– Сергей Михалыч, что-то ты невесел сегодня? Здоровье-то нормально?
– Спасибо, на общем российском фоне неплохо. Это я просто задумался, экономическую задачу решаю: какой у нас минимальный размер оплаты труда?
– А чего тут думать?! Все знают: МРОТ по России – 11 280 целковых.
– Вот и нет. У меня лично он сейчас 461 рубль. У кого-то и поменьше.
– Не понял, это как?
– Беда со мной приключилась: мою статью напечатали в одном научно-популярном журнале. Впервые за несколько лет.
– Так это здорово, какая ж беда – поздравляю!
– Еще и гонорар заплатили, что в наше время бывает редко. Тот самый четыреста шестьдесят один рубль с копейками.
– Во, гульнем! – пошутил я.
Он грустно улыбнулся:
– Не на что особо разгуливаться-то. Из-за этого никчемного заработка в Пенсионном фонде меня причислили к постоянно работающим пенсионерам и срезали мне доплаты, больше трех тысяч…
Я присвистнул:
– Что за бред? Ты же день и ночь на грядках, а зимой – на диване. Если именно это считать постоянной работой…
– Статья… – напомнил пожилой ученый. – Написал, как говорится, по наитию, за несколько часов. Радовался, когда посылал в редакцию… И вот тебе, сюрприз.
– Ошибка, может быть? Ведь другое дело – самозанятые пенсионеры, они постоянно трудятся…
– Увы, я все разузнал. Такое у нас законодательство: начислили пенсионеру хоть три рубля, хоть рублик – всё, пиши пропало, уже работающий! Доплаты долой! И такое сейчас у многих – уж государство своего не упустит! Оно только миллиардеров оберегает…
– Нет, ну погоди… Это же случайные, раз в году выплаченные деньги… Причем копейки! Вот если бы в твоем журнале гонорар был бы равен МРОТу…
Тут Сергей Михайлович не удержался и сардонически хохотнул.
–… Или бы несколько выплат в совокупности сравнялись с МРОТом! У нас законом запрещено давать за работу меньше минимальной суммы. А если все-таки меньше и ты считаешься работающим… То, значит, закон нарушается, или ты никак уж не работающий… По логике я так рассуждаю: о чем там в правительстве и в Думе думают?
– Думают о том, как бы и где бы еще содрать с нас побольше… Ладно, как говорит молодежь, не парься. Все мы и больше теряли… Лучше послушай старый анекдот в тему: один приятель спрашивает другого: «Как ты полагаешь, пенсионную реформу придумали политики или ученые?» – «Конечно, политики. Ученые-то сперва бы на мышах и тараканах попробовали!»
Мы посмеялись и расстались. И я ушел с уверенностью, что впредь Сергей Михайлович никогда-никогда, ни за что не будет писать статьи и заниматься прочими полезными для людей делами при угрозе получить за это хоть какую-то законную оплату… Научили ученого.