Страну охватили протесты после столкновения двух поездов
В Греции десятки тысяч людей ежедневно выходят на демонстрацию протеста в связи с самой серьезной в истории страны железнодорожной катастрофой. В результате столкновения поездов 28 февраля погибли 57 человек и десятки получили травмы, и жители Греции винят в этом власти, которые многие годы экономили на железнодорожной системе страны, отчего она пришла в упадок.
Среди 350 пассажиров поезда, который в лоб столкнулся с грузовым составом, было много студентов, которые ехали из Афин в Салоники.
Накануне более 40 тысяч человек, среди которых были работники транспорта, студенты и преподаватели, маршем прошли по центру Афин, скандируя «Убийцы!» и «Мы все в одном вагоне». Группа протестующих вступила в стычки с полицией, которая применила слезоточивый газ.
Многотысячные демонстрации состоялись и во втором по величине городе страны – Салониках, где демонстранты забросали камнями правительственные здания.
Протесты совпали по времени с однодневной забастовкой, которую организовали работники сразу нескольких отраслей, в результате чего по всей стране было прервано транспортное сообщение. Железнодорожные работники, которые тоже присоединились к забастовке, утверждают, что власти годами игнорировали их требования улучшить систему безопасности.
Правительство Греции, полномочия которого истекают в июле, объяснило катастрофу человеческой ошибкой и возложило вину на предыдущие правительства, которые не смогли изыскать средства на поддержание железнодорожной системы в должном состоянии.
Власти обещают провести тщательное расследование катастрофы, сделать необходимые инвестиции в транспортную систему и заполнить все накопившиеся рабочие вакансии на транспорте.
Греция еще в 2017 году, выполняя условия сделки с ЕС и МВФ о погашении национального долга, продала свою государственную железнодорожную компанию, которая теперь называется Hellenic Train, итальянской госкомпании Ferrovie dello Stato Italiane.
«Всё в этой трагедии, к сожалению, в основном указывает на человеческий фактор, – заявил премьер-министр страны Кириакос Мицотакис в телеобращении. – Правосудие сделает свое дело. Виновные будут привлечены к ответственности».
Министр транспорта страны в среду подал в отставку. «Когда происходит что-то настолько трагическое, невозможно делать вид, что ничего не произошло», – заявил он.
Столкновение произошло во вторник вечером, незадолго до полуночи, возле деревни Евангелизмос, к северу от города Лариса. Пассажирский поезд выполнял рейс IC62 из Афин в Салоники, навстречу ему по тому же пути двигался грузовой состав, который направлялся из Салоников в Ларису.
В пассажирском поезде находились 350 человек, в основном молодежь, которая возвращалась в Салоники после каникул. Грузовой состав перевозил морские контейнеры. Столкновение было настолько сильным, что колеса и детали обоих составов разлетелись на десятки метров. Вагоны пассажирского поезда сошли с рельсов, один из них загорелся.
«Они ехали на очень высокой скорости, и оба машиниста не подозревали, что едут навстречу друг другу», – заявил губернатор Фессалии Костас Агорастос.
Вскоре после крушения был задержан начальник станции Лариса, который управлял движением поездов в момент столкновения. Ему было предъявлено обвинение в убийстве по неосторожности и нарушении правил безопасности движения. Сообщалось, что на первых допросах он отрицал вину и утверждал, что авария могла произойти из-за технической неисправности. По его словам, он повернул ключ автоматизированной системы, которая отправляет встречные поезда на разные пути, но она не сработала. Почему об этом не доложили машинистам – неизвестно. Как сообщают греческие СМИ, в ходе дачи показаний начальнику станции предоставили заключение экспертов, согласно которому система работала исправно. После этого он сказал: «Возможно, я ошибся». Он также сослался на загруженность и проблемы с другим составом.
Профсоюз работников железных дорог Греции заявил, что к аварии привели хронические проблемы и стечение множества факторов, в том числе нехватка персонала и неработающее оборудование. Работники железных дорог Греции утверждают, что с 2000 года власти потратили более 20 млрд евро на установку современных электронных систем безопасности движения, однако проект так и не был реализован, а оборудование не работало.
«Ничего не работает. Всё делается людьми вручную. Ни указатели не работают, ни светофоры, ни регулировка движения. Если бы они работали, машинисты видели бы красный сигнал», – заявил президент греческого союза машинистов Костас Генидуниас телеканалу ERT.