Аварий в воздухе не будет, если не летать…

24 мая правительство РФ опубликовало Распоряжение от 24.05.2021 №1349­р о закрытии для обслуживания воздушных судов нескольких десятков малых аэродромов, расположенных в Сибири, на Дальнем Востоке и Русском Севере.

Чиновники объясняют это решение тем, что «указанные аэродромы уже несколько лет функционируют в статусе посадочных площадок» и обещают, что на перевозках пассажиров и багажа, работе воздушных судов это распоряжение не отразится.

Взволновавший жителей Енисейска, Койды, Котласа и десятков других населенных пунктов, вошедших в список, документ прокомментировала депутат Госдумы Вера Ганзя.

— Начну с того, что в октябре прошлого года было выпущено Постановление №1603. Это было как раз в то время, когда обязанности заместителя министра транспорта РФ выполнял пресловутый господин Нерадько. Он совмещал две должности – руководителя «Росавиации» и заместителя министра транспорта. Мы прекрасно понимаем, что «Росавиация» является той структурой, которая издает большое количество разного рода одиозных авиационных правил, причем невыполнимых. Вот в данном случае получилось точно так же. В чем суть этого постановления? Требования по безопасности к крупным аэродромам и мелким, например, в районных центрах, практически сравняли. Это нормальные требования для крупных аэропортов, таких как Шереметьево, Внуково и так далее. Для них они и финансово вполне выполнимы. А что касается маленьких аэропортов, где сами авиаперевозчики платят за эти услуги, это просто неподъемные требования. Рамки, постоянная круглосуточная охрана, ограждения, пропускная система – чего там только нет. Представьте себе маленький деревенский аэродром – и там все эти требования…

И это постановление как раз начинает свое действие. И транспортная прокуратура уже проверяет, и если нет всех выполненных требований Постановления №1603, то начинает наказывать эти маленькие аэродромы. А они и так концы с концами еле сводят. Поэтому сейчас это распоряжение и вышло, чтобы статус аэродромов ликвидировать. 44 аэродрома сейчас ликвидируется, чтобы оградить их от ретивых работников прокуратуры и тех, кто попытается нагреть руки на штрафах. Закрывают аэродромы, но у них останется другой статус – взлетно­посадочная полоса, то есть площадка. Конечно, с одной стороны, – это некоторый выход из сложившегося коллапса, который случился с благословения «Росавиации». Это все равно что федеральные авиационные правила, утвержденные Приказом №246, когда эксплуатантам «Боинга» и Ан­2 предъявляются одинаковые требования. И здесь такая же ситуация. Так вот, в 246­х правилах должны все­таки быть изменения с марта 2022 года: нам показали проект. Но в одном дали нам небольшое послабление, но зато в другом они опять нанесли удар!

То, что сегодня происходит в легкой авиации, – это полный, абсолютный провал: у нас нет самолетов, у нас нет аэродромов, нет взлетно­посадочных полос в том количестве, которое необходимо. У нас нет пилотов, у нас противоречивые нормы в Минтранспромавиации по их подготовке, в результате чего одним росчерком пера аннулируются свидетельства пилотов, которые уже работают. Я чем глубже знакомлюсь с этой отраслью, тем в большее недоумение, замешательство, я бы даже сказала негодование, прихожу! Потому что так изуродовать отрасль изнутри нормативно­правовой базой – это надо было просто додуматься и умудриться сделать! Тут надо полностью все менять.

Я во всем этом обвиняю «Росавиацию»! Эта структура должна оказывать государственные услуги. Но они вознеслись настолько высоко, что сегодня командуют не только вопросами оказания госуслуг – подготовки пилотов и так далее (их святая и прямая обязанность, которую они провалили), но они теперь командуют и Минтрансом! Как это так? Эта структура – часть Министерства транспорта РФ. Как так оказалось, что они командуют всем? Что это за подход такой? Это одно. А второе: сегодня «Росавиация» по своим нормативным документам, по своим полномочиям никак не отвечает за развитие авиации. Никак! Наоборот: это напрямую не прописано, но у них есть ответственность за аварийные ситуации в авиации. То есть они за это отвечают. Поэтому чтобы быть чистыми, белыми и пушистыми и избежать аварийных ситуаций в полетах, они избрали следующий путь. Хотя их два: можно повышать безопасность полетов, нарабатывать, требовать. Но они выбрали второй – не стали заниматься повышением безопасности – это трудоемко, затратно, они пошли другим путем: чем меньше легких и сверхлегких воздушных судов, тем меньше аварийных ситуаций. И они просто угробили отрасль! «Росавиация» угробила отрасль малой авиации! Лично я считаю, что нужно полностью менять там кадровую работу. Туда должны прийти другие люди, которые бы думали о развитии отрасли, а не о том, как бы им тихо усидеть в своих креслах, не имея никаких аварий. Конечно, их не будет, этих аварий, если не будет самолетов и аэропортов. 

 

Другие материалы номера