Касым-Жомарт Токаев победил на внеочередных выборах президента Казахстана
Токаев сам назначил досрочные выборы. Президент занял должность в 2019 году, тогда на выборах его поддержал Нурсултан Назарбаев, возглавлявший Казахстан почти 30 лет.
На этом фоне Токаева многие считали лишь ставленником и лояльным сторонником Назарбаева, и поэтому, как считают эксперты, действующий президент решил с помощью досрочных выборов легитимизировать свою власть. Другие отмечают, что выборы нужно было успеть провести до того, как ухудшится социально-экономическое положение.
Комментирует профессор кафедры политологии и политтехнологии Национального университета имени Аль-Фараби в Казахстане Есенжол Алияров:
– В целом у граждан Казахстана есть к Токаеву доверие и надежда после трагических минувших событий. Есть начало политических реформ. Я ссылаюсь на официальные данные.
– Почему вообще объявили досрочные выборы?
– Они связаны с тем, что перед серьезным политическим реформированием он должен получить поддержку населения. Первые шаги в эту сторону уже были, но нужно понять, насколько позитивно это воспринято населением. Я думаю, серьезные изменения в Казахстане начнутся со следующего года. Рейтинг президента не падал, он все время высокий.
– А что вы можете сказать по поводу явки?
– Я не буду говорить, много это или мало. При низкой явке был бы вопрос о высоком проценте получения голосов.
– А почему в Алма-Ате явка всего 28%.
– Алма-Ата всегда отличалась. В южных регионах 80%, 72%, 74%, а самый низкий показатель у Алма-Аты.
За кого проголосовал Токаев, неизвестно. На своем участке, расположившемся во Дворце школьников, он сделал два важных заявления, отвечая на вопросы журналистов. «Сегодня очень важный, исторический день. Мы голосуем за светлое будущее нашей страны. Этот год был непростым, но наш народ сплотился и преодолел все трудности. Теперь перед нами стоят очень масштабные цели и задачи. Предстоит большая работа», – сказал Токаев. Он заявил, что будут продолжены политические реформы, в противном случае будет застой. Он ожидает со временем появления новых политических партий в Казахстане. «Я считаю, что это в наших интересах», – подчеркнул Токаев, заявив, что в будущем парламенте рассчитывает увидеть новые лица, в том числе депутатов, представляющих оппозиционные взгляды. Что же касается отставки кабинета министров, то Токаев не видит смысла менять всех чиновников, скорее всего он ограничится «точечными заменами».
«После выборов произойдет перезапуск политической системы, это будет «революцией сверху». Суть ее заключается в изменении системы управления государством – переход от советской системы к принципиально новой», – сказал директор по региональным проектам Каспийского института стратегических исследований Юрий Солозобов. Эксперт напомнил, что ко дню выборов вступил в силу ряд законов по обеспечению конституционной реформы, согласно которым часть госслужащих должна выйти из политических партий и профсоюзов в течение 10 дней. Если рассматривать эти законы с кадровой точки зрения, то после инаугурации президента прекращают свои полномочия руководители администрации президента, главы областей и крупных городов, руководители центральных исполнительных органов, силовых структур и агентств, которые подчиняются напрямую главе государства, и другие, а их место займут молодые кадры. «Фактически обновляется гигантская кадровая обойма. У Токаева появляется возможность избавиться от ветеранов и тяжеловесов эпохи Назарбаева и вывести в поле свежие фигуры для нового политического цикла», – подчеркнул Солозобов.
Второе не менее важное заявление, которое сделал Токаев на избирательном участке, – это то, что страна должна проводить многовекторную политику. «Я думаю, что с учетом геополитической позиции, с учетом того, что в нашу экономику вовлечено более 500 млрд долл., а на рынке работают крупные транснациональные компании, страна должна проводить многовекторную внешнюю политику и подчиняться Уставу ООН», – полагает президент Казахстана.
По мнению Юрия Солозобова, после январских событий Казахстан будет руководствоваться только собственными национальными интересами и держать нейтралитет. «У Токаева очень узкое окно возможностей. Все важные мировые игроки – Запад, Россия, Китай – заняты решением своих проблем. Им нет дела до Казахстана. При этом всех устраивает, чтобы Казахстан оставался стабильным, буферным государством, через которое можно осуществлять ряд производственных и логистических операций. Большой интерес к Казахстану возник у Евросоюза. Визиты европейцев идут непрерывно, почти каждую неделю. Намечаются крупные инвестиции и релокация предприятий в Казахстан. Это может привести к тому, что страна станет одним из центров производства западной продукции, нацеленной в том числе на рынки России, Евразийского союза и Центральной Азии. Это позволит европейцам сохранить лицо, но бизнес есть бизнес, и делать бизнес через нейтральный Казахстан выгодно и удобно», – полагает эксперт.
По мнению Солозобова, Москве выгодно, чтобы Казахстан оставался надежным тылом для РФ. Потому что дестабилизация Казахстана – это фактически дестабилизация самой России, возможность влиять на связанность европейской части с сибирской и восточной, это возможность оказывать давление на Поволжье. Поэтому Россия заинтересована в нейтральном, миролюбивом и дружественном для нее Казахстане. «Не надо требовать суперлояльности в такой трудной ситуации, достаточно, что Казахстан будет более близким нам союзником, чем та же Турция, услугами которой мы пользуемся. При всех разговорах о влиянии западных санкций на Россию только две страны демонстрируют впечатляющий рост импорта, в том числе критически важных компонентов, – это Турция и Казахстан», – сказал в заключение Солозобов.
Между тем главный европейский дипломат Жозеп Боррель пообещал Казахстану компенсировать ущерб от наложенных на Россию санкций, если Астана разорвет дружбу с Москвой.