Ранее мэрия Москвы отказалась согласовать митинг на Лубянской площади, а по завершении переговоров на 30 суток был арестован член Либертарианской партии Михаил Светов.
Перед самым началом субботнего мероприятия задержали так и не зарегистрированную в качестве кандидата Любовь Соболь – как только она покинула помещение штаба сбора подписей в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму, которым было отказано в регистрации. Под крики Любови: «Объясните, на каком основании меня задерживают», сотрудники полиции затолкали ее в автомобиль, который сразу же отъехал, едва не зацепив журналистов.
Несмотря на дождь, выйти на прогулку по бульварам решили тысячи москвичей – более 1000 в итоге были задержаны. Среди «гуляющих» оказались люди самого разного возраста:
– Мне 62-й год, я не хочу, чтобы моя жизнь закончилась при вот этом, – объясняет свое присутствие на акции одна из участниц, показывая на теснящие ее ряды ОМОНа, – я коренная москвичка, я люблю свою Москву, а то, что с ней сделали, меня просто довело. Из нас в XXI веке делают рабов!
– Мы выступаем за демократию для 99% трудящихся, а не только для 1% богатых, потому что сейчас зарегистрироваться и быть допущенным к выборам может только человек, за которым стоит крупный бизнес, дающий ему деньги, – обозначили свою позицию молодые люди, представляющие «Социалистическую альтернативу». – Даже собрать подписи за такой короткий срок стоит денег, поэтому мы выступаем за то, чтобы этот имущественный ценз был отменен, чтобы избираться мог каждый, и чтобы у людей, у которых нет денег – у простых трудящихся, у студентов, у пенсионеров, был свой представитель. Сейчас мы поддерживаем всех оппозиционных кандидатов.
Проходу по аллеям скверов и тротуарам улиц полиция не препятствовала, однако жестко отсекала людей от площадей и любых открытых пространств, где мог бы возникнуть стихийный митинг – цепочки омоновцев оттесняли их на аллеи, попутно разделяя на более мелкие группы. «Уважаемые граждане, вы мешаете проходу других граждан», – безостановочно объявляли в репродуктор, хотя больше всего проходу мешало раз за разом возникающее оцепление. Сверху над «уважаемыми гражданами» кружил вертолет, оборудованный средствами глушения связи – отсутствие в периметре мобильного интернета сильно осложнило работу прежде всего представителям СМИ.
«Гуляющие» периодически принимались дружно хлопать в ладоши и скандировать «Позор!» и «Допускай!». На вопрос, кому вы аплодируете, один из участников прогулки ответил: «Себе, за то, что оторвали попу от дивана», другой возразил, что это в знак протеста против произвола на выборах.
Не успела «прогулка» стартовать, как начались задержания – сотрудники ОМОНа выхватывали людей из толпы на Пушкинской площади, на Трубной, на Бульварном кольце, Тверской улице и в других местах. На Трубной очевидным сигналом к задержаниям стала грубо выполненная провокация – схватившись с криками за лицо, рядом с сотрудником полиции упала девушка. Симулянтку тут же разоблачили «на камеру», но буквально через несколько минут из толпы начали выводить первых задержанных. Складывалось ощущение, что сотрудники правоохранительных органов выполняют некий план по количеству – иначе объяснить «выбор», вернее безразборность, задержанных просто невозможно: многие спокойно молча наблюдали за происходящим со стороны. То, что задержания на несанкционированной акции выглядели случайными, отметил даже председатель комиссии по избирательным правам Совета при президенте РФ по правам человека Илья Шаблинский, который отметил, что он категорически против таких произвольных задержаний. Хватали по большей части мужчин, отдавая преимущество молодым и чем-то выделяющимся из толпы – яркой одеждой, необычной прической, – юношей с дредами, ирокезами, ярко окрашенными волосами увели в первую очередь. Очевидно, они больше остальных попадали под полицейское представление о потенциальных протестующих. Впрочем, «под раздачу» попали проезжающий мимо велосипедист, который, видимо, от шока никак не желал расстаться со своим средством передвижения и был жестоко избит дубинками, иностранцы, которые вообще не понимали, что происходит, и даже члены партии «Единая Россия». На глазах у матери увели в автозак несовершеннолетнего сына, женщину же забрать вместе с ним категорически отказались.
– Это мой сын, оставьте его, он ничего не делал! – безуспешно пыталась доказать полиции мать, в итоге попытавшаяся силой прорваться через оцепление к автобусам. Представителей полиции, ОМОНа, солдат внутренних войск на мирном шествии было, пожалуй, больше, чем прогуливающихся – силовиков стягивали даже из других регионов. Через репродуктор женский голос увещевал, что сотрудники большей частью являются военнослужащими срочной службы: «Это ваши сыновья, будьте благоразумны, не нарушайте закон и порядок!». Беспрерывное монотонное оповещение, вертолетный гул, сотрудники ОМОНа в полной амуниции, передвигающиеся по периметру «тройками» и «пятерками», построившись в каре – все это создавало ощущение, что ты участвуешь в съемках некоей фантастической антиутопии. На Пушкинской площади задержания закончились тем, что в воздухе распылили вещество раздражающего действия, вызывающее кашель. Можно отметить, как от акции к акции нарастает градус жестокости со стороны правоохранительных органов – известно как минимум о 18 пострадавших, одному человеку при задержании разбили голову дубинкой, велосипедиста избивали целой толпой, из нескольких отделов полиции пострадавших увезла скорая.
Кандидат в Мосгордуму от КПРФ Павел Тарасов назвал действия властей накануне выборов истерикой:
– Понятно, что люди, стоящие за организацией несанкционированных акций, не всегда белые и пушистые, более того, у них свои цели. Но вот карающий меч российского правосудия разит обычных людей, вышедших на улицу в эмоциональном душевном порыве. Власть могла бы действовать иначе, она могла бы решить вопрос с допуском независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму по-другому. Протесты не носили бы такой напряженный характер, – отметил он.
Можно сказать, что намерение участников акции напомнить властям, что требование честных выборов поддерживает большое число горожан, вполне осуществилось, однако вместо диалога с народом на мирные прогулки в центре города власти ответили арестами и избиениями.