–Одной из самых главных обязанностей любого правителя является обеспечение подданных продовольствием. Сегодня в мире, по данным ФАО, 1,6 миллиарда человек голодают. В России, по признанию Росстата, 20 миллионов живут за чертой бедности, и они, естественно, тоже недоедают. А для того, чтобы правильно питаться, надо иметь развитое сельское хозяйство. В каком оно состоянии в РФ?
Научно обоснованная энерговооруженность села должна быть 3,62 лошадиные силы на гектар. У нас более чем в 2 раза ниже, всего 1,48, и продолжает уменьшаться. По энерговооруженности мы отстали от Германии, США, Канады, Беларуси и даже от Казахстана. Произошло это потому, что после 1990 года из семи действовавших в стране тракторных заводов остался один, из пяти комбайновых остался один, да и те находились в кризисе. На наших полях в результате произошло серьезное старение техники, и сегодня большая ее часть находится за амортизационным сроком эксплуатации.
Для обеспечения аграриев техникой был придуман очень правильный, с моей точки зрения, механизм в постановлении №1432, это и позволило за последние 6 лет поднять экономику предприятий по выпуску сельхозтехники и увеличить их количество, было 16, стало 115.
Именно сельхозмашиностроение выполняет задачи, поставленные в Послании президента: экспорт увеличен в 2,6 раза, поставка техники в село значительно увеличилась и продолжает нарастать. Но создается впечатление, что в аппарате правительства не всех устраивает выполнение поручений президента и правительства.
Напомню, что президент и председатель правительства неоднократно были на наших крупных предприятиях сельхозмашиностроения – на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, на Ростсельмаше, и в Ставрополе, где даже играли в бадминтон на комбайнах.
Практика показала, что следование постановлению №1432 в шесть раз эффективнее, чем лизинг. Вдумайтесь: за минувшие 6 лет уставный капитал Росагролизинга составил 86 миллиардов, а техники за это время поставлено на 80 миллиардов, субсидий было выдано 44 миллиарда, а техники поставлено на 230. Эффективность использования бюджетных денег – 190 процентов.
Считаю, что постановление должно стать лекалом для других министров, если они хотят возрождать утраченные технологии и производства.
Однако последнее поручение президента, высказанное им в Ставропольском крае, о продлении действия постановления №1432 до 2023 года и ежегодных отчетах о его выполнении, услышано было не всеми. Так, 7 мая собираются два вице-премьера, ряд министров и предлагают совершенно противоположное тому, о чем говорил президент. Они предлагают со следующего года прекратить действие постановления №1432 и впредь руководствоваться постановлением №191, отменяющим шесть постановлений, направленных на возрождение спецтехнологий в области дорожного строительства, специального машиностроения.
И тут возникает вопрос: если премьер и президент хотят возрождать страну, модернизировать отечественное производство, вводить инновации, то почему сотрудники аппарата не выполняют их распоряжения?
В прошлом году 388 депутатов Госдумы обратились к первому вице-премьеру Силуанову, вице-премьеру Гордееву с просьбой уточнить постановление в части финансирования. К нам прислушались, но не в полной мере, вместо 15,7 выделили всего 10 миллиардов рублей. К чему это привело? Из-за недофинансирования упали поставки техники на село, хотя там по-прежнему остро недостает сельхозтехники.
Утверждаю, если торможение по поставкам техники не прекратить, мы вернемся в ситуацию 10-летней давности, вернемся в состояние стагнации, начнут закрываться предприятия, мы потеряем многие технологии. И это при том, что впервые наметилась положительная тенденция, на Кировском заводе осуществлены инвестиции на 4 миллиарда рублей, открыт центр по проектированию и изготовлению коробок передач – технология двойного назначения. Кировский завод, как известно, работает еще и на оборону.
Впервые за постсоветское время единственная из наших обрабатывающих компаний – Ростсельмаш, будет в этом году 26 июля отмечать свое 90-летие. Это прославленная компания, она награждена двумя золотыми медалями – в 1937 году – за первый в мире прицепной зерноуборочный комбайн, в 1960 году – за первый самоходный… Нам бы развивать это производство, вести его к новым достижениям. Но у нас есть силы, которые отстаивают интересы не своих компаний, а тех, которые лоббируют президент США, руководители ЕЭС, а своим производителям ставят палки в колеса. Так и хочется спросить: на кого и ради каких выгод работаете, господа?
Запомните, хлеб – это главный инструмент управления. Те, у кого нет хлеба, воюют, чтобы отнять его у соседа. Сельское хозяйство обеспечивает страну хлебом, а спецмашиностроение обеспечивает эффективность земледельческого труда, его энерговооруженность. Но у нас наряду с игнорированием постановления №1432 произошло также и убиение инженерной сферы села. Раньше у министра по сельскому хозяйству был заместитель, занимавшийся механизацией села. У каждого министра региона был заместитель по технике. У каждого руководителя колхоза, совхоза был главный инженер. Сегодня эта система провисла.
Вернусь к Ростсельмашу. Он выпускает комплексы, где один оператор может управлять шестью комбайнами, может управлять шестью энергонасыщенными тракторами. Но где взять специалистов? Любая техника требует продвинутого инженерного обеспечения. А в нашей ситуации некоторые аппаратчики в правительстве считают, что России не нужен прогресс.
Шесть месяцев идет согласование требований к производству нового трактора. Договорились до того, что заставили разработчиков согласовывать свои ноу-хау с иностранцами. Да такого нет ни в одном государстве! Мы сделали трактора более совершенными, а нам говорят: вы правильно сделали, но согласуйте всё со своими конкурентами. Наши инженеры и так всё проверили на соответствие нормам ВТО. Кстати, постановление №1432 одно из немногих, не противоречащих нормам ВТО, но «некоторым» этого мало.
За время действия постановления №1432 численность рабочих мест возросла на 10 тысяч, выполнялись все одиннадцать предыдущих указов президента. Вырос в 2,6 раза экспорт техники, в РФ увеличилось сельхозпроизводство. Надо ли говорить, как это важно для России! У нас же 40 миллионов гектаров запущенной пашни. Чтобы эти поля вспахать, засеять и убрать, требуется значительное количество тракторов, комбайнов, сеялок, веялок и всего набора машин, обеспечивающих передовые технологии.
Уважаемые коллеги, нам сообща надо разобраться, кто в правительстве хочет нанести ущерб нашему селу. Предлагаю всей палатой еще раз обратиться к председателю правительства, чтобы он выяснил, кто игнорирует и дискредитирует правильные решения. Нам необходимо создать комиссию с участием министров и добиться сохранения в силе постановления №1432.