В минувший четверг в Госдуме, по инициативе комитета по вопросам семьи, женщин и детей, прошла расширенная встреча парламентариев, руководителей ведомственных структур, общественных деятелей с наиболее яркими представителями блогосферы.
Собравшиеся объявили о создании Всероссийского Союза «Социальный блогер». Объединение рассматривается, как площадка для встреч поколений, для обмена мнениями по острым социальным темам. Такой диалог, считают организаторы, необходим для взаимопонимания между властями и обществом.
«Мы не первые, кто встречается с блогерами, — отметила председатель комитета коммунист Нина Останина, открывая встречу. — В июне текущего года комитет Совета Федерации по образованию и науке проводил подобное мероприятие. По его итогам при комитете создан Совет блогеров, который успешно работает. Не должны упускать это направление и мы, социально ориентированные депутаты».
Но, если общение Совфеда с блогерами общественность восприняла благосклонно, то инициатива думского комитета неожиданно натолкнулась на яростную критику ряда интернет-активистов и даже депутатов: не тех, дескать, блогеров позвали, зачем в Госдуме принимать сетевых информаторов, оскандалившихся своими чересчур «остросюжетными» видео? «Госдума — не клуб благородных девиц, — парировала Останина, — мы должны работать со всеми, смотреть вглубь и непредвзято».
Да, и как можно упускать набирающий популярность в обществе информационный ресурс? Сегодня доля интернет-пространства, социальных сетей и блогов неуклонно растет. Аудитория приглашённых в Госдуму блогеров суммарно приближается к 40 миллионам человек. «Это сопоставимо с аудиторией федерального телеканала. Мы не можем отмахнуться от этого явления, блогеры сегодня неотъемлемая и существенная часть лидеров общественного мнения», заявила Н.Останина.
Впечатляет численность интересующихся блогами. Чем объяснить такую популярность? Мнения на этот счёт разные. Несомненно, привлекает новизна информационного продукта, когда можно не только прочитать сообщение, но, и откликнуться на него, прокомментировать, стать участником в создании контента. Привлекает разнообразие тематики. У каждого блогера свой подход, взгляд, своя ключевая тема, стиль, жанр, творческий почерк.
Как ни странно, среди ведущих свои блоги большинство девушки. На думскую встречу приехал народ опытный, уверенный, с большим количеством подписчиков. Это — Залина Акманбетова (300 тыс. подписчиков), Анастасия Анитченко (22 тыс.), Анна Кведар (847 тыс.), Жанна Антонова (506 тыс.), Виктория Молоканова (1 млн.), Екатерина Городничева, (Катя Город) (6,5 млн.), вместе ведут блог Елена Третьякова и Илья Арзамасцев (506 тыс.), Алла Лагутина (1 млн. подписчиков), Юлия Соловьёва (886 тыс.), Эдуард Филлипов (123 тыс.) – блогер из Тюмени. У каждого из них – своя история, о чём они рассказали на встрече в Госдуме, раскрыв некоторые секреты своего виртуально-сетевого успеха.
Сооснователем Всероссийского Союза блогеров стала Алла Борисовна Лагутина. Сейчас она – известный писатель, автор патриотических книг о легендах Байкала. Её рассказов, репортажей ждут с нетерпением подписчики. А начинался аккаунт Лагутиной с обсуждения книг, проблем издательств, потом появились другие темы, они менялись под влиянием подписчиков… их число выросло до 1 млн. Она находится с ними в тесном взаимодействии, отвечает на сообщения, помогает и дружит с ними.
«Блогер, по определению Лагутиной, — уникальное средство массовой информации». И попадает в точку, потому что цель ведущего блога – информировать, разъяснять, увлекать, ориентировать, воспитывать, — именно те задачи, которые решает каждое СМИ.
«Уже сегодня, — продолжает Алла Борисовна, — влияние блогерского сообщества огромно и охватывает все сферы жизни. Есть фуд-блогеры, тревел (путешествия), блоги мамочек… Появились актуальнейшие – мобилизация, поддержка семей. …Всем нам, блогерам, не хватало такого объединения, как сейчас, — Всероссийский Союз блогеров. Ко мне столько человек подошло с радостью, что теперь у нас есть свой Союз, а значит есть поддержка, есть общие проблемы и общие пути решения, тем более в такие непростые для всех времена. В рамках Союза блогеров хочется помочь людям, реализовать проекты, направленные на улучшение взаимопонимания в обществе, определить ориентиры в построении общества будущего. Наши охваты людей огромные! Это мощная сила!»
Юлия Соловьёва — многодетная мама, врач, член совета «Лидеры мнений России», координатор проекта «Социальный блогер». Сегодня её главная тема – «Помощь семьям мобилизованных». «Самое тревожное и психологически сложное, — говорит Юлия, — это принять то, что частичная мобилизация — необходимая мера в данный момент для России. Мне много пишут женщины, мужья которых мобилизованы. Они просят помочь им найти работу в онлайн-сфере, помочь с зимними вещами для детей, спрашивают куда им можно обратиться за гос.поддержкой, так как соц.защита молчит. Помогаем. Организуем в своих регионах сбор вещей, средств. У многих из нас есть выходы на производителей тех самых средств гигиены и прочих товаров первой необходимости, в которых нужда, с кем можно сделать благотворительную коллаборацию, организовать для них рекламу в блогах взамен на продукцию, которая пойдёт в помощь семьям мобилизованных россиян. Взаимодействие укрепляется… Наша блогосфера расширяет своё благотворное влияние…».
Блог Жанны Антоновой признан лучшим в 2022 году в плане мотивации и саморазвитии мам. Но, ключевой темой для неё является «Голос блогера в регионах». Её блог зарождался в 2017 году, как личный дневник мамы в декрете, которой хотелось разнообразить свои будни. В итоге оказалось, что она вдохновляла личный круг, знакомых, «пошло «сарафанное радио», блог начал расти… Информационное пространство отныне заполняется потоком ленты новостей. Мы живем в век информационных технологий, время- наш самый ценный ресурс. Человек заходит в соцсеть с конкретным запросом, самостоятельно решает, сколько своего времени посвятить интересному контенту. Хочу внести предложение: местные органы власти должны коммуницировать и вести работу со своими местными блогерами».
Из далёкой Тюмени приехал Эдуард Филлипов. Его блог посвящён проблемам Тюмени, в частности, качеству услуг ЖКХ. Острая проблема собрала тысячи подписчиков. Эдуард стал самым популярным блогером в своём регионе. Мимо его внимания не ускользают никакие ЖКХ-аварии. С юмором и сарказмом он показывает в видео-роликах, описывает в текстах творящиеся безобразия в коммунальном хозяйстве города. И на эти материалы реагируют отвественные чиновники. В Госдуму Эдуард приехал, чтобы «поделиться опытом ведения своих соц. сетей и своих роликов».
Э.Филлипов благодарен организаторам и создателям проекта «Социальный блогер», обещает внести максимальный вклад в развитие этого проекта, который поможет решить многие социальные проблемы.
Конечно, в Госдуме дискутировали достойные блогеры. Но, есть развязные, чьи блоги — с налётом грязи, лжи, фейкизма, «без тормозов». В этой связи, отмечали парламентарии, возникают вопросы и задачи, которые ставит перед блогерами время и общество. Комитет их сформулировал:
первое — это достоверность и верификация информации, которую люди получают из блогов. Здесь депутаты готовы к сотрудничеству, готовы давать ту информацию о законодательной и нормативной базе, которую блогеры в доступной форме смогут донести до пользователей;
второе – обратная связь. Депутаты получают большое количество обращений от разных людей, групп и слоев общества. Значительная помощь людям – это своевременное информирование и предоставление необходимых законодательных данных. В качестве примера — вопросы мобилизации. Людям не хватало достоверной информации, что породило в обществе волну тревог и конфликтов. Блогеры в данном случае могли бы очень помочь;
третье – какую идеологию в широком смысле, ценностную базу, несут блогеры своим подписчикам?
Вопрос пропаганды в блогосфере стоит очень остро. Здесь есть и «синие киты», которые пропагандируют самоубийства среди подростков, и «скулшутинги» с насилием в образовательных учреждениях, и «чайлдфри» – отказ от деторождения, и пропаганду неуемного потребления, что влечет за собой разрушение нашего общества. К счастью, есть социальные блогеры, которые пропагандируют настоящие семейные ценности, помогают многодетным семьям и матерям, семьям с детьми-инвалидами. Те, кто пропагандирует и воспитывает патриотизм.
Законодатели будут выстраивать взаимодействие именно с этой частью блогосферы и ставить заслоны для деструктивных «хайпожоров».
Комитет предложил участникам Всероссийского Союза «Социальный блогер» задуматься об Этическом Кодексе российского блогера, сходного с Этическим Кодексом журналистов.
«В какой форме он будет — давайте обсуждать. Но лозунг – «Мы в ответе за тех, кто нас читает, смотрит и слушает!» — должен стать краеугольным в идеологии любого блога», подчеркнула Н.Останина.
С этим согласились все собравшиеся на первую, организационную, встречу в Госдуме – и депутаты с общественными активистами, и блогеры, вдохновлённые тем, что у них теперь есть свой Союз, как у всех творческих сообществ.
Договорились, регулярно проводить парламентско-блогерские встречи, в скором будущем принять Этический Кодекс российского блогера и придать блогосфере цивилизованные черты умного информационного пространства.