14 июля на трассе Ярославль–Иваново грузовая фура на полной скорости вылетела на встречку и столкнулась с пассажирским автобусом. Автобус ехал из Ярославля в город Гаврилов Ям.
Восемь человек погибли на месте, одна из пострадавших – 71-летняя пенсионерка – скончалась в больнице. Сейчас врачи борются за жизни тяжелораненых, чтобы этот скорбный список не увеличился.
Среди жертв и оба водителя. Анатолий Калиш, находившийся за рулем фуры, опытный дальнобойщик, как и водитель автобуса Сергей Пайков. Коллеги говорят, они отличались дисциплиной и малой аварийностью, хорошо знали маршрут. Что произошло – пока непонятно. Возможно, кому-то из водителей стало плохо, оба они немолоды. Калишу было 57, а Пайкову 59 лет.
Ространснадзор приступил к проверке деятельности перевозчика – акционерного общества «Ярославское автотранспортное предприятие», которому принадлежал автобус. Сообщается, что лицензия на пассажирские перевозки у предприятия была.
Причины ДТП устанавливает следствие. Уголовные дела заведены по двум статьям: «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» и «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Убийственные услуги ежегодно уносят жизни сотен тысяч россиян – больше, чем террористы и убийцы вместе взятые. Россияне травятся продуктами питания, заживо сгорают в своих домах, гибнут в туристических лагерях, в квартирах взрывается газ.
Информация о пожарах и ДТП давно напоминает военные сводки. После резонансных ЧП с большим числом погибших (таких, например, как прошлогодний пожар в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» или взрыв газа в магнитогорской многоэтажке) по всей стране проводятся авральные проверки. И ничего не меняется – до следующей трагедии. Ведь неизменной остается сама система, заточенная отнюдь не на безопасность, но на извлечение прибыли. Будь то организация дорожного движения или, например, детского отдыха.
ДТП в Ярославской области, скорее, трагедия из разряда привычных. По крайней мере, губернатор Дмитрий Миронов не посчитал нужным объявлять в регионе траур. Однако цена человеческой жизни уже определена. Семьи погибших получат по 2 миллиона страховки, еще по миллиону им обещали ярославские власти.
Впрочем, если трагедия была бы совсем «нерезонансной», то и на помощь пострадавшие и близкие погибших рассчитывать не могли. В прошлом году в Ярославской области в ДТП погибло 172 человека, ранения получили более 2,5 тысячи. И подавляющее большинство – именно в «мелких» происшествиях. Глядишь, пострадавшие еще сами бы должны остались. По крайней мере, за лечение.
Между тем появилась информация, что в соловьевской больнице, куда доставляют пострадавших в ДТП, не работают томографы. Позже эти данные опровергла директор больницы имени Соловьева Наталья Даниленко. Впрочем, опровергла как-то неоднозначно: фактически томографы есть, но нуждаются в ремонте, мол, больным они не очень-то и нужны, хватает и рентгена.
Причина большинства ДТП в России – плохие дороги. Однако ярославские чиновники утверждают, что с трассой, где произошла трагедия, все в порядке. «Сообщаю, что на данном участке трассы в рамках контракта на содержание региональных автомобильных дорог компанией АО «Ярдормост» был проведен ремонт так называемой большой картой в августе 2019 года, – заявил Евгений Моисеев, директор департамента дорожного хозяйства Ярославской области. – Асфальт был уложен на участке практически в полкилометра, в том числе в месте произошедшего ДТП. Нареканий у служб технического надзора к проведенному ремонту нет – он выполнен качественно».
Соответствуют ли такие заявления реальному положению дел?
Между тем в России существует Министерство транспорта, которое ныне возглавляет Евгений Дитрих. По факту оно никак не занимается организацией пассажирских перевозок: ни в воздухе, ни на воде, ни на земле – будь то железная дорога или автотрассы. И соответственно, не озабочено безопасностью пассажиров.
Если бы государство действительно занялось этой стратегически важной сферой в нашей самой большой в мире по территории стране, тысячи и тысячи жизней были бы спасены. А «смертные» миллионы можно было бы потратить на оснащение тех же больниц и строительство дорог.
Вместо этого после каждого ЧП с масштабными жертвами ищут стрелочников и принимают меры для галочки.
По последним данным, шесть человек погибли в понедельник, 16 сентября, в результате столкновения двух легковых автомобилей в районе села Алхан-Юрт в Чечне. Среди погибших двое детей.