Мировой пантеон доступен лишь гениям с яркой и сильно выраженной душой. К ним относится и Федор Иванович Шаляпин. Русоволосый русский гигант, в котором слились воедино певец, артист и художник, был синонимом совершенства на всем земном шаре. Запомнился гений и как нежно любящий отец.
В середине февраля весь мир торжественно отметил 150-летие великого баса. К знаменательной дате телеканал «Россия» приурочил фильм «Шаляпин», который вызвал резкую и справедливую критику соотечественников в социальных сетях. Профессиональная критика глубокомысленно отмалчивается, не замечая очередной «шедевр» ТВ, где незабываемый чудо-артист с истинно сказочным дарованием предстает то алкашом, то скандалистом, то ловеласом.
Досужая молва, газетные слухи и сплетни не раз вынуждали и самого артиста браться за перо, опровергать глупые сенсации и вранье, уточнять факты собственной биографии. Создается впечатление, что авторы фильма активно коллекционировали как раз нелепые домыслы «акул пера».
Отечественное телевидение все чаще удручает российских зрителей. Было время, когда творческий проект «Голос» на Первом канале радовал нас простой истиной: не счесть талантов земли русской. Признанные мэтры Градский и Пелагея из первых составов жюри не просто открывали нам достойные имена, но своими профессиональными комментариями воспитывали культуру и в зрителях. Увы, некогда популярный «Голос» обрастает скандалами, а сами конкурсы, даже детские, напоминают примитивные концертики зарубежной эстрады. Вот и миловидная Полина Гагарина обрела, наконец, себя в рекламных роликах, где выглядит куда более достойно, чем на эстрадной сцене и особенно в обновленных жюри того же «Голоса».
Когда-то всех нас покорял масштабный фильм Сергея Герасимова «Тихий Дон», который признан лучшей экранизацией романа Михаила Шолохова. Спрашивается, зачем после эпохального киношедевра понадобился несуразный ремейк, который вместо исторической эпопеи представил жалкий водевиль с любовным треугольником, где донской казак Гришка Мелехов изъясняется с одесским акцентом. Зачем переснимать и губить признанную классику?
Когда-то всех нас покорял советский фильм «Угрюм река». И вдруг продюсер Константин Эрнст представляет на экране ТВ и широко рекламирует бездарный одноименный ремейк, который вызвал широкий общественный протест. А исполнитель главной роли актер Александр Горбатов, словно принимая сомнительную творческую эстафету, предстает теперь в образе нелепого Шаляпина. Трудно оценивать актерские работы, когда весь телесериал вызывает отторжение. В жизни и творчестве русского гения особое место всегда занимал любимый им, но практически не упоминаемый в фильме Кавказ. В письме к дочери из Буэнос-Айреса Федор Иванович пишет: «Дорогая моя Иринка! Я очень рад был узнать, что ты в Кисловодске. Вспомнил свою молодость и каждую скамеечку, закоулок в парке и везде».
Солнечный курорт по праву гордится тем, что тесно связан с именем великого баса. В старинном особняке, который стал последним адресом проживания артиста в южной столице здоровья, 35 лет назад обосновался Государственный литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина», где бережно хранят светлую память о великом сыне России. Именно здесь родилась одна из самых удивительных и долговечных традиций – «Шаляпинские сезоны», которые три десятилетия подряд ежегодно собирают на одной сцене целое созвездие талантов со всей страны. И есть, пожалуй, глубокая символика в том, что в сегодняшнюю эпоху глобальных перемен на планете, в условиях нарастающей русофобии любовь к Отчизне, верность Отечеству востребованы главной темой курортных фестивалей искусства. «Я из мозга костей русский певец, русский актер, – признавался в изгнании за рубежом Шаляпин. – Соскучился по России здорово!»
А если верить фильму «Шаляпин», то русский гений вообще не выезжал из Советской России… Весь киносериал построен с точностью до наоборот – ни творчества, ни характера, ни России.
А.М. КРАСНИКОВ,
обреченный телезритель
г. Кисловодск