Избавиться от этого можно, только создав социалистическую экономику, где средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану. Он утверждал, что образование человека должно развивать в нем чувство ответственности за других людей вместо существующего в капиталистическом обществе прославления власти и успеха.
Всё это было реализовано в нашей стране, и теперь всё чаще с грустью вспоминаем время, когда бесплатными были образование, спорт, лечение, когда не было бездомных и безработных, когда каждый был уверен в завтрашнем дне, а нашу страну уважали во всем мире. СССР был могучей державой, производство которой в 1990 г. составляло 16,5% от мирового объема, и это после того, как 30% его национального достояния было уничтожено в результате агрессии фашистских стран во главе с Германией. Сравним: национальное богатство Британии из-за войны уменьшилось лишь на 0,8%, Франции – на 1,5%, а ВВП США, наоборот, за период с 1939 по 1945 г. вырос на 70%. Естественно, что мы не могли обеспечить такой же уровень жизни, как в Европе и США, а наличие у Запада ядерного оружия, уже испробованного на мирных жителях Японии, и угроза его применения против СССР не позволяли использовать все свои ресурсы на благо людей.
Организаторы перестройки обещали нам быстрое улучшение жизни при переходе к многопартийной системе из-за политической и экономической конкуренции, сокращение бюрократии при ликвидации централизованной плановой системы, уменьшение армии и спецслужб из-за прекращения идеологического противостояния с капитализмом, открытие границ для выезда граждан, снятие цензуры и запретов на творчество, полную свободу слова и мнений, расцвет науки, культуры, искусства, наконец, в стране будет 40 сортов колбасы, много жвачки и джинсов. Однако за такое счастье надо платить, и заплатили: раздали 5,3 млн км2 своей территории, политой кровью и потом нынешнего и предыдущих поколений, с огромными запасами полезных ископаемых, космодромом, аэродромами и морскими портами, заводами, КБ, НИИ, больницами и санаториями, восстановленным Днепрогэсом. Стоимость этого составляла четверть национального богатства. Вместе с землей мы вытолкнули из страны половину ее населения, 147 млн человек. Прошло 30 лет, и можно подвести итоги содеянного.
Накануне перестройки, по оценке ЦРУ США, наш ВВП составлял 50% от аналогичного показателя США, сейчас этот показатель – 2%. По данным ООН, в 1988 г. по уровню жизни США были на 18-м месте в мире, СССР – на 26-м, а в 2013 г. у США – 3-е место, у РФ – 55-е. Население СССР при «тотальном дефиците» только за время правления Сталина выросло на 32 млн, причем русских – на 20 млн, а всего в стране за 70 лет советской власти население увеличилось на 143 млн, и это при огромных людских потерях из-за военных преступлений Германии и ее союзников. После смены политического строя, безо всякой войны за 20 лет только русских в РФ стало на 18 млн меньше, то есть наш этнос стал вымирать со скоростью около миллиона человек в год.
Единственным положительным результатом перестройки является свободный выезд из страны всех желающих, а также возможность оппозиционным партиям излагать свое мнение в газетах или в Думе. Но тираж оппозиционных газет по сравнению с провластной прессой ничтожен, на ТВ и радио оппозицию не пускают и в информационном поле ее голос близок к уровню шума. Критика власти на эстраде исчезла, хотя поводов полно, например, карьерные кульбиты Мутко и Сердюкова, многократный переход на зимнее время и обратно, рост пенсионного возраста из-за нехватки рабочих рук и сразу же сокращение рабочих дней в неделе из-за избытка тех же рабочих рук (и каждый раз – одобрямс). Оппозиционные фракции в Думе столь малочисленны, что законы принимает одна партия – «ЕР», которая жестко регулирует выборы, чтобы сохранить большинство в законодательных органах, закрывает дорогу перспективным конкурентам, бракуя с помощью МВД подписи в их поддержку. В свое время в Англии консерваторы делали то же самое, чтобы ограничить участие в выборах опасных конкурентов, но профсоюзы (коллективные члены Лейбористской партии) заставили их отменить «фильтр», и самовыдвиженцу стало достаточно собрать 10 подписей, чтобы стать кандидатом на любых выборах. В РФ обществу тоже надоели фальсификации, что вызвало массовые протесты.
Каковы достижения в области искусства, образования, науки, нравственности? Никаких успехов в литературе, музыке, живописи, архитектуре на уровне Маяковского, Шолохова, А. Толстого, Симонова, Шостаковича, Петрова-Водкина, Мухиной нет, а такие выдающиеся деятели культуры, как Проханов, Прилепин, Свиридов, Пахмутова, Глазунов, Церетели, Шахназаров, работают в советской традиции. Аналогично в науке – в советский период наши ученые получили 6 Нобелевских премий и еще двое – Алфёров и Гинзбург – после перестройки, но за работы, сделанные в советское время, а в РФ за 30 лет – только одну (Новоселов и Гейм) и то за границей, так как в России не смогли провести эксперименты.
Почему наша экономика, основа всего, развивается втрое медленнее, чем в ЕС и США, и в 5 раз медленнее, чем в странах Юго-Восточной Азии? Почему власти не могут поправить дела? В 2003 г. Путин ставит задачу удвоить ВВП за десять лет, но в 2013 г. оно оказалось вдвое меньше. В 2011 г. президент заявил, что экономику надо развивать по 6–7% в год, а за следующие пять лет – войти в пятерку крупнейших экономик мира. Задание снова не выполнено, рост не только замедлился, но стал отрицательным. В 2012 г. Путин заявил, что России требуется ежегодный рост не менее 5–6% в ближайшие 10 лет, так как резервы сырьевой модели исчерпаны. Но экспорт энергоресурсов и гигантские затраты на создание Турецкого потока и Северного потока – 2, а также газопроводов в КНР растут, значит, власть не собирается отказываться от сырьевой модели (сегодня 70% экспорта – это сырье).
Несмотря на регулярный срыв заданий Путина, никто не понес ответственности, а назначение нового министра экономики без ясной программы развития удивляет, потому что в стране есть экономисты, у которых есть такая программа. Это не случайно, так как в РФ есть «запрет» на профессию из-за высокой квалификации: как только чиновник за научные достижения избирается в Академию наук, его сразу увольняют – в правительстве ему делать нечего. Звание академика – это знак качества по знаниям и способностям, его обладатель способен проявить себя в любом деле. Так, академик Примаков был самым успешным премьер-министром в РФ, а Ньютон, назначенный на пост главы Монетного двора Англии, быстро ликвидировал денежный кризис в стране.
По-видимому, нашу элиту вполне устраивает теперешнее положение, так как, хотя по ВВП Россия занимает 12-е место в мире, а по долларовым миллиардерам – 3-е, 100 таких богачей владеют состоянием в половину доходов 146 млн россиян. Так зачем же нашей элите изменять состояние экономики, при каком другом она могла бы так обогатиться ? Затем и была развалена великая страна, чтобы такие, как Абрамович, смогли купить самую длинную (162 м) яхту и два лайнера – «Боинг 767» и «Аэрбас А319», а Усманов, наоборот, – две большие яхты и один лайнер «Аэрбас 340», чтобы другие ловкачи скупили по всему миру квартиры, особняки, дворцы. Это и было реальной целью перестройки, а обещание дать каждому две «Волги» за один ваучер – просто циничный обман.
Обычно в развале Советского Союза винят Ельцина, Кравчука и Шушкевича, которые в Беловежском лесу распустили Союз и сразу же доложили об этом президенту США. Но одного звонка из Москвы в местное отделение милиции было достаточно, чтобы выслали наряд, упаковали этих преступников и отправили их на лесоповал. Однако не позвонили! Значит, дело не только в них и Горбачеве, а в чем-то более серьезном.
В 30-е годы прошлого столетия в капиталистическом мире бушевал кризис, а в СССР экономика росла на десятки процентов в год, и никому в голову не могла прийти мысль вернуться в капитализм, но полвека спустя это оказалось возможным. Что же произошло за это время? Причин несколько, политического и экономического характера.
Партия большевиков была создана в 1903 г. для совершения социалистической революции в России как боевой отряд рабочего класса (Сталин называл партию «орденом меченосцев»), где меньшинство подчиняется большинству и указания вышестоящего органа обязательны для исполнения. Партия с этим блестяще справилась, затем смогла отразить агрессию 14 государств, собрать страну из осколков, на которую ее развалили либералы, выучить и вылечить население, создать современную индустрию, институты, университеты, могучую армию, победить в войне, восстановить разрушенное и создать ракетно-ядерный щит и меч. Только такая организация и могла выполнить эти задачи в окружении капиталистических государств, постоянно устраивающих военные провокации на наших границах, превращая страну в осажденную крепость. Когда наша безопасность была обеспечена, началось мирное сосуществование и экономическое соревнование двух систем. Теперь цели, организация и стиль работы партии нужно было менять, и первым это понял Сталин, предложивший преобразовать Политбюро в Президиум, который должен состоять из трех равных частей – из производственников, ученых и политиков, причем члены Президиума должны избираться не менее чем из трех кандидатов. Очевидно, что такой состав руководства был оптимальным, и старожилам Политбюро это не сулило ничего хорошего, но Сталин как-то очень вовремя умер, постановление отменили, и все осталось по-старому.
По мнению специалистов теории управления, технологические циклы сменяются раз в 10 лет, в это же время изменяется темп жизни, производства, музыки, меняются мода и нормативы поведения. Поэтому данный срок пребывания на должности главы института, ведомства, страны считается оптимальным, и на Западе он строго выполняется. У нас же руководители десятилетиями рулили по-старому, не учитывая, что при возросшем уровне образования все более важными стали гуманитарные вопросы, что изменилась социальная структура общества – интеллигенция перестала быть прослойкой, а различие между рабочими – операторами новейшего оборудования и инженерами исчезло. Народ становился другим, власть удалялась от реалий, становясь все более бюрократичной. В статье Эйнштейна сказано, что построение социализма требует решения исключительно сложных социально-политических проблем: учитывая высокую степень политической и экономической централизации, как сделать, чтобы бюрократия не стала всемогущей? Мы не нашли ответа на этот вопрос. Приведу два примера из личного опыта.
В 1980 г. я стал членом Ученого совета ВПК Совмина СССР. После первого заседания я пошел обедать в кремлевскую столовую. Народу там было мало, заказ быстро приняли, и ко мне подсел молодой человек, сказал, что он из охраны и что впервые меня видит. Я показал ему свое удостоверение, и он спросил, чем я занимаюсь в ВПК. Я ответил, что работнику охраны это знать не обязательно. «Меня интересует общий характер Вашей работы». – «Я занимаюсь взрывной техникой». – «Значит, можно Вас считать техническим работником, спросил он?» – «Можно». – «Тогда, выходя из столовой, посмотрите на двери расписание, когда обедают ответственные работники, и когда технические». – «А знаете, Ленин обедал вместе с красноармейцами охраны». – «Да что Вы говорите!»
Второй пример. Когда Ельцин в разгар переворота ругал Советскую власть перед кучкой сторонников, я позвонил родственнику, занимавшему довольно высокий пост в партийной иерархии, и спросил: «Почему вы не зовете нас выйти на демонстрацию в поддержку социализма?» Ответ гласил: «Справимся сами, а вас позовешь, с вами надо делиться властью». Не справились, а власть осталась при них: члены ЦК и Политбюро стали президентами, премьерами, министрами, главами корпораций и строят капитализм, обогащаясь, избавились от партмаксимумов.
Перерождение партийной верхушки происходило на фоне, а скорее, по причине падения темпа роста советской экономики в 80-е годы из-за снижения активности участников производства, медленного технологического обновления, противоречий плана и научно-технического прогресса. Плановая экономика имеет решающее преимущество перед капиталистической с ее неизбежными кризисами, безработицей, разрушением окружающей среды при условии, что заложенные в план цели и методы их достижения не потеряют своего значения за срок его выполнения. Когда временной разрыв между открытием и его реализацией достигал десятков лет (так, между обнаружением распада ядра атома и взрывом атомной бомбы прошло почти 50 лет), планирование давало оптимальные результаты, но по мере ускорения реализации открытий долгосрочное планирование начинает терять ценность, а в пределе оно превращается в тормоз научно-технического прогресса. Например, можно разработать прекрасный план создания сотни парусных судов, но возникновение одного парохода делает бессмысленным план. Если жестко определена цель, методы ее достижения и необходимые для этого ресурсы, то изобретатель нового приема, прибора, инструмента не может сразу реализовать его, а должен ждать нового цикла планирования. Так, в эпоху научно-технической революции капитализм получил второе дыхание. К сожалению, наши власти не нашли решения этой проблемы, а занимались борьбой с джазом, рок-н-роллом, длинными волосами и узкими брюками юношей, абстрактным искусством, генетикой-кибернетикой, хотя на «нижней палубе» шли поиски решений данной задачи.
В Новосибирском Академгородке в 60-е годы работал академик Леонид Витальевич Канторович, выдающийся математик, участник обороны Ленинграда, атомного проекта, лауреат Сталинской (1949), Ленинской (1965) и Нобелевской (1975) премий за разработку математического планирования производства и методов наилучшего использования ресурсов с целью идеальной организации социалистической экономики. Свои идеи он применял с успехом в самых разных областях народного хозяйства. Так, в Новосибирске он предложил в такси ввести плату за посадку и немного уменьшить таксу за километраж, таксисты стали охотно брать пассажиров на короткие дистанции, и таксомоторный парк из убыточного стал прибыльным. Это и другие аналогичные экономические предложения власти рассматривали как отказ от марксизма, академику советовали остановиться, но подполковник Советской армии, кавалер двух орденов Ленина и трех – Красного Знамени не слушался, продолжал работать над развитием социалистического производства. Тогда упрямца отправили на лечение в психбольницу, из которой его смог извлечь только брат Николай, известный врач-психиатр. Так охраняли от изменений советскую экономику.
Еще пример. В том же Академгородке 12 молодых докторов наук во главе с академиком Яненко создали организацию «Факел» для быстрого внедрения достижений науки в народное хозяйство. Наш метод работы был очень прост: давали объявление о принятии на реализацию научных разработок с предоставлением авторам права свободно распоряжаться выделенными деньгами. Мы, руководители, работали на общественных началах, так как заведовали лабораториями в институтах или кафедрами в университете и в деньгах не нуждались. Заслушав предложения авторов, которых на удивление оказалось очень много, мы выделяли им деньги из стартового капитала, созданного из наших зарплат.
Главный принцип состоял в том, чтобы не приобретать приборы и не нанимать их обслугу, а использовать возможности институтов, заключая договора с их дирекцией, которая половину средств берет на свои нужды, а половину – на оплату работы своих мастеров и/или научных сотрудников. По сути, мы придумали центры коллективного пользования, и все были довольны: мы получали нужные исследования быстро и на высоком уровне, институты – дополнительные средства. Авторы разработок получали вознаграждение в виде двух окладов по их месту основной работы. Аппарат «Факела» состоял из бухгалтера, секретаря и кассира, накладные расходы – 3%. Через год работы экономический эффект «Факела» равнялся 10% от суммарных доходов 12 институтов Академгородка, о нас писали газеты, мы выступали по ТВ. На второй год эффект достиг 25%, мы уже начали финансировать спортивную и математическую школы, помогали ветеранам, а на третий год экономический эффект от внедрения стал равен 50%, и «Факел» погасили. Закрывать нас «за нарушение принятых норм ведения хозяйства» приехал лично секретарь обкома Ф. Горячев. В ходе заседания я сказал ему: успех нового метода очевиден, зачем закрывать его, ведь так мы скорее придем к коммунизму – а он ответил: нам спешить некуда, мы придем и обычным путем. Вот и пришли.
Наша страна была первой, кто построил общество социальной справедливости и стремился создать рай на земле. Были ошибки, это неизбежно, ведь опыта не было, но теперь есть, и он будет учтен. Мы не сохранили социалистический строй в России, но это была только первая попытка! Мы снова объединимся с теми, кто веками жил вместе, и место прагматизма в отношениях между странами и народами займет дружба на основе общей идеологии. Сейчас политиканы любят подсчитывать, кто сколько производил и потреблял в Советском Союзе, упрекают коммунистов в подъеме уровня жизни народов на окраинах России якобы за счет русского народа. Но когда Гитлер напал на СССР и война шла на западе нашей страны, где проживали русские, на их защиту пришли все мужчины призывного возраста из Средней Азии, 3,7 млн, и треть из них погибли в боях за Советскую Родину. Как оценить деньгами их роль в нашей общей Победе?
Политика нашего руководства противоречива: внешняя ? патриотическая, внутренняя ? либеральная плюс обязательная добавка антикоммунизма. Результаты либеральной экономической деятельности более чем очевидно плохие, а в постигших нас бедах – наводнениях, разрушивших тысячи поселков, лесных пожарах, уничтоживших миллионы гектаров русского леса вместе со зверями, птицами и другими живыми существами, виновата не только природа, но и слабые водозащитные сооружения, сокращение численности лесников, лесоохраны, пожарной авиации и парашютистов. Удивительно, но военную авиацию привлекли к тушению только тогда, когда дым от пожаров достиг Америки. На «оптимизации» лесного хозяйства сэкономили миллионы, а потеряли триллионы, и это не считая еще хищнического уничтожения леса на границах с Финляндией и Китаем, куда «эффективные менеджеры» гонят кругляк. На наше поведение во внешнем мире влияют рецидивы антикоммунизма. Мы справедливо поддерживаем народ Донбасса, который не хочет жить под властью бандеровцев в результате государственного переворота, но сами никак не отреагировали на этот переворот, не отозвали посла или не снизили уровень дипотношений, что ослабляет обоснование поддержки Донбасса. Когда нас ругают за присоединение Крыма, мы не упрекаем ФРГ в аннексии ГДР, суверенного государства, члена ООН, без проведения в нем референдума, что понятно, так как и после аннексии в восточных землях Германии Левая партия (наследница СЕПГ) имеет наибольшую поддержку немцев. По-видимому, не хотим обижать главного покупателя нашего газа.
Стремление получить прибыль любой ценой (Маркс говорил: «Нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300% прибыли») приведет капитализм к разрушению среды обитания человека и животного мира, в океанах уже сейчас плавают архипелаги из пластиковой посуды, к такому росту преступности и наркомании, половым извращениям и падению нравственности, что человечество ради самосохранения отвергнет его. А единственной альтернативой ему является социализм, который сделает жизнь людей оптимальной в моральном и материальном плане. В этом плане показателен манифест, с которым выступил Корбин, лидер Лейбористской партии Великобритании, предложив перевести английскую промышленность на югославскую модель социализма, где рабочие на крупных предприятиях будут сами управлять производством. И это позиция одной из двух самых крупных политических партий родины капитализма!