Законопроекты были внесены депутатами Олегом Смолиным (КПРФ), Олегом Шеиным («Справедливая Россия»), Ярославом Ниловым (ЛДПР). У каждого из них были свои небольшие нюансы, но цель у всех общая – добиться увеличения страховых пенсий всем пенсионерам за счет восстановления справедливой индексации пенсий и довыплаты незаконно отнятых у пенсионеров средств.
В законопроекте О. Смолина «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» предлагалось возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам с 1 февраля 2018 года. Документ вносился полтора года назад, поэтому датой его вступления в силу был указан 2018 год. Но «дату введения закона можно подкорректировать», отмечал Олег Николаевич, «нам ведь важнее всего победить бедность». А если у пенсионеров отбирать средства и не возвращать, то бедность будет расти в геометрической прогрессии.
Единороссы подчеркнуто демонстрировали жесткое несогласие с инициативой. Но Смолин был предельно убедительным. Он сравнил мизерные пенсии россиян с теми, что получают граждане в не самых богатых европейских странах: в Греции – 930 долларов, в Польше – 510 долларов, Эстонии – 440 долларов, РФ – 235 долларов, тогда как цены в России на самое необходимое стали уже европейские.
Продавливая повышение пенсионного возраста, правительство по-лисьи обещало с 2019 года добавить к пенсиям по 1 тыс. рублей. «А что будет весить эта тысяча при инфляции в 4%? Уменьшение покупательной способности этой тысячи минимум на 400 рублей». Добавка в полтысячи к пенсии уже и не добавка вовсе, а копейка в шапку нищего. Медяками ни бедность не победить, ни экономику не поднять.
О. Смолин привел выводы, прозвучавшие на большом конгрессе Вольного экономического общества: если увеличивается зарплата или другие выплаты высокооплачиваемым группам населения, к коим относятся и депутаты, то значительная часть этих дополнительных доходов уйдет либо в накопления, в том числе и в иностранной валюте, либо на закупку дорогостоящих импортных товаров; если же добавляются средства на зарплату низкооплачиваемым работникам и к пенсиям, то эти средства моментально идут на покупку отечественных товаров и стимулируют подъем экономики. «Мы тормозим экономический рост, отказываясь платить людям нормальные пенсии», – подчеркивал Смолин. Он также добавил, что аграрники жалуются на узость отечественного рынка сбыта сельхозпродукции, они могли бы предложить значительно больше своих качественных товаров. А узость рынка вызвана как раз тем, отмечал Смолин, что «20% населения России, согласно последнему опросу, не хватает денег на питание. Правительство экономит именно на этих категориях граждан. С такой экономической политикой выполнить указ президента о вхождении в пятерку высокоразвитых стран не удастся».
Смолин на цифрах показал, что недоиндексация пенсий в 2016 году подорвала и без того бедняцкие бюджеты регионов. В частности, Омская область недополучила 8,5 млрд рублей, что, по словам Смолина, подтверждает суть народной мудрости: скупой платит дважды.
В законопроекте депутатов от «Справедливой России», касающемся увеличения страховых пенсий, секвестированных из-за недоиндексации в 2016 году, было предложено осуществить в текущий период выплату недополученных сумм страховых пенсий, на что потребуются дополнительные расходы из Пенсионного фонда РФ в размере 963,1 млрд рублей. Документ представлял Олег Шеин, он доказывал, что изъятие волевым путем у пенсионеров средств нарушило несколько действующих законов, в том числе закон о потребительской корзине.
Жириновцы во внесенном ими законопроекте требовали восстановить индексацию пенсий работающим пенсионерам в январе 2018 года, что, по словам Ярослава Нилова, крайне актуально при проведении пенсионной реформы.
Отклоняла эти инициативы единоросска Ольга Баталина. Она утверждала, что законопроекты непродуманны, что все принимавшиеся правительством и «Единой Россией» решения правильны, основаны на опыте передовых стран и что власть ничего не должна пенсионерам, так как единовременная пятитысячная выплата все компенсировала. А почуяв сомнительность произнесенного тезиса, в оправдание добавила: инфляция в 12,9% – это неподъемная величина ни для бюджета Пенсионного фонда, ни для федерального бюджета.
Крайне возмущался утверждением Баталиной Валерий Гартунг: «Вы что, не умеете считать? Недоиндексация пенсий в 2016 году составила 8,9%. Недоплата при средней пенсии в 13 тыс. рублей составила более 10 тыс. рублей, а вернули всего 5 тыс. рублей. Даже если взять самую минимальную пенсию, и то 5 тыс. не покрывают финансовых потерь пенсионеров. Вы даже самым низкообеспеченным слоям населения не вернули то, что у них отняли. А теперь говорите: нельзя принимать безответственные решения. Самые безответственные решения – обирать обездоленных, имея 3 триллиона дополнительных доходов в бюджете».
Все законопроекты были единогласно поддержаны фракциями КПРФ, «СправРоссия» и ЛДПР. Больше всего голосов «за» – 103 – получил проект О. Смолина. Единороссы тупо отмолчались, поэтому ни один из трех законопроектов не был принят.