Гигантские ямы, отвалы породы высотой в несколько десятков метров, карьерные взрывы, нескончаемый гул тяжелой техники, пыль, выхлопные газы и прочие «прелести» соседства с угледобывающими предприятиями – ежедневная киселевская рутина. Семье Алексея Воробьева не повезло вдвойне – на его дом с двух сторон наступают разрезы ТАЛТЭКа, АО «Поляны» и АО «Луговое». У Воробьевых маленькие дочки-погодки, двух и трех лет. Живут на Дальних Горах (район Киселевска) в большом доме на улице Пржевальского. Вокруг дома сносят бульдозером, но несколько семей, в том числе многодетная семья Ольги и Сергея Бастрыкина, якобы не подлежат переселению ни за счет государственных средств, ни за счет ТАЛТЭКа.
«У нас тут буквально в огородах очистные для АО «Луговое» строят, за холмом метрах в 600-х разрез гудит техникой и грохочет взрывами, а мне говорят «ждите», — возмущается Алексей. – А чего ждать? Когда нас под отвалы закопают?»
Дом Воробьевых 60-го года постройки, но Алексей его реконструировал и достроил. «До того, как разрезы не стали расширяться, тут хорошо было, – рассказывает он. – Зелено, речушка рядом… Но теперь ни днем, ни ночью покоя нет. Постоянный рев моторов БелАЗов и другой карьерной техники, а пыль, выхлопные газы летят к нам в дом. Иной раз с закрытыми окнами уснуть невозможно, так грохочет разрез. А представьте, какой ад тут творится, когда разрез ведет взрывные работы! В это время главное, чтобы ветер не в нашу сторону дул, иначе двор, огород, дом покрываются толстой коркой угольной пыли».
Большинство домов на улицах Кривой, Пржевальского, Станиславского, Шахтовой и переулок Хабаровский уже снесли. Теперь район больше напоминает разбомбленную деревню, нежели населенный пункт России XXI века. «В руинах выживают и плодятся собаки, – говорит Алексей. – Их тут несметное количество. Взрослому страшно ходить, а что уж про детей говорить? Зато ни одного детского сада, ни школы, а скоро и без магазина окажемся – последний продуктовый продают, а не продадут – так просто на палку закроют».
«Я обращался на разрез с заявлением о переселении, – продолжает Воробьев. – Говорю, это вы на мою землю пришли, а не я к вам, поэтому будет справедливо, если разрез переселит мою семью в нормальные условия и заберет наш земельный участок и дом – и делайте там что хотите! Однако никаких ответных шагов от руководства «Луговое» я не увидел, только услышал просьбу: не поднимать шума».
Уничтожается не только сам Киселевск, но и некогда уникальная природа вокруг. Туристическая группа, сплавлявшаяся по реке, зафиксировала загрязнение реки Кундат. Кадры желтых вод обнародовали активисты общественной группы «Чистые реки Кузбасса».
«Мы много раз говорили туристам, что в Кузбассе зп реки. Люди в этом убеждаются только на собственном опыте, – рассказал координатор группы «Чистые реки Кузбасса» Вячеслав Бачурин. – Не получается в регионе туризм, который нам предлагает губернатор Цивилев. Ну какие могут быть сплавы по грязной реке?! Некогда чистейшие реки Кузбасса превращаются в желтую помойку. На реке Кундат постоянно работают и ее загрязняют четыре золотодобывающие компании».
Заявления туристов подтверждаются данными спутникового мониторинга и гражданского контроля: «Наблюдается загрязнение взвешенными веществами реки Большой Кундат от места слияния рек Прямой Кундат и Полуденный Кундат с участками золотодобычи и далее реки Кундат. Совокупная протяженность загрязнения около 60 км. Далее мутьевые потоки попадают в реку Кия», – сообщили экологи.