Больше ни драк, ни стрельбы, ни слезоточивого газа. Полицейское оцепление у села Кёнделен, ставшего эпицентром событий, снято.
Серьезного межнационального конфликта удалось избежать. Хотя десятки человек с обеих сторон пострадали, ранения получили и полицейские. По неофициальным данным, более 70 человек арестовано. Так что говорить о полной нормализации ситуации пока рано.
Поводом для конфликта стали события более чем трехсотлетней давности. Кабардинцы и другие черкесские народы в эти дни отмечают 310-летие Канжальской битвы. В сентябре 1708 года произошло сражение, в ходе которого черкесы под предводительством князя-валия Кургоко Атажукина нанесли поражение войскам крымского хана Каплан-Гирея, состоявшим из турок и крымских татар. Кабардинцами битва воспринимается как важнейшая веха в истории адыгов, поворотный момент во внутренней и внешней политике Кабарды.
Балкарцы и некоторые другие из местных нечеркесских народов полагают, что значение битвы сильно преувеличено. Иные утверждают, что ее и вовсе не было. А под предлогом победы в мифическом, на их взгляд, сражении кабардинцы намерены захватить балкарские земли.
В минувший вторник жители населенного балкарцами Кёнделена отказались пропустить через свое село кабардинцев – группу конников, участвовавших в походе в честь давней битвы.
Ровно десять лет назад в Кёнделене произошел абсолютно аналогичный инцидент: его жители не захотели пропускать участников шествия в память о сражении. В 2008 году участники стихийного митинга у селения вышли с лозунгами: «Канжальской битвы не было» и «Застолбить землю не дадим». Противостояние длилось два дня.
Не удалось избежать эксцессов и на сей раз. Более того, обстановка обострилась до предела. 17 сентября конники были остановлены на пути к Кёнделену. Местные жители заявили, что они против похода и никого не пропустят. Некоторые из его участников отправились на гору Канжал в обход (этот путь более опасный). Но не все. Остальные в сопровождении силовиков вошли в село, однако из Кёнделена их не выпустили, они фактически оказались заблокированными разгоряченной толпой. Между участниками похода и сельчанами завязались ожесточенные драки.
«В результате силовики стали скручивать местных жителей. Жители села не хотят, чтобы всадники прошли через их село. На это не было никакого разрешения», – заявила «Кавказскому узлу» секретарь совета старейшин балкарского народа Тамара Гериева.
Для урегулирования ситуации в Кёнделен прибыли члены правительства КБР и сотрудники администрации главы республики, а также бойцы Росгвардии и ОМОН, в том числе из соседних регионов. Силовики оцепили село и перекрыли движение по трассе. Несмотря на то, что участников конного похода к тому времени вывезли из Кёнделена, им на помощь отправилась группа кабардинцев, попытавшихся прорвать полицейское оцепление. Полицейские открыли предупредительную стрельбу.
19 сентября участники похода снова пошли на прорыв оцепления, против них был применен слезоточивый газ. Беспорядки распространились на кабардинское село Заюково, расположенное недалеко от Кёнделена. Столкновения полиции с участниками похода начались на посту ДПС в Баксане, где дошло до перестрелки.
В этот же день у здания правительства Кабардино-Балкарии в центре Нальчика прошел митинг активистов с адыгской символикой, собравшиеся потребовали разобраться в конфликте в Кёнделене.
По факту событий в Кёнделене Следственный комитет начал проверку, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
А пока черкесские активисты разыскивают молодых людей, задержанных в ходе столкновений с силовиками близ Заюкова. По некоторым сведениям, они находятся в СИЗО Баксана и Нальчика. Активисты «Хабзэ» хотят узнать, сколько именно человек задержано, какие им обвинения предъявлены, когда оповестят семьи об их судьбе.
Полное отсутствие официальной информации о задержанных и пострадавших вносит дополнительное напряжение, порождает слухи.
«Всем, кто следил за событиями в Кёнделене, понятно, что дело не только в годовщине Канжальской битвы. Для кого-то это был лишь повод для обострения ситуации в регионе, чтобы вбить клин между двумя дружественными народами. Грустно, что наша кабардино-балкарская молодежь, возможно, подогретая какими-то мнимыми патриотами, легко на это повелась», – обратился к жителям республики бывший ее глава Арсен Каноков.
Действующий глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков пока никак не прокомментировал события, ограничившись лишь общими словами. 20 сентября в КБР отмечался День адыга, учрежденный в 2014 году по инициативе Кокова. «Празднование Дня адыга придаст дополнительный импульс консолидации адыгского этноса, укреплению традиций добрососедства, взаимопонимания и уважения между народами КБР», – заявил Коков во время торжественных мероприятий в Нальчике. На фоне последних событий слова эти весьма двусмысленны, а умолчание властей о конфликте свидетельствует об их слабости.
Впрочем, речь не только о местной власти, но и о федеральном центре, также проявляющем неспособность в решении межнациональных и социальных проблем. Так, глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов увидел причины конфликтов лишь в действиях иностранных провокаторов в соцсетях.
Между тем первопричиной напряжения являются не провокаторы (которые вполне могли подогревать страсти). Да и не различие в трактовках событий многовековой давности. Самое главное – социальные проблемы, которые особенно остры на Северном Кавказе. Что касается событий в Кёнделене, пока не будет решен земельный вопрос и урегулирован статус горных пастбищ, детонатором конфликта между соседями может стать все что угодно.
В данном случае балкарцы опасаются потерять свое право на землю из-за апелляции к историческим событиям. Канжальская битва 300 с лишним лет назад проходила на той территории, где сегодня живут балкарцы. Торжественно отмечать эту дату кабардинцы начали около 10 лет назад – в разгар земельных споров.
«Лучше бы кабардинцы и балкарцы вместе с русскими так активно восстали против повышения пенсионного возраста. Деремся между собой, а всех нас грабят», – так некоторые жители республики комментируют в интернете последние события. Что ж, это привычная тактика всех, кто живет за счет простого народа: разделять (в том числе по национальному признаку) и грабить.