Тормозной след «Форда»

За доказательными аргументами нет нужды обращаться к далекой истории или внимать предсказаниям о будущем. Примеры рядом – здесь и сейчас. В городе Всеволожске Ленинградской области вновь разгорелись тлевшие прежде противоречия между американским автомобильным концерном «Форд» и российскими рабочими, трудившимися на иностранный капитал почти два десятка лет. Причем, с учетом глубокого кризиса в России, это противостояние, похоже, накалилось до предела.

Автопредприятие «Форд» во Всеволожске существует давно – с 2002 г. В 2000-е годы, когда российская экономика была относительно стабильной, дела у автомобильного завода, как говорится, шли в гору. Все покатилось вниз с конца 2014 г., когда всеволожский «Форд» начал испытывать серьезные затруднения, в связи с чем на заводе начали практиковать остановки конвейера и сокращение рабочего времени с целью экономии средств, расходуемых на оплату труда сотрудников. 
Однако к тому времени на предприятии сложился активный профсоюз, причем настолько деятельный, что заводская администрация вынуждена была считаться с рабочим коллективом под угрозой протестных мер вплоть до забастовок. Последнюю забастовку заводчане проводили в конце ноября прошлого года в связи с затяжными простоями конвейера. Тогда же стала обсуждаться тема возможного закрытия завода «Форд» во Всеволожске. Сразу после новогодних каникул на автопредприятии ввели режим неполной занятости. 
Наконец, 27 марта концерн «Форд» официально объявил о закрытии своего автомобильного производства в Ленинградской области с лета текущего года. Вероятно, чтобы никто не подумал, будто это объявление – первоапрельская шутка, руководство завода полностью остановило производственный процесс на неделю – с 1 по 8 апреля. Разумеется, без всякой оплаты рабочим за простой. 
Формальной причиной закрытия завода во Всеволожске стали экономические трудности, в том числе неуклонное снижение продаж в течение нескольких последних лет. Впрочем, руководство «Форда» не скрывает, что одним из факторов, повлиявшим на закрытие завода именно в Лен­области, стал сильный профсоюз рабочих, который воспротивился оптимизации издержек по плану концерна. 
Таким образом, с июня фактически безработными станут почти тысяча сотрудников, которым осталось работать считаные недели. Для них компания «Форд» разработала так называемую программу добровольного увольнения. Рабочим, которые согласятся уволиться «добровольно», по-тихому, будут выплачены компенсации в соответствии с их стажем. Например, проработавшие на «Форде» более 10 лет получат 12 месячных окладов. Тем же, кто трудился менее 5 лет, придется рассчитывать на полугодичную компенсацию. Если учесть, что средняя зарплата на заводе примерно 50 тысяч руб., то «ветеранам» при увольнении выплатят по 600 тысяч руб., а их менее опытных коллег отправят за ворота с тремя сотнями тысяч. 
Реакция рабочих оказалась категорически отрицательной. «Это абсолютно не то, чего мы требуем. Даже ничего близкого к нашим желаниям тут нет. Будем эту тему поднимать на собрании», – заявил председатель первичной профсоюзной организации всеволожского завода «Форд» Михаил Сергеев. 
5 апреля по инициативе профсоюза заводчане встретились с представителями профильных комитетов правительства Ленинградской области. Для этой встречи администрация Всеволожска выделила большой зал в местном культурно-досуговом центре. Однако рабочих собралось настолько много, что мест на всех не хватило, и десятки людей вынуждены были стоять вдоль стен. 
На встрече обсуждали условия увольнения рабочих, выдвинутые руководством «Форда», с которыми сами рабочие категорически не согласны. «Они хотят, чтобы мы, как голодная собака, взяли кость и убежали», – говорят заводчане, требующие от работодателя при увольнении выплатить каждому сотруднику не менее двух годовых окладов. При этом активисты профсоюза заявляют, что в случае невыполнения этого требования они готовы даже начать голодовку. 
По мнению профсоюзных лидеров, увольняемым работникам в виде отступных предложена ничтожно малая часть тех денег, которые выделил на компенсации заграничный центр. Рабочие считают, что российские менеджеры крайне несправедливо распределили эти средства. Эту общую уверенность на собрании выразил заводской кладовщик Владимир Лесик: «Наша задача – подвигнуть обманщиков выплатить нам те деньги, которые им уже выделили. Их даже не надо искать, их распределили к нам из головных офисов в Европе и Америке. Каждый наш топ-менеджер получит годовую компенсацию как сто работников завода!» При этих словах в зале раздались аплодисменты поддержки. 
Не менее бурно обсуждалась другая проблема – возможность трудоустройства увольняемых рабочих, многие из которых проработали на всеволожском «Форде» более полутора десятка лет и теперь находятся в предпенсионном возрасте. К тому же выяснилось, что по специальности рабочим с «Форда» устроиться практически невозможно, поскольку на других аналогичных автопредприятиях существует негласный запрет на прием сотрудников именно этого завода, где за долгие годы рабочие получили особый закал в борьбе за свои права. 
Прибывшие на встречу областные чиновники обещали по возможности подсобить будущим безработным заводчанам как-то трудоустроиться. Впрочем, никаких гарантий на этот счет не предполагается. Вместе с тем чиновные лица не скрывали, что основная их миссия – сгладить конфликт между увольняемыми рабочими и управленцами закрывающегося завода, наладить компромиссные решения между ними. 
Однако, судя по всему, компромисс между трудом и капиталом вряд ли возможен. По крайней мере во Всеволожске такая перспектива выглядит крайне сомнительной. Слишком глубокой там оказалась борозда, разделяющая конфликтующие стороны. 
8 апреля состоялась другая встреча, которую точнее следовало бы назвать столкновением. С заводчанами прибыли объясниться самые высокопоставленные управленцы «Форда», этакий «генералитет». Ведущие менеджеры ультимативно заявили рабочим, что правление не пойдет на уступки коллективу и не станет корректировать программу увольнения. Более того, рабочим сделали строгое внушение, предупредив их о необходимости соблюдать дисциплину и выполнять производственный план, за невыполнение которого виновные будут наказаны посредством значительного уменьшения компенсации при увольнении. 
В ответ на эти запугивания непокорный рабочий коллектив «Форда» принял решение бороться за свои права до конца. Профсоюз объявил о начале так называемой «итальянской» забастовки, которая предполагает выполнение каждым своих трудовых обязанностей, при этом настолько скрупулезно и неукоснительно соблюдая все правила и ограничения производственного процесса, что реально выполнить план… становится невозможно. Причем придраться к рабочим в таком случае никак невозможно! 
Также заводчане запланировали в ближайшее время ряд протестных акций, включая проведение 19 апреля большого митинга. Ходатайство о согласовании митинга уже подано в администрацию Всеволожского района, где ответили, что не намерены чинить искусственные препятствия при согласовании мероприятия. 
«Вместе мы едины!» – с таким девизом, который давно стал традиционным на автозаводе, призывая к сплочению, обращается профсоюз к рабочим «Форда». И в этом нет излишнего пафоса. Сама жизнь, полная борьбы и накала, убеждает рабочих в необходимости сплоченного единения в отстаивании своих интересов и прав, ибо другого пути не существует. 

Другие материалы номера