Без фундаментальной науки не бывает великих государств. Но чтобы наука была современной, надо иметь и абсолютно современную школу.

Президент нам недавно преподнес хороший урок. Он одновременно провел Наблюдательный совет в МГУ, куда пригласил всех крупных финансовых тузов, и вручил молодым ученым высокие награды, подчеркнув, что будущее начинается сегодня. Он прекрасно понимает, что после «перестройки» мы почти три пятилетки шли в никуда и теряли историческое время. Я внимательно прочитал все материалы Совета по науке и образованию, который на днях проводил глава государства. И сегодняшние выступления свидетельствуют о том, что мы понимаем проблему и можем достойно с ней справиться.

Вот на что хотел бы обратить особое внимание. У нас выступал ректор МГУ Садовничий, который сам является крупным математиком. Рад, что он практически мой земляк. Я в МГУ докторскую защищал. Там сохранено все лучшее, что было в Советскую эпоху, и развивается все самое современное, что открывает науке и образованию путь в будущее. Неслучайно все выступающие сегодня подчеркивали: не бывает настоящих инженеров, которые одновременно не являются классными математиками и физиками.

Но посмотрите выступление президента на Совете. Я не знаю, кто ему готовил материал, но он ясно и четко поставил вопрос: каким образом мы будем решать проблему инженеров, если всего 14% учащихся выбирают профильными дисциплинами математику и физику? Как мы сможем решить эту проблему, если всего четыре региона дали победителей олимпиад? Что мы будем делать, если уже сейчас от 10 до 12% учителей физики, математики и химии старше 65 лет?

И даже Михаил Кузнецов из «Народного фронта» подтвердил, что родители возмущаются низкой зарплатой учителей. Они недовольны тем, что почти для всех учащихся приходится нанимать репетиторов. И считают, что попранное уважение к учителю должно быть сформировано заново. Я с этим абсолютно согласен.

Мы с нашей командой неоднократно демонстрировали и депутатам, и президенту, и правительству доклад Всемирного банка о том, как угробить русско-советскую классическую школу. Он был подготовлен в середине 90-х годов. Его «успешно» реализовывали у нас два министра образования, которые управляли этой сферой в общей сложности двенадцать лет. В результате произошел разгром профтехобразования, ввели ЕГЭ и «болонку». Затем всё сделали для того, чтобы педвузы передать в университеты, из-за чего стали терять учителей-предметников. Все сегодняшние проблемы растут оттуда.

Да, президент показал пример. Но давайте двигаться дальше! У нас есть уникальный опыт. Здесь, в президиуме, сидит Мельников. Он преподавал в знаменитой математической школе-интернате при МГУ восемь лет. И оттуда вышли двести докторов наук и почти две тысячи кандидатов. Всего было пять таких школ. И если мы откроем хотя бы по одной такой школе в каждом регионе, то получим множество классных математиков.

В свое время мы с академиком Коптюгом собирали для учебы в Москве талантливых ребят-математиков по всей Сибири, где он возглавлял региональное отделение Академии наук. А потом, объезжая с выступлениями ведущие американские университеты, я большинство из этих ребят увидел там. После предательского развала СССР они оказались не нужны в своей стране и были вынуждены искать работу за океаном. Это они сделали Билла Гейтса миллиардером. У него из 100 математиков 50 – русские, 30 – индийцы и китайцы. Я вас много раз убеждал: нужно вернуть наших молодых ученых на Родину. Они готовы вернуться. Но для этого надо создавать необходимые условия и принимать специальные решения.

Мы вместе с Алфёровым, Смолиным, Мельниковым работали в Комитете Госдумы по науке и образованию. Пытались исправить эту людоедскую систему, которая угробила нашу школу. Но в 90-е ничего не получилось. В начале 2000-х, с приходом Путина, воз сдвинулся с мертвой точки. Но со скрипом.

Нами тогда была заложена уникальная школа будущего. Мы с нобелевским лауреатом академиком Алфёровым приняли решение и создали в Питере вуз, где собрали лучших математиков и физиков из школьной системы, лучших аспирантов, лучшую академическую науку. И объединили с опытным производством. Я туда приглашал всех крупнейших специалистов. Приезжал министр Ливанов, побыл немного и спешно удалился. А ведь этот вуз – потрясающий опыт будущего, который должен быть реализован в масштабах всей страны.

Дмитрий Николаевич, я приглашаю всю вашу команду, вашу рабочую группу в Совхоз имени Ленина. Мы сумели создать там школу будущего, изучив советский опыт и опыт пяти стран из числа самых высокоразвитых. Мы с академиком Кашиным вам покажем и расскажем, что такое школа будущего. Там, начиная с детского сада, изучают и робототехнику, и шахматы. Там производственное обучение начинается со второго класса. И каждый учащийся имеет трудовую книжку. Там пионерский трудовой лагерь полностью воспроизводит все лучшее, что есть в мировой практике. В школе актовый зал оборудован лучше, чем Большой театр.

В совхозе каждая вторая семья – многодетная. Там практически все имеют великолепное жилье, а средняя зарплата составляет 125 тысяч. Там детский парк – это не Диснейленд. Он создан по мотивам сказок Пушкина, и в него открыт бесплатный доступ всем желающим. Приезжайте – и вы увидите: там уже решены задачи, которые мы сегодня обсуждаем. И вам не надо ничего изобретать.

Хочу вас также пригласить в Новосибирский Академгородок. Мы вместе с Коптюгом сохранили там всю классическую науку. Там находятся 25 институтов мирового уровня. И они великолепно работают.

Мы всё сделали, чтобы разработать новые программы, которые помогут возродить отечественное образование. Смолин пять раз выступал с трибуны Государственной Думы. Мы ему каждые два месяца специально поручаем выступить, чтобы он раскрыл вам глаза: что такое современное образование, и почему незаменим священный труд педагога.

Мы победим на поле боя. Но после этого нам придется не покладая рук пахать две пятилетки. Потому что мы уже столкнулись с Трампом, который строит свою империю. Американцы вкладывают 500 миллиардов долларов в искусственный интеллект. И перед миром встает проблема: как человеку сохраниться и остаться человеком на фоне того, что нас ждет впереди. Для этого требуются огромные государственно-политические усилия.

Вы можете что угодно говорить, давать какие угодно обещания. Но график развития и реализации наших стратегических планов должен быть выстроен так, чтобы каждый неукоснительно отвечал за свой участок работы.

Взорванный завод можно восстановить за два года. Но взорванная система образования – это травма на всю жизнь для целого поколения. А для государства – на 20 лет. И ваша стратегия должна быть рассчитана минимум на 20 лет. В противном случае она не станет работать, и за нее сложно будет отвечать.

Одновременно нам надо соединить общеобразовательное и производственное обучение. Здесь замечательный пример подает Кировский завод, который мы буквально спасли. Съездите туда и посмотрите, что такое современный цех. Президент ездил и смотрел. Премьер ездил и смотрел. Поинтересуйтесь и вы, как мы отстроили это легендарное предприятие. Там среднее и высшее образование имеют практически все рабочие. Их средний возраст 35 лет. Там создано новое учебное заведение на 1200 мест, которое мы еще в советское время закладывали вместе с первым секретарем Ленинградского обкома КПСС Романовым.

Возрождение образования невозможно без принципиального изменения бюджетной политики. Откройте ваш бюджет. Фурсенко начинал финансирование образования с 3,9% от ВВП, которые выделялись по этому разделу. Но к 2026 году этот показатель сократится до 3,2%. Хотя весь мир знает: чтобы страна была успешной, надо тратить минимум 7%. А чтобы быть на самых передовых позициях и прорваться в будущее, надо тратить 10–12%.

Даже когда фашисты стояли под Москвой, Советское государство тратило 6% от ВВП на образование. В 1943 году еще добавили атомный проект, и в 1945-м уже тратили больше 10%. А к началу 50-х в науку и образование вкладывали каждый пятый рубль. Потому мы и создали ракетно-ядерный паритет и первыми прорвались в космос.

Но с сегодняшним уровнем финансирования любые ваши программы, планы и стратегии окажутся откровенной маниловщиной. В стратегически важнейшие сферы необходимо вкладывать по-настоящему достойные средства. И для этого у вас денег больше, чем надо. Перестаньте перекачивать финансовые средства за рубеж. Введите прогрессивную шкалу налогообложения для денежных мешков. Заставьте их здесь пахать в полную силу, обустраивать учебные заведения и поддерживать многодетную семью. У нас Останина внесла восемь законов на эту тему. Но они до сих пор не приняты.

И последнее. Чтобы сохранить Державу и иметь будущее, на наших просторах должны жить 200–250 миллионов. Нас осталось 146. А чтобы была многодетная семья с тремя и более детьми, без которой не уберечься от вымирания, надо, чтобы отец имел высшее образование, великолепное техническое оснащение, крепкое здоровье. И каждые четыре-пять лет проходил переподготовку. Мама была бы хорошим воспитателем в детском саду из трех-пяти детей. А бабушка с дедушкой имели бы возможность выйти на пенсию раньше, а не в те сроки, которые теперь навязывает пенсионная «реформа», нуждающаяся в срочном пересмотре. И могли бы помочь молодым воспитывать детей. Тогда у вас будет образованная, трудолюбивая, перспективная и безопасная страна. Желаю вам в этом успехов!

Г.А. ЗЮГАНОВ,

Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Госдуме

Другие статьи автора

Другие материалы номера

0 / 0


    Войти с
    или как гость:
    Комментариев: 9
    Сначала новые 
  • Ignat

    Нередко предпочитаю оставлять последнее слово за несогласным с моим мнением - пусть числится до времени (до фактов, представляемых временем...) его правота.

    Не стоит, считаю, и грешить многословием по деталям там, где надо сказать о главном. Поэтому и разговор по поводу "восстановления разрушенного" есть всего лишь разговор, от которого, считаю, при нынешней власти практической работы не последует. Разве что рассчитывать ещё на Десятилетия надежд и обещаний...

    Ну как могут люди, Разрушавшие Советскую систему образования в угоду новоявленному строю буржуазии - "восстановить" кровно им враждебное?

    Что касается недостойности "молчания оппонента" - ПРИЛЮДНО КАЮСЬ перед возможно травмированным душевно кем-то моим необдуманным "молчанием", но ведь отвечаю на конкретные вопросы, вовсе не желая вести бесконечное словопрение...

    Кстати, наверное сказывается и Практика Форума: читателям много лет хочется сознавать, что есть обратная связь с ними газеты, но (в частности от коммунистов) - на вопросы наши (понимаю, конечно - "где нам, дуракам, чай пить .".. (Максим Максимыч...) - тишина. Недолго и заразиться ... Здоровья всем.

                       О ПОГОВОРКАХ

                      «Слово – серебро, а молчание – золото».

    «Молчание – знак согласия».

     

                        Дряхлеют поговорки год от года.

                             Молчанье слыло золотом, а Смерть

                                 в страданиях молчание народа

                                 считала за согласье умереть.

     

                        Покой дарила слабым и усталым,

                                 снимала боль печалей и оков…

                              Уж если слово сравнивать с металлом –

                                 припоминайте гул колоколов.

     

                               В строке, как при хорошем урожае

                                 является наглядна и близка,

                                 завидным многоцветьем поражая,

                                 убийственная точность языка:

                        неправда, ложь, обман, лукавство, враки…

                        Но переплюнет их средь бела дня

            (будь не в обиду сказано собаке!) –

                                 временщиков - правителей брехня.

    Читать полностью

    • Всё-таки нужно было послушать выступления депутатов (или почитать). Так многие, которые купили совхозы, или возглавили парламент предлагают лишить большинство получения высшего образования. Денег у государства нет для большинства. Хорошо если действительно бесплатным будет начальное образование будет бесплатным (качественным), а пока родители платят репетиторам даже в приготовительном.

  • robot

    "В начале 2000-х воз сдвинулся, но со скипом"-дело в том, что до 2000 воз двигался в обратном направлении, убегал из советского наследия.И сегодня воз "скрипит".

    А предложений много.

    Действительно,почему бы Дмитрию Николаевичу и всей его команде не съездить в Совхоз имени Ленина с показом на телевидении?

    Последствия такой поездки окажутся для власти, как царю, страшнее "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева.

  • Ignat

    "...Кроме вопроса у Вас есть какое-то мнение, предложение?"

    По-моему, даже порой Молчание оппонента - тоже является своеобразным выражением мнения...

    " ...У меня сегодня хорошее настроение. Наконец (?) мы всерьез занялись главной темой. И, похоже (??), движемся в нужном направлении."

    Мнение: что значит "наконец"? Что подвигло, наконец на начало всерьёз заняться главной темой?

    Так это - движение в "нужном" направлении или кажется?..

    Вопросы - не от придирки, а от великих сомнений: Пять Пятилеток в стране единый Президент, который по утверждению лидера КПРФ - являет пример работоспособности и целенаправленности. Результаты?.

    Я не критикую Власть, что себе дороже способно обойтись, единственная цель - получить Ответы на интересующее меня. Хочу понять - каким образом кадры, причастные к приведению Образования в нынешний вид, способны поднять его на планируемые высоты?

    Предложения? Как не быть: от имени Власти услышать, что возможно и при Капитализме сделать Образование не менее качественным и бесплатным. Если от Власти мы о подобной гарантии не слышим - не о чем и говорить, курс оппозиции на сотрудничество, по-моему, рассчитан ещё на десятилетия с негарантированным результатом. Разве что удастся Убедить господ и коллег решительно "сменить Курс". Вопрос за малым - реально ли Это?..


    Читать полностью

    • «…По-моему, даже порой Молчание оппонента…» 

      Вы, как словесник, хорошо представляете значение слова «порой» - иногда, т.е. редко. Но исходя из практики форума, молчание оппонента - это само собой разумеющееся, а вот ответ на заданный вопрос как раз случается иногда «порой». Т. к. мое мнение здесь не играет значения, то приведу мнение интернета по поводу «Молчания оппонента». Из 11 ответов на данный вопрос, большинство (6) высказались однозначно: «…В любом случае это неуважение. Если человек не согласен, можно так и сказать... Уважающий себя человек так поступать не будет, если у него, конечно, нет прямой цели - унизить собеседника…». А вот меньшее количество начинали в оправдание «молчания» приводили случаи «порой», т.е. в исключительных случаях. Которое форумчане взяли себе за правило. Руководствуясь, наверное, как вы сказали, типа, «от греха по дальше».

  • sovet1

    «11 февраля в Государственной Думе состоялся правительственный час по разработке Стратегии развития образования в РФ. Настрой у всех был деловой»

     

    Это коллаж из двух сегодняшних статей на эту тему. Стратегия – это здорово. Но на следующий день Дума приняла в первом чтении закон, который устанавливает поступление в 10 класс по конкурсу в пяти отдельных субъектах: «Прием на обучение по образовательным программам среднего общего образования проводится с учетом результатов государственной итоговой аттестации по двум обязательным учебным предметам и двум учебным предметам по выбору. Минимальное количество баллов по итогам государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования, необходимых для приема на обучение по образовательным программам среднего общего образования в образовательную организацию, определяется в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования». До высшего образования надо еще умудрится окончить среднюю школу. Главное нАчать! Правда недавно Останина вышла из состава авторов этого законопроекта. Может повлияла реакция общества.А до этого значит было все нормально?

    Читать полностью

  • Ignat

    "– Уважаемые депутаты! Товарищи! Друзья! Наши гости!

    У меня сегодня хорошее настроение. Наконец мы всерьез занялись главной темой. И, похоже, движемся в нужном направлении....

    ... Но с сегодняшним уровнем финансирования любые ваши программы, планы и стратегии окажутся откровенной маниловщиной. В стратегически важнейшие сферы необходимо вкладывать по-настоящему достойные средства. И для этого у вас денег больше, чем надо. Перестаньте перекачивать финансовые средства за рубеж. Введите прогрессивную шкалу налогообложения для денежных мешков. Заставьте их здесь пахать в полную силу, обустраивать учебные заведения и поддерживать многодетную семью. У нас Останина внесла восемь законов на эту тему. Но они до сих пор не приняты."

    Известные призывы. Хотелось бы знать - насколько от выступления к выступлению "открываются глаза" на истинное положение дел в стране у депутатов, товарищей, друзей и гостей . Спасибо.

    • Если за более чем 30 лет не открылись,то навряд ли откроются сегодня.

    • "Хотелось бы знать - насколько от выступления к выступлению "открываются глаза" на истинное положение дел в стране у депутатов, товарищей, друзей и гостей ."===

      Уважаемый Игнат, а что ещё и как делать? Кроме вопроса у Вас естькакое-то мнение, предложение?