Задумавшись над словами великого мыслителя Древней Греции, одного из основоположников медицины, я вспомнил и поучительный диалог из романа Джека Линдсея «Подземный гром»:
– Внимание напрягается вместе с мышцами, – возразил собеседник. – Сельские работы приличествуют мужчине и куда полезнее для здоровья, чем занятия философией, сопряженные с сидячим образом жизни. И поистине достойно человека жить трудами рук своих.
Остался в памяти и совет опытного доктора принимать во внимание симптомы каждой болезни и ее проявления в каждом отдельном случае, а также возраст, климат, пол и бесчисленные свойства, из которых слагается человек.
Мне приходилось много общаться с людьми, у которых учащенное сердцебиение, одышка, постоянное чувство нехватки воздуха, что делает жизнь невыносимой. Однако в системе здравоохранения страны мало что меняется, чтобы всерьез нас лечить.
Многие компетентные люди с возмущением говорят о расплодившихся всякого рода плутоватых «ООО», «АО», «ЗАО» – опытных рекламщиках, способных за определенную мзду подсунуть малопроверенные дорогостоящие «лекарственные препараты по медицинскому применению».
Власть безмолвствует: у нее самообслуживание. Причем всякого рода «особые указания», «побочные действия», «противопоказания», «с осторожностью» занимают огромную площадь в инструкциях по применению лекарств. Процитируем некоторые.
Дигоксин (напрягись, уважаемый читатель!), увеличивая сократимость миокарда правого желудочка, вызывает дальнейшее повышение давления в системе легочной артерии, что может спровоцировать отек легких или усугубить левожелудочковую недостаточность. При выраженном митральном стенозе сердечная недостаточность развивается (так развивается или лечится?) вследствие снижения диастолического наполнения левого желудочка, провоцирует развитие пароксизмальной тахикардии. Вероятность возникновения гликоиздной интоксикации возрастает при гипокалиемии, выраженной дилатации полостей сердца, «легочном» сердце, миокардите и у пациентов пожилого возраста.
При приеме дигоксина только лишь со стороны центральной нервной системы допустимы: «нарушение сна, головная боль, неврит, радикулит, маниакально-депрессивный синдром, парестезии и обморок, дезориентация и спутанность сознания (преимущественно у пациентов пожилого возраста с атеросклерозом), одноцветные зрительные галлюцинации, мелькание «мушек» перед глазами, снижение остроты зрения, макро- и микроскопия».
Далее продолжать совсем не хочется – всё в том же духе.
Жутью отдают и предупреждения по приему препарата от давления капотен…
Во время лечения препаратом сорбифер дурулес могут наблюдаться «побочные эффекты»: крапивница, анафилаксия, головная боль, головокружение, слабость, раздражительность, отек гортани, боль в горле (случайное попадание железосодержащих препаратов в дыхательные пути может привести к необратимому бронхиальному некрозу: тошнота, боль в животе, диспепсия, рвота, гастрит, язвенное поражение пищевода, стеноз пищевода, метеоризм, окрашивание зубов, язвы в полости рта, кожная сыпь, зуд, гипероксалурия и формирование оксалатных почечных камней. У пожилых пациентов и пациентов с нарушениями глотания имеется риск развития повреждений пищевода и бронхиальный некроз при случайном попадании в дыхательные пути. Содержание железа эквивалентное 200–250 мг/кг может привести к смертельному исходу.
Хватит, наверное!.. О смертельном исходе проповедовал и доктор Бонфиль – персонаж остросатирического романа классика французской литературы XIX века Ги де Мопассана «Монт-Ориоль», выписывающий рецепты-рекомендации, «которые имели грозный вид обвинительного акта».
«Микстуры, пилюли, порошки, которые предписывалось принимать утром натощак, в полдень или вечером, следовали друг за другом свирепыми отрядами. Казалось, они возглашали: «Ввиду того, что г-н Имярек страдает хронической, неизлечимой, смертельной болезнью, он обязан принимать:
1) сернокислый хинин, от которого он оглохнет и потеряет память;
2) бромистый калий, от которого у него испортится желудок, ослабеют умственные способности, по лицу пойдут прыщи, а дыхание станет зловонным;
3) йодистый калий, который иссушит все железы внутренней секреции, необходимые как для деятельности мозга, так и для прочих функций организма, и очень быстро превратит больного в слабоумного импотента;
4) салициловый натрий, целительное действие которого еще не доказано, зато он, по-видимому, обеспечивает больному скоропостижную кончину.
А помимо всего, прописывается ему хлорал, приводящий к сумасшествию; белладонна, вызывающая слепоту; всякого рода растительные настои, всякого рода минеральные смеси, кои портят кровь, подтачивают все органы, разъедают кости и убивают тех, кого пощадила болезнь.
Он строчил долго, исписал одну сторону листа, потом другую и, наконец, поставил свою подпись – как судья, вынесший смертный приговор».
Очень жаль, что отмеченное в этом материале уподобляется такому лечению по нынешним временам в нашем Отечестве. А вы как считаете, господа управленцы?..
г. Омск