После этого зрители могли полюбоваться искусственной улыбкой спикера Парубия, которого просто переклинило. Выпученными глазами первого вице-спикера Ирины Геращенко, ее дрожащей нижней губой.
На бывшем президенте Порошенко, который теснился в ложе приглашенных, вообще лица не было.
Лица остальных депутатов Рады также не излучали оптимизма после прослушки инаугурационной речи президента Зеленского.
Было забавно наблюдать бегающие свиные глазки народных избранников, в которых выплескивалась грусть о потерянном величии. Они пять лет так упивались своей крутизной, наслаждались собственной властью, полагая, что все это счастье будет длиться вечно, а платить по счетам всегда будут только лохи. Им и в страшном сне не могло присниться, что их могут внезапно, публично и унизительно слить в фекальную яму во время чужой инаугурации.
Но что произошло, то произошло, и начинается время традиционных крысиных бегов и торгов. Еще вчера «светочи майданного патриотизма и отцы нации», лениво барствовавшие в столичных ресторанах, солидно вещавшие на телевизионных шоу, обучавшие украинцев правильной жизни, клеймя врагов нации, сегодня вынуждены мелочно суетиться и искать новое место под теплым парламентским сводом.
И возникает масса сложнейших вопросов, которые сильно влияют на пищеварение и прочие жизненно-животные инстинкты наших бывших небожителей.
В какой новый партийный список попытаться зайти? Кому и сколько надо заплатить за гарантированный билет-пропуск в элиту? И сколько вообще стоят новые входные билеты при новом президенте? И есть ли еще свободные места? А главное – где все эти свободные места? Какие вакансии открыты? Кто продает новые возможности? И сколько же реально будет стоить «купить» себе мажоритарный округ? И с кем нужно договариваться про правильную «нарезку» этих округов?
Но главный вопрос майданной философии – кто именно будет продавать входные билеты в уже новую партию власти – в «Слугу народа»?
И, скорее всего, наш славный и униженный Петр Алексеевич Порошенко, если бы не заливал Зеленского отборной грязью в течение двух месяцев, то наверняка попытался бы купить себе несколько мест в новой партии. Петр Алексеевич всегда покупает места в партиях власти. Потому что всеяден, беспринципен и слишком жаден, чтобы размениваться на идеологию.
Было заметно, что все руководство Рады буквально тряслось от животной ненависти к Зеленскому, что предполагало только саботаж любых законодательных и кадровых инициатив нового президента. И было понятно, что в таком состоянии они будут пребывать вплоть до оглашения результатов досрочных выборов и попытаются максимально усложнить жизнь президенту Зеленскому и его команде юристов-юмористов.
Большинство депутатов, скорее всего, не ожидали от Зеленского скорого роспуска парламента. И, видимо, поэтому депутату Верховной рады из фракции «Блок Петра Порошенко» Николаю Паламарчуку стало плохо во время вступления в должность нового президента Украины. Его поместили в карету скорой помощи и увезли в одну из больниц города. «По предварительным данным, у него случился гипертонический криз», – отметили журналисты.
Сразу после торжества Зеленского экс-президент Украины Петр Порошенко пригласил на экстренное совещание премьера Владимира Гройсмана и спикера Рады Андрея Парубия. В кабинете Парубия созрел простенький, но эффективный план – переложить полностью ответственность за всю ситуацию в стране на Зеленского и попытаться дискредитировать его как президента.
На следующий день на консультациях президента с лидерами фракций Зеленского и главу его администрации Андрея Богдана убедили в том, что депутаты не пропустят избирательный кодекс с открытыми списками кандидатов, как того хочет новый президент. В результате они предложили компромиссный вариант с закрытыми списками, снижающий порог вхождения в Раду и исключающий мажоритарную систему, которая заведомо является коррупционной.
Но на внеочередном заседании Рады все договоренности президента Зеленского с парламентом оказались внезапно полностью перечеркнутыми.
На этом заседании спикер Парубий, как оказалось, начал новую жизнь – «без нарушений Регламента и четко по букве закона».
Так, еще с самого начала заседания аппарат Рады уже не выдавал дежурным по фракциям персональные карточки депутатов. Предыдущие 4,5 года эти карточки традиционно получали дежурные и сами вставляли их в гнезда системы голосования «Рада» перед пленарными заседаниями. Но в среду аппарат стал действовать по совершенно новым правилам – выдавая карточки депутатам лично в руки.
И после всех этих нововведений Верховная рада отказалась рассматривать президентский законопроект о выборах. Спикер Андрей Парубий не без удовольствия констатировал провал инициативы нового главы государства и закрыл внеочередное собрание депутатов.
«Было весело», – подтрунивал спикер Парубий над новым президентом Владимиром Зеленским, закрывая торжественное заседание в день инаугурации, когда глава государства впервые заявил о роспуске Верховной рады.
Уже на следующий день, когда Зеленский подписал указ о роспуске Рады, спикер емко отреагировал на этот указ словами: «Печально и тревожно».
А в среду, на внеочередном заседании, не только обвинил новоизбранного главу государства в нарушении закона, но и пригрозил ответственностью.
«Я убежден, что как глава Верховной рады должен дать политическую оценку этому указу и сказать, что его автор будет нести ответственность и по закону, и перед народом Украины».
Спустя два часа после этих угроз парламент всухую провалил два первых законопроекта, поданных Владимиром Зеленским. В зале не нашлось голосов даже для того, чтобы просто включить их в повестку дня.
В итоге на заседании Парубий изобразил разочарование в связи с первыми неловкими законотворческими попытками Зеленского.
«Я был удивлен и разочарован, что первой законодательной инициативой президента Зеленского было введение закрытых партийных списков. Еще несколько дней назад с этой трибуны было обещание ввести открытые списки», – объявил «на голубом глазу» собравшимся депутатам Парубий, похоронив надежду даже на рассмотрение документа, хотя на консультациях сам предлагал ввести закрытые списки. Точь-в-точь как в русской пословице про глаза и божью росу.
«Жаль, но мы не смогли ни один из законопроектов включить в повестку дня», – без тени сожаления заявил спикер парламента.
После чего Парубий на своей странице в Twitter заявил: «Вы думаете, что пахнет реваншем? Принюхайтесь – это запах горящих шин. Реванш не пройдет!»
Пока еще действующий спикер Рады прекрасно знает, что для организации массовых беспорядков, палаточных лагерей и противостояния у стен правительственных зданий в окружении костров из горящих покрышек сегодня нет того уровня поддержки, которым на прошедших выборах заручился Порошенко.
Но «никогда не говори никогда…».
Так что напоминание о горящих шинах – это не только фигура речи, а и открытая угроза новому президенту – руководителю украинского государства. Парубий понимает, что в новой президентской администрации его слова будут услышаны правильно. Так что место президента Украины для Зеленского – это не только неудобный стул (о чем он заявил при первом посещении кабинета бывшего президента), но и неудобная Рада, распустить которую не так просто. Парубий пообещал судебный протест на неконституционное, как он считает, решение Зеленского о роспуске парламента.
И получается, что если уж говорить о президентском провале в Раде, то Зеленского вместе с Богданом попросту кинули, или, как выразился депутат от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Нестор Шуфрич, цинично обманули.
Поэтому остался главный вопрос: что же именно произошло такого, отчего позиции парламентариев так быстро переменились?
На самом деле есть глобальные причины для перемены настроения депутатского корпуса.
Во-первых, свежие рейтинги показали, что переход на пропорциональную систему позволит президенту Владимиру Зеленскому завести в Раду 228 депутатов. Это больше, чем парламентское большинство. Таким образом, он бы мог сосредоточить в своих руках всю законодательную систему, не нуждаясь в поддержке никаких других политических сил.
Во-вторых, если все же останется смешанная система, Зеленский по спискам заведет только 131 депутата. Конечно, какое-то число депутатов он сможет завести и по мажоритарным округам, но вряд ли таковых будет много с учетом кадрового дефицита.
А в блоке Порошенко посчитали и решили, что их шансы на успех будут выше, если они смогут завести в парламент мажоритарщиков, которые предыдущие 4,5 года усиленно окучивали свои округа, засыпая их гречкой.
Но, с другой стороны, мажоритарщики, как флюгер, бегут от реальной оппозиции как можно дальше, поскольку им это невыгодно, утверждают специалисты. Реальная оппозиционная деятельность и мажоритарка сложно совместимы. Так что, желая поставить Зеленскому подножку, бывшие небожители, наоборот, дают ему козыри.
Возникает естественный вопрос: что делать Владимиру Зеленскому при таком развитии событий – смириться или предпринять какие-то контрмеры?
Может быть, воспользоваться подсказкой Юлии Тимошенко, высказавшей очень любопытную мысль, которая, к сожалению, пока не получила дальнейшего развития?
По ее словам, распущенный парламент не может принимать никаких решений, поскольку недееспособен.
Наверное, было бы уместно юридически оформить данную мысль, поскольку, судя по последним событиям, Верховная рада превратилась в настоящую чумную клоаку, по которой бродят злобные инфицированные и неприкаянные депутаты. Политических перспектив у абсолютного большинства политических сил, представленных в распущенном парламенте, нет никаких, и поэтому от них можно ожидать всякого. И вообще, может ли этот цирк политических мертвецов что-либо делать? Почему его возглавляет Парубий, если нет даже коалиции, которая его туда определила?
И очень жаль, что у Зеленского, наверное, нет возможности пригласить матроса Железняка, который мог бы сказать: «Караул устал, освободите помещение!»
Хотя есть опытный юрист Портнов, есть громадное число сторонников Зеленского, есть министр внутренних дел Аваков, единственный из силовиков, не подвергнутый пока люстрации. Есть «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Оппозиционная платформа – За жизнь», которые поддержат инициативы нового президента. И есть время до выборов, которое надо максимально использовать в свою пользу.