В ходе разговора с Трампом Владимир Путин не поддался нажиму с требованием прекратить огонь на Украине, пишет американская The New York Times. Новые же западные санкции, сетует издание, не возымели на Россию никакого эффекта – та просто от них «отмахнулась».
С начала спецоперации в 2022 году президент России Владимир Путин стремился завершить боевые действия на Украине на своих собственных условиях. И в ходе сложных дипломатических маневров последних недель российский лидер смог отстоять свой подход к переговорам о всеобъемлющем мирном соглашении и продолжил боевые действия в конфликте, который, как он считает, складывается в его пользу.
Его жесткая позиция выстояла перед натиском Украины, Европейского союза и до недавнего времени США, которые требовали немедленного прекращения огня. После телефонного разговора с Путиным в понедельник президент Трамп приветствовал прямые мирные переговоры между Украиной и Россией, фактически отказавшись от прошлых обещаний положить конец конфликту как можно быстрее.
Однако эта дипломатическая победа Путина может подорвать или как минимум отсрочить его далеко идущие экономические цели по нормализации отношений с США.
После разговора с Путиным Трамп подчеркнул, что экономическое сближение Америки с Россией произойдет лишь после установления мира на Украине, и никак не раньше. Если Трамп не будет рвать эту взаимосвязь, Россия рискует застрять в экономическом «чистилище» – практически без шансов освободиться от западных санкций или привлечь иностранные инвестиции, которыми заманивает Трамп.
«Россия хочет наладить крупномасштабную торговлю с США, когда эта катастрофическая бойня закончится, и я согласен», – написал Трамп у себя в соцсетях после телефонного разговора в понедельник.
Вице-президент Джей Ди Вэнс высказал ту же точку зрения, но в еще более резкой форме.
«Послушайте, от разморозки отношений между Россией и остальным миром есть масса экономических выгод, но вы их не получите, если продолжите убивать невинных людей», – заявил он журналистам в понедельник, встретившись с президентом Украины Владимиром Зеленским в Риме днем ранее. Кремль заявил, что конфликт на Украине был лишь одним из вопросов, которые обсуждались Путиным и Трампом, и лидеры по-прежнему настроены на обширную перезагрузку.
«Президенты обсудили и вопрос состояния двусторонних отношений, и оба высказались за дальнейшую нормализацию этих отношений, – сообщил советник Путина по внешней политике Юрий Ушаков после разговора. – Президент США Дональд Трамп видит Россию как одного из важнейших партнеров для Америки на торгово-экономическом направлении».
Российские чиновники и пропагандисты лишь «отмахнулись» от последнего пакета санкций Европейского союза, несмотря на запрет почти 200 связанных с Россией нефтяных танкеров (кроме того, в черном списке оказался государственный нефтяной гигант «Сургутнефтегаз»), назвав их слабыми и беззубыми. Со своей стороны Трамп дал понять, что США могут воздержаться от новых санкций из-за забрезживших шансов на прогресс в переговорах.
Вообще, можно сказать, что санкции помогли Путину донести до общественности свой давний посыл, что на Украине Россия ведет экзистенциальную борьбу с Западом.
«Важно, что за это время отечественные предприниматели научились работать в условиях санкций, – заявил Путин в марте. – Даже если и будет с той стороны какой-то жест – мол, что-то там предполагают снять, ослабить – можно ожидать, что найдется другой способ поддавить, вставить какие-то палки в колеса. Санкции – это не временные или точечные меры, это механизм системного, стратегического давления на нашу страну».
Аналитики говорят, что недавние успехи России на поле боя могли еще больше снизить стимулы к каким бы то ни было компромиссам до конца ожидаемого летнего наступления.
В отчете на этой неделе аналитик Уотлинг заключил, что развернувшиеся атаки призваны убедить союзников Киева в том, что военными средствами конфликт им не выиграть, и заставить их надавить на Украину, чтобы она запросила мира – пусть даже на неприемлемых условиях.