Люди среднего и старшего возраста хорошо помнят, как бурно такие кампании проходили в 90-е и даже в нулевые годы текущего столетия. Почтовые ящики граждан ломились от предвыборных листовок. Дороги были заставлены огромными щитами с рекламой партий и кандидатов. Партии соревновались друг с другом, привлекая внимание избирателей. На площадях устраивались концерты, во время которых рекламировали партию – устроительницу сего действа. Жириновский ездил со своим агитпоездом по стране и разбрасывал на станциях деньги прямо из окна вагона. На телевидении были дебаты, которые с жаром смотрели зрители. В электричках, в метро, в автобусах можно было услышать тоже дебаты – только уже народные, иногда, простите, с «непарламентскими выражениями». Народ со свойственным ему юмором «проезжался» по всем известным политикам, не исключая и тех, что на «самом верху»… Нельзя сказать, что авторитет парламента был запредельно велик – рекорда, поставленного Съездом нардепов СССР в 1990-м, когда его заседания смотрела вся страна, ни один постсоветский парламент так и не побил. Но люди все-таки чего-то ждали от выборов…
Теперь все по-другому. Агитация есть, но какая-то не очень заметная. На телевидении уже 7-й год дебатируют исключительно на тему Украины, почти полностью игнорируя все, что происходит в нашей стране. Да и телевизор этот уже половина населения не смотрит – ушли в интернет, благо он есть и дома, и на работе, а в промежутках есть мобильный интернет. Все едут в транспорте, увешанные проводами от наушников, уткнувшись в свои смартфоны.
В газетах про выборы если и промелькнет полсловечка – уже хорошо. А простой народ давно уже никакой парламент не обсуждает и вообще впал в какое-то аполитическое оцепенение: ни в кого не верит, даже уже и в того, кто, как говорили, «поднял Россию с колен». Рейтинг президента еще в 2019 году был, по данным Левады-центра (признан иноагентом в РФ), 38%, а уже через год упал до рекордных 20%. Такого не бывало после отставки Ельцина!
Люди горбатятся на двух-трех работах и все равно считают копейки, цены ведь растут, а банки своими кредитам прижали так, что дыхнуть трудно. Люди копаются в огородах, чтоб хоть овощи-фрукты на столе были. Давно привыкли жить сегодняшним днем, даже против пенсионной реформы вышли в миллионных городах лишь по тысяче-две. 30–40% россиян (по данным не кого-нибудь, а Минфина) работают в «серой сфере» и ни на какую страховую пенсию не рассчитывают. Да и боятся, что с таким напряжением сил до пенсии не дотянуть…
***
Число тех, кто ходит на выборы, неуклонно снижается… В 2007 году явка на выборы в парламент была 63,78%, на следующих парламентских выборах – в 2011-м, явка была уже на 3 с лишним процента меньше – 60,21. А в 2016-м, когда якобы «Единая Россия» триумфально «победила» на волне «крымского консенсуса», на выборы вообще пришло меньше половины избирателей – 47,88%. Как ни старалась власть, как ни гипнотизировала население «зомбоящиком», как ни сгоняла бедных безропотных бюджетников на избирательные участки, большинство граждан это действо проигнорировали. Парламент был избран меньшинством, а за «ЕР» и ее лидеров проголосовала лишь часть этого меньшинства!
Уже тогда большинство граждан испытывали откровенное разочарование во власти и «ее партии», которая в начале 2000-х обещала «золотые горы» – и дешевые квартиры, и большие зарплаты, и новые рабочие места. А вместо этого наши чиновники лишь сочинскую Олимпиаду да футбольный ЧМ провели. Наш президент любит эту шутку относить к событиям советской эпохи (мол, обещали коммунизм к 1980-му, а получили Олимпиаду), но на самом деле шутка всецело о его партии власти. Между прочим, после Олимпиады-80 у нас никаких конфликтов с ВАДА не было, а теперь наши спортсмены были вынуждены выступать без флага и гимна, так что, как говорится, вы сравните ту Олимпиаду и эти…
Кстати, динамика явки на парламентские выборы в России очень хорошо показывает положение с демократией в России. Самая большая явка была при выборах Съезда народных депутатов СССР в 1990 г. – 77%! Подавляющее большинство взрослых советских граждан пришли тогда на избирательные участки. Объяснение этому простое – граждане верили, что от них многое зависит, они желали улучшения ситуации в родном Советском Союзе, истерзанном перестройщиками. Но их, как мы знаем, цинично обманули.
В 1993 году на выборы постсоветской Думы пришло уже на 20% меньше – 54,8% от имевших право голоса. Это тоже понятно: «демократы» обещали жизнь «как в Швейцарии», а народ получил африканскую бедность. К тому же в 1993-м Ельцин со своей камарильей расстрелял из пушек парламент. После такого надругательства над народовластием, над мнением народа, над его избранниками многие просто разочаровались в политике как таковой. Они либо отказались идти к избирательным урнам, либо пришли и как в издевку проголосовали за главного политического клоуна (его «партия» получила в первой послерасстрельной Думе больше всего мест – 64). Правда, и коммунисты вместе с аграриями получили немало – суммарно 79 мест!
Новый парламент сложился «зубастый», боевой. Он критиковал Ельцина, не позволял ему продавить самые одиозные антинародные законы, он «прокатил» правительство Гайдара. Народ поверил в силу парламента и на следующих выборах явка уже была почти на 10% больше. В 1999 и 2003 годах явка уменьшается – это переходное время, новое руководство себя еще не показало, но вот в 2007 году явка 63,78%. Народ поверил новому президенту, который говорил о патриотизме, обещал «мочить в сортире террористов», установить «диктатуру закона», напоказ сожалел о распаде СССР, назвав его «крупнейшей геополитической катастрофой». Но в 2011-м, после «рокировочки» и ужасных выборов в Госдуму, когда невиданные фальсификации вывели на улицы тысячи людей (я о знаменитой «Болотной») и они чуть не обрушили режим, явка падает. Веры властям больше нет. А самая низкая явка была в 2016-м, невзирая на Крым, на рост рейтинга президента, на ура-патриотическую пропаганду.
[img=-17307]
***
Некоторые политологи прогнозируют, что на нынешних выборах явка будет еще ниже. Произошло множество событий, которые оставили очень дурные воспоминания в памяти народной. Прежде всего это, конечно, пенсионная реформа. Она была воспринята массами как откровенное оскорбление. Людей лишили честно заработанных ими пенсий. Так, мужчины 1963 года рождения, которые вышли бы на пенсию в 2023 году, будут вынуждены работать до
2028-го, чтоб получить свои же собственные, уведенные в Пенсионный фонд деньги. Государство недоплатит им за 5 лет! Это не говоря уже о том, что накопительная часть пенсии заморожена тоже много лет, и вероятно, нам никогда ее не увидеть! Все ожидали, что президент Путин стукнет по столу кулаком в ответ на инициативу Медведева, повторит свои слова о том, что пока он в Кремле, пенсионный возраст останется прежним. Сделай он так, его ожидал бы «экономический Крым», всплеск рейтинга, которого хватило бы еще года на четыре.
Но нет, он пошел на поводу у жадности чинуш, подписал закон, который отобрал крохи у простых людей (на госслужащих, между прочим, этот закон не распространялся, они получают пенсии из госбюджета). И выцыганили-то они несколько сот миллиардов, которые потом пришлось все равно потратить на предпенсионеров, чтоб понизить градус протестов, а получили обрушение рейтинга главного лица – надлом оси, вокруг которой вращалось все в автократическом государстве…
Это было только начало. Потом пришел коронавирус и народу пришлось кровью расплачиваться за «оптимизацию медицины». За годы, которые прошли с первого срока Путина, количество больниц и поликлиник в РФ упало в 2 раза – с 10 тысяч до 5! Поддерживать 10 тысяч медучреждений было якобы «экономически нецелесообразно», сельские клиники и фельдшерские пункты якобы можно заменить автобусами и машинами скорой помощи до ближайшего райцентра, пели нам в уши неолиберальные сирены, для которых всегда главное – прибыль, а жизнь простого человека для них, извините, расходный материал. И где-то были те автобусы и машины, когда поползла по городам и весям «новая чума»?
Отдельно запомнилось народу нежелание государства помогать мелкому и среднему бизнесу, который просто рухнул с началом эпидемии и карантина (его власти издевательски назвали «самоизоляцией»). Президент предложил хозяевам магазинов и парикмахерских… брать кредиты на выплаты аренды и зарплаты работникам!
Далее. Не закончилась еще пандемия, а власть начала наступление на права и благосостояние большинства граждан. Инфляция растет, а государство выявляет «самозанятых» посулами налоговых льгот, очевидно, дабы обложить их потом полноценным налогом. Единоросское большинство в Госдуме «радует» общество предложениями ввести налоги даже на… домашних собак и кошек. Московская чиновница Ракова из команды Собянина предложила штрафовать за «невнимание к здоровью». Это значит, если у человека обострится болезнь, которую он не смог вылечить в карантин, потому что все врачи были брошены на ковид, теперь он за это еще и будет наказан рублем…
***
Жить стало хуже, жить стало грустнее. Президент, правда, в своем Послании вроде бы облагодетельствовал россиян (если верить его пропагандистам из «голубого экрана»). Но обещанные им выплаты мизерны и касаются столь небольшого круга граждан, что общей ситуации они не меняют. К тому же обещания президента его подчиненными немедленно корректируются так, что от них почти ничего не остается. Так, пообещал президент в апреле, что российские семьи, не подключенные к трубе «Газпрома», будут бесплатно газифицированы, а уже в начале мая официальный представитель «Газпрома» господин Густов уточнил: во-первых, это касается только тех домохозяйств, чей часовой расход газа не превышает 7 кубов (то есть многодетная семья, которая использует много газа, вынуждена будет платить за газификацию), и во-вторых, газ подведут только к участку, а чтобы протянуть его в дом, нужно будет выложить газовикам звонкие монеты… Такая забота о народе больше напоминает издевательство…
В январе те, у кого накипело, стали выходить на улицы. Я не о московских хипстерах, требовавших освобождения своего кумира, фамилию которого президент не произносит, – я о простых гражданах из провинции, глубокой периферии – из Екатеринбурга, Казани, Уфы, Челябинска, Омска, Хабаровска. И что они получили? Удары дубинками от «космонавтов», сутки в КПЗ, административные, а некоторые и уголовные дела. Уровень жестокости поражал: страна с возмущением смотрела ролики, на которых силовики избивали безоружных подростков, заставляли их ложиться в снег, разряжали о них электрошокеры…
Весной власть решила навсегда покончить с несистемной оппозицией, вытеснить оппозиционеров за рамки закона, объявив экстремистами. Услужливые думцы-единороссы пошли дальше, предложили фактически лишить избирательных прав всех, кто имеет отношение к «экстремистским организациям» (а определяться это может «по понятиям»). Если это произойдет, миллионы людей, прежде всего – молодежь крупных городов, станут недогражданами, лишатся части своих конституционных прав, причем исключительно за свои политические убеждения… А у нас ведь со времени принятия Сталинской конституции 1936 года «категория лишенцев» была отменена…
Как же народу не впасть в апатию и политическое оцепенение после всего этого?
Самое интересное, что партию власти это вполне устраивает. Провластные политтехнологи с удовольствием рассуждают об «усушке электората», утверждая, что чем меньше людей придет на выборы, тем вернее будет успех «Единой России». Действительно, не ходят на выборы у нас, как правило, люди, настроенные оппозиционно, но разуверившиеся в том, что что-либо можно изменить (тем более и Дума усилиями единоросского большинства превратилась в «бешеный принтер»), а ходят – и часто не по своей воле! – бюджетники, солдаты, студенты, которым велено голосовать «как надо» и которые потом об этом еще и отчитываются… Хотя теперь уже бюджетники с их, казалось бы, безграничным терпением начинают бунтовать. На днях профсоюз «Учитель» потребовал, чтобы педагогов в горячий сезон ОГЭ и ЕГЭ не привлекали к праймериз «Единой России»…
Это уже знак того, что, возможно, в этот раз надежды власти, что все будет как всегда, не сбудутся, ибо затурканный, апатичный, запуганный глубинный народ может наконец протереть глаза и встать в полный рост…