Для меня прошедшие выборы были далеко не первыми. Я принимал участие и в качестве простого избирателя, и в качестве кандидата в депутаты, теперь довелось побыть в шкуре члена ТИК с правом совещательного голоса. Насколько я оправдал возложенное на меня доверие, не мне решать. Но одно могу сказать точно – выборы 2021 года были самыми грязными и беспринципными на моей памяти.
Лабинский райком КПРФ доверил мне возглавить предвыборный штаб еще осенью прошлого года. И мы включились в работу. Несколько обновили состав членов комиссий от КПРФ, пересмотрели ряд подходов к ведению агитационной кампании. Однако в силу ряда обстоятельств накануне предвыборной гонки оказались в сложном положении – единороссы (несмотря на праймериз) уже давно определились со своим кандидатом по 52-му округу, мы же до конца оставались в неведении. Что несколько затрудняло нам работу…
В очередной раз многие из нас были возмущены неспособностью руководства прислушиваться к мнению простых агитаторов – спецвыпуски газеты «Правда» уже не несут той агитационной роли, какую в нее вкладывали еще десять лет назад. Люди читают газеты всё меньше и меньше, осиливать такой большой объем в поисках нужной информации пожилым людям очень сложно, а молодежь сегодня имеет совершенно иные источники. Яркие, четкие и тезисные листовки, с основными положениями программы партии и конкретными призывами были бы гораздо более информативны и действенны.
И тем не менее кое-что нам все же удалось. Да и не столько конкретно нам, сколько самой правящей партии, заставившей своей антисоциальной политикой последних лет прийти на избирательные участки даже тех, кто давным-давно не ходил на выборы. В деле наблюдения за выборами огромную роль сыграл запущенный КПРФ «Красный контроль» – к нам пошли молодые люди, готовые участвовать в защите своих конституционных прав сутки напролет, не за деньги, а за идею. И многие из них (как я скажу ниже) с этой задачей справились на отлично.
Самое главное нарушение на минувших выборах, сыгравшее решающую роль на многих участках, произошло гораздо раньше дня голосования. Еще в начале августа администрацией района и населенных пунктов была дана установка социальным работникам, квартальным, председателям ТОСов подготовить списки тех жителей (в основном стариков), кто будет голосовать на дому. Вопреки закону о защите персональных данных подобные списки усиленно формировались и в дальнейшем играли свою преступную роль в процессе выборов.
11 сентября я получил в территориальной комиссии свое удостоверение и сразу включился в работу. И уже на этапе ознакомления с избирательными участками (далее УИКи) стали выявляться первые нарушения ФЗ о выборах в нашей стране. Многие помещения для голосования элементарно не соответствовали нормативам для такого рода события – маленькие комнатушки, необходимость задействовать соседние помещения (что запрещено), отсутствие доступа в интернет непосредственно на участке создавали массу проблем для обеспечения контроля за выборами. Где должен расположиться наблюдатель, если членам комиссии места мало? И этим вопросом уже сегодня нужно озадачиться районным и городским властям…
С наступлением 17 сентября машина фальсификации начала задействовать свой маховик. Вот лишь небольшой перечень того, что удалось увидеть в первый день голосования – наличие непосредственно на избирательных участках агитационной информации о кандидатах от известно какой партии, отсутствие титульных листов на книгах (списках) избирателей (а как известно, любой документ без обложки теряет свое значение), переносные урны «опечатывались» листами бумаги, приклеенными обычным бумажным клеем, который не выполнял своей функции (в дальнейшем наши наблюдатели использовали суперклей в помощь членам комиссий, к их «огромной» радости). На одном участке мне удалось пообщаться с некой молодой особой, которая осуществляла фото- и видеосъемку на территории УИК, заглядывая вместе со своим фотоаппаратом через спины членов комиссий в избирательные списки. Это заставило меня обратиться к ней с целью идентификации личности, и тут началось странное. Дама отказалась представиться, заявив, что она блогер, и предложила мне на нее подписаться. Когда я ей объяснил, что в ФЗ 67 о выборах есть понятие «СМИ», но слова «блогер» в нем нет, оказалось, что она еще и общественную палату Краснодарского края здесь представляет. На мою просьбу секретарю УИК предоставить мне копию документа о направлении данной гражданки мне сказали, что девушка предоставляла направление наблюдателя от Партии роста, но в списке зарегистрированных лиц, имеющих право на нахождение на УИК, ее не оказалось вовсе. Председатель комиссии заявил, что не знает, кто она. А когда я с подобным вопросом обратился к сотруднику полиции, выяснилось что «блогер» уже покинула здание и убыла в неизвестном направлении.
Типичной ситуацией на любом участке являлось замешательство председателей УИКов, если возникали вопросы по имеющим место быть нарушениям. Они в таких случаях всегда советовались (а разве не они главные на участке?) с людьми, имевшими при себе удостоверения членов комиссий с правом совещательного голоса, на деле являвшимися сотрудниками городской или районной администрации. Кстати, таким образом на целых два дня, 17 и 20 сентября, были просто оголены данные государственные учреждения. Доходило до смешного – управляющий делами районной администрации (конечно же, член партии «Единая Россия») на одном из участков предъявил мне удостоверение члена УИК с правом совещательного голоса от партии «Родина»! Это опять же к слову о мнимой оппозиционности той или иной спойлерской партии… Здесь же нельзя не добавить, что членом ТИК с правом решающего голоса от партии «Единая Россия» является руководитель районного управления социальной защиты населения – списки для надомников формировались его подчиненными под его же неусыпным контролем. Не говоря уже о том, что председателями многих УИКов, расположенных в школах, были либо директора, либо завучи этих самых школ, которых с администрацией района связывают профессиональные контракты – готовы ли они ослушаться воли сверху?
В первый же день в бой был пущен административный ресурс. В пятницу заставляли массово идти на выборы бюджетников – учителей, социальных и медицинских работников срывали с рабочих мест и «гнали» на участки. Сведения о числе проголосовавших мониторили специально обученные люди. И в первый же день массово стали использоваться реестры для надомного голосования, составленные по тем самым спискам, которые любезно предоставлялись в УИКи социальными работниками, о чем я писал выше. Предоставлялись в нарушение всех норм законодательства. На основании этих реестров сами члены комиссий писали заявления от имени избирателей и с уже готовыми заявлениями выезжали с переносной урной по домам. И можете поверить, не везде их ждали, вопреки тому же закону о выборах. А задним умом и я, и другие наши наблюдатели понимали, что согласно этим спискам на протяжении месяца промывались мозги данным категориям граждан всевозможными способами (ненавязчивые беседы с квартальными или соцслужбой, еженедельное размещение агитации конкретного кандидата в почтовые ящики), вдалбливались в головы потенциальных избирателей, в основном редко выходящих из дома, фамилии определенных людей, которые всплывали в памяти при проставлении галочки в нужном месте. Манипуляция сознанием в одном из своих проявлений…
Кроме того, как обычно, оказывалось давление на наблюдателей от КПРФ со стороны непосредственного руководства, избирателей необоснованно удаляли из списка голосующих, отказы в предоставлении копий актов при упаковке бюллетеней в сейф-пакеты и многое другое… По всем данным нарушениям подавались жалобы в УИКи и в ТИК, по отдельным заявлениям приходилось подключать прокуратуру…
Отдельного внимания заслуживают фокусы с переносными урнами. Так, на УИК 2948, расположенном на хуторе Первая Синюха, где, помимо выборов в Государственную думу, проходили выборы местного главы поселения, прибывшая на участок группа из членов комиссии умудрилась (согласно документации) объехать 145 человек! Таким образом, в узкую щель переносного ящика каким-то чудодейственным образом были втиснуты 435 бюллетеней! При этом, если верить хронометражу, на каждого голосующего уделялось менее 4 минут! Лично мне было совершенно очевидно, что уложить данное число бюллетеней в переносную урну можно было только нарушив пломбировку и открыв верхнюю крышку. По данному факту было подано заявление в прокуратуру с просьбой продемонстрировать этот трюк, однако оттуда пришла отписка на ТИК. ТИК провел заседание и сообщил, что «председатель комиссии уверяет, что сверху в ящике еще было много места». И все! Занавес! Как вам этот веский аргумент? Но в таком случае факт фальсификации все равно налицо – значит, были искажены цифры о числе проголосовавших! Я очень надеюсь, что наши краевые товарищи помогут довести это дело до суда…
Огромного внимания заслуживает также факт выдачи дополнительных бюллетеней на сельские участки. Притом именно на те, где в силу объективных причин нам не удалось обеспечить должного контроля. Конечно же, все это делалось по указке администраций. Явка на конец субботнего дня голосования едва достигала в среднем 35 процентов. Очевидно, что такой расклад не мог дать «убедительной победы» партии власти. И здесь наглость перешла границы… В силу специфики своей работы я хорошо знаю жителей малых населенных пунктов, окружающих станицу Вознесенскую. И знаю, что, как и везде, население данных хуторов и сел вымирает или уезжает колоссальными темпами. Но когда после подведения итогов голосования я увидел явку в 99 процентов, это меня повергло в шок. Но быть одновременно в разных местах не представлялось возможным. Причем на мой вопрос, какое такое непредвиденное обстоятельство вынудило председателей УИКов запросить дополнительные бюллетени (где 50, где 100, где 150), председатель ТИК «Лабинская» Несветайло Ю.И. ответила, что для этого достаточно просто звонка и устной заявки от председателя УИК, даже заседание комиссии проводить необязательно! Жалоба была подана, но осталась без удовлетворения со ссылкой на закон…
Не стал бы упоминать о том давлении, которое оказывалось непосредственно на меня с разных сторон, если бы не одно обстоятельство… Заранее планировал отпуск в две недели, чтобы принять полноценное участие в предвыборной работе. А потому не отвечал на звонки ни руководства (вместо меня был человек с приставкой ИО, вполне справлявшийся со своей работой), ни представителей районной администрации (с ней меня не связывало вообще ничего, после того как я утратил статус депутата районного Совета). «Вишенкой на этом торте» стали явно заказные чернушные аудиозаписи, утром 19 сентября начавшие хождение в приложении WhatsApp. На данных записях женский и мужской голоса рассказывали о том, что «позволяет себе врач Юрков из Вознесенской» – «он доводит до слез бабулек, заставляя их голосовать за КПРФ». В противном случае «будет отказывать в медицинской помощи всем тем, кто будет голосовать за «Единую Россию». По данному факту мной были написаны заявления в полицию и в прокуратуру с просьбой привлечь к ответственности за клевету авторов, а в большей степени заказчиков, данных аудиошедевров…
Заключительным аккордом нынешней выборной кампании явилось поведение председателя ТИК, которая, не смущаясь видеокамеры, под пристальным глазом которой проходили все заседания ТИК, порвала итоговый протокол с особым мнением члена ТИК от КПРФ. Женщину просто вынудили отказаться от особого мнения, применив психологическое давление. Мы точно живем в XXI веке?
И в заключение, не вдаваясь сильно в аналитику, хочу лишний раз заявить – там, где мы имели грамотное и бескомпромиссное наблюдение на участках, КПРФ показала отличный результат, сопоставимый с партией власти. Особо не могу не выделить ряд участков, где мы получили очень достойные показатели – УИК 2902 (Лабинск) – за КПРФ 30,53%, УИК 2904 (Лабинск) – 32,66%, УИК 2924 (Лабинск) – 28,97%, УИК 2937 (Красный) – 36,57%, УИК 2939 (Ереминская) – 30,05%, УИК 2938 (поселок Веселый) – 36,91%, УИК 2933 (станица Вознесенская) – 37,24%, УИК 2934 (Вознесенская) – 33,17%, УИК 2927 (Ахметовская) – 28,23% (здесь единороссы в последние 2 часа, вероятнее всего, вырвались вперед за счет подвоза солдат из воинской части). И просто предмет для гордости – УИК 2928 (Чернореченская) – 31,98% (первое место) и УИК 2935 (Вознесенская) – 40,24% и безоговорочное первое место!
А там, где нам «нарисовали» меньше 10%, в то время как «ЕР» имеет под 70, пусть результат остается на совести членов комиссий и их председателей. К сожалению, страх за свою шкуру для многих остается главным в жизни. И что очень печально, многие из этих членов комиссий учителя…
Я еще раз хочу поблагодарить всех, кто пришел на выборы, и тех, кто пытался защитить результат. А мы, члены партии КПРФ, в своем низовом звене, и я лично, обещаем, что приложим все усилия, чтобы довести начатое до конца. Зло должно быть наказано!