Приговор по этому делу в Мещанском райсуде Москвы был вынесен не сразу. Его оглашение судья Елена Каракешишева назначила на 30 мая, но затем перенесла. Причины не назывались, но, предположительно, судье понадобилось дополнительное время, поскольку материалы расследования оказались слишком объемными. А в минувший четверг суд был вынужден снова взять паузу – на этот раз из-за сообщения о минировании его здания. Как и ожидалось, информация о предполагаемом теракте оказалась ложной, но проверка заняла немало времени.
В конце концов судья приступила к оглашению, но, указав на внушительную стопку бумаг на своем столе, сразу предупредила участников процесса, что приговор получился «объемным», и разрешила присутствующим слушать его сидя.
При этом следует отметить, что в последнее время опытной судье несколько раз приходилось рассматривать уголовные дела в отношении VIP-персон. Именно она заочно за многомиллиардные хищения назначила 14 лет заключения бывшему президенту Банка Москвы Андрею Бородину и 12 лет его первому заместителю Дмитрию Акулинину. На этот раз зачитать свое решение за день судье так и не удалось, и сроки она назвала уже в пятницу.
Впрочем, с самого начала оглашения стало ясно, что приговор Марине Лукашевич и ее предполагаемым сообщникам – бывшим начальнику управления реализации программ в сфере науки и образования Россотрудничества Михаилу Попову, его брату, предпринимателю Николаю Попову, и экс-директору департамента госполитики в сфере высшего образования и молодежной политики Минобрнауки Артемию Рожкову – будет обвинительным. «Суд установил, что Лукашевич и Попов совершили хищение, а именно мошенничество в особо крупном размере», – говорилось в первых строках судебного решения. Интересно, что подсудимые на эти слова практически не отреагировали: например, Марина Лукашевич, сидя в стеклянном «аквариуме», не отрываясь, читала какую-ту книжку, которую принесла с собой.
Как уже писала «Советская Россия», Марина Лукашевич, Михаил Попов, его брат, руководитель проекта группы компаний «Омега» Николай Попов, и тогдашний генеральный директор ФГБУ «Интеробразование» Алексей Рожков обвиняются в хищении бюджетных средств на общую сумму 50 млн рублей. В материалах дела речь идет о контрактах, заключенных в 2016 году тогдашним Министерством образования и науки с ООО «Центр развития науки», которое на тот момент возглавляла Лукашевич. В них говорилось о «разработке и реализации комплекса мер по обеспечению устойчивого функционирования институциональных и технологических изменений проектов, реализованных в рамках федеральных целевых программ развития образования в 2011–2015 годах и 2016–2020 годах» (стоимость проекта составляла 5,2 млн руб.), «разработке и экспертно-аналитическом сопровождении реализации организационно-правовой модели межотраслевого функционирования дополнительного образования детей» (стоимость – 3,2 млн руб.), «проведении комплексного анализа правоприменительной практики в системе высшего образования РФ и развитии нормативно-методических основ модернизации высшей школы» ценой 18,8 млн рублей, «совершенствовании программно-целевых инструментов Минобрнауки России в научной сфере за счет межпрограммной координации» на 19,6 млн рублей и «разработке, научном обосновании методики оценки и рекомендаций по обеспечению устойчивого функционирования институциональных и технологических изменений проектов после завершения проектного финансирования на основе анализа результатов комплексного исследования устойчивости проектов, реализованных в рамках федеральных целевых программ развития образования в 2011–2016 годах» примерно на 2,4 млн рублей.
По мнению следствия, ЦРН был создан Михаилом Поповым специально под эти контракты в 2014 году, хотя в 2016 году чиновник, занимавший пост директора департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки, к центру отношения уже не имел. При этом в руководство ООО, помимо самой Лукашевич, входил брат Михаила Попова Николай.
Обвинение настаивает, что, получив бюджетное финансирование, ЦРН оплаченные госконтракты не выполнил, а представленные им в министерство отчеты о проведенных работах никакой научной ценности не имели.
Например, экспертами в них были обнаружены фрагменты студенческих рефератов, данные, взятые из учебников и других открытых источников. При этом часть данных о проведенных исследованиях, по версии следствия, и вовсе была подделана подсудимыми.
В ходе прений сторон прокуратура настаивала приговорить экс-чиновницу Лукашевич к семи с половиной годам, Михаила Попова – к девяти, а Николая Попова и Артемия Рожкова – к семи годам, дополнительно оштрафовав каждого из них на 800 тыс. рублей.
Судья, вынося приговор, полностью удовлетворила требование обвинения в части штрафов, но сроки заключения пересмотрела. Лукашевич, очевидно, учитывая смягчающие обстоятельства, в том числе наличие у подсудимой благодарности президента, она назначила шесть лет и шесть месяцев, братья Поповы, согласно приговору, получили семь с половиной и шесть лет, а Рожков – пять лет и шесть месяцев. Суд также удовлетворил гражданский иск к ним Минобрнауки, постановив солидарно взыскать 3,2 млн рублей. Почему именно эту сумму, а не 50 млн рублей, осталось неясно.
Доводы защиты, которая собирается обжаловать приговор, о том, что разработки подсудимых позволили наладить дистанционный учебный процесс во время ограничений, связанных с пандемией коронавируса, суд счел неубедительными.