Все это предопределило принятие программы по экологическому оздоровлению Волги, в котором задействовано 29 субъектов Федерации, 16 из них сбрасывают неочищенные вредные стоки непосредственно в Волгу. Первоочередные меры оздоровления оценены в 220 миллиардов рублей.
Река Волга – это не просто символ России, неотъемлемая часть культурного кода страны, ее истории, уникальный природный памятник, но еще и экономическая артерия страны. В бассейне Волги, составляющем 13% территории Европы, сегодня проживают более 60 миллионов человек.
Проблемы экологического оздоровления Волги стоят очень остро, приобрели общегосударственное значение, поскольку река исчерпала свои возможности по самоочищению. Это явилось одной из причин того, что фракция «Справедливая Россия» предложила принять законы в защиту Волги и по ее возрождению.
При отчете правительства в то время его председатель Медведев дважды заверял депутатов Госдумы о том, что закон о Волге будет обязательно принят. Однако закон так и не появился. Между тем только закон может отрегулировать комплекс мер по сохранению природных экосистем всего бассейна Волги, по восстановлению биоразнообразия реки, ликвидировать процессы ее деградации, которые создают значительные угрозы экобезопасности страны.
Разработан федеральный проект «Оздоровление Волги». Но он ориентирован на ликвидацию источников загрязнения и сосредоточен лишь на строительстве очистных сооружений. Однако для полного оздоровления Волги одних мероприятий по очистке сточных вод явно недостаточно.
Существенный вклад в ухудшение экологической ситуации в Волжском бассейне внесло осушение болот, уменьшение водоохранных зон и хищническая вырубка лесов.
Для разрешения ситуации нужны долгосрочные программы по расширению водоохранных зон, по существенному ограничению лесопользования, по восстановлению ранее осушенных болот, а это возможно только с принятием закона. Он должен решить ряд важнейших задач, направленных на преодоление неблагоприятной экологической ситуации. Наиболее важная часть проекта – сокращение поступлений загрязненных сточных вод.
Федеральный проект финансирует строительство очистных сооружений, но не финансирует канализационное обустройство сетей. Это очень дорогое и финансово непреодолимое для муниципалитетов мероприятие. В итоге возникает патовая ситуация: строить объекты очистки сточных вод, не имея сетей, бессмысленно.
В проекте полноценно могут поучаствовать только те муниципалитеты, где уже были когда-то построены сети и очистные сооружения. Но они пришли в негодность. А те населенные пункты, в которых нет ни очистных, ни сетей, оказываются вне проекта – они так и будут источниками загрязнения Волги.
Трактовка федерального проекта предусматривает снижение объемов отводимых в Волгу загрязненных сточных вод с трех кубокилометров до одного кубокилометра в год к 2024 году. А только в границах Ярославской области на Волге расположено 29 очистных канализационных сооружений, большая часть которых сбрасывает в Волгу сточные воды, не соответствующие требованиям санитарных норм.
Физический износ и техническая отсталость этих сооружений предопределяют низкую эффективность.
Количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу Волге, должно составить к 2024 году 43. К этому периоду из акватории должно быть извлечено и утилизировано 95 затонувших судов.
По годам предусматривается увеличение численности населения волжских регионов, условия жизни которых улучшены будут за счет реализации конкретных мероприятий. В соответствии со статистическими данными в рамках проекта оздоровления Волги мероприятия выполнены в 2019 году на сумму 7,7 миллиарда рублей, что составляет всего 68 процентов от объема финансового обеспечения на этот год.
Отдельными регионами объемы финансового обеспечения в прошлом году освоены полностью или почти полностью. Это Вологодская, Волгоградская, Московская, Саратовская области, Чувашская Республика. Не приступали к выполнению мероприятий программы Костромская и Ульяновская области. У них ноль процентов выполнения при выделении по обоим субъектам более одного миллиарда рублей. Не планировали что-то делать по этому проекту Астраханская и Ивановская области.
Еще по ряду областей (Нижегородская, Тверская, республики Татарстан и Марий Эл) неполное освоение выделенных средств произошло по различным причинам – позднее заключение контрактов, отсутствие заявок, негодность проектно-сметной документации.
По Ярославской области более одного миллиарда рублей было перенесено на 2020 год. К сожалению, запланированные деньги не вложены были в строительство городских очистных сооружений из-за безответственности региона и Минэкономразвития.
Вся эта картина подтверждает, что вхождение в проект оздоровления Волги происходит непросто. Выделение средств идет с определенными трудностями, и еще с большими трудностями происходит их освоение.
Текущий год должен показать способность регионов решать задачи экологической реабилитации нашей великой реки. Безответственное перераспределение средств федерального бюджета на 2020 год в сумме почти 4 миллиарда рублей должно стать наукой всем и не должно повториться впредь.
Пагубное влияние на состояние Волги окажет планируемое строительство целлюлозно-бумажного завода на берегу Рыбинского водохранилища. Несмотря на жесткий протест и многочисленные митинги ярославцев против ЦБК, на протест ярославского губернатора Миронова, на отсутствие государственной экологической экспертизы, недавно в правительстве состоялось совещание по строительству вредоносного ЦБК. Компания «Свеза» готовит проектно-сметную документацию, выбрана площадка в пределах рек: Суда, Молога и Шексна. Эти реки понесут отраву ЦБК в Волгу. Кому тогда нужна программа оздоровления Волги, если впадающие в нее реки будут ее отравлять? Это похоже на театр абсурда. Тем более, по данным Ярославского центра по гидрометеорологии, в области не осталось рек с чистой водой, 57% рек отнесены к категории «очень загрязненные», 14% – «грязные», 24% – «загрязненные».
Страшно и другое. В области 40 тысяч больных раком. Ежедневно выявляется 15–20 онкобольных. В Рыбинске выросло число онкобольных за год на 27%, в Брейтове – на 52%.
Если там будет ЦБК, то регион станет могильником. И кому нужна будет целлюлоза? Хотя по проекту 96% целлюлозы пойдет на рынки Запада и Азии. Это похоже на колонию.
Повторяется история с загрязнением Байкала, где отходы ЦБК по сей день не утилизированы.
Экологическое состояние Рыбинского водохранилища очень уязвимо. Это единственный водоем на всем Волжско-Камском каскаде, предназначенный для многолетнего регулирования стока. По результатам многолетних исследований, проводимых Институтом биологии внутренних вод РАН, характер техногенного загрязнения экосистемы Рыбинского водохранилища подтверждает, что уже сегодня одним из основных загрязнителей этого уникального водоема является Череповецкий промышленный узел – это и крупнейшее в Европе металлургическое объединение «Северсталь», и химическое производство «ФосАгро», и другие предприятия. Ежегодно в Шекснинский плес сбрасывается до 200 миллионов кубометров загрязненных сточных вод, содержащих высокотоксичные вещества.
При реализации проекта по оздоровлению Волги признана необходимость системного подхода к решению проблем антропогенного загрязнения.
Для восстановления нормального экологического состояния Волги необходимо очищать стоки не только промышленных и сельскохозяйственных предприятий, но и стоки ливневые с территорий городов.
Хочется напомнить, что по состоянию на 2016 год из 60 миллионов человек, проживающих в Волжском бассейне, 48 миллионов человек живут в городах. Не секрет, что по содержанию загрязняющих веществ эти сточные воды не уступают, а порой и превосходят производственные. Дождевые талые воды несут с собой в водотоки почти всю таблицу Менделеева. Ведь пыль и грязь с городских магистралей вбирает в себя большее число загрязнений современного города: от выбросов автотранспорта, от труб предприятий, да различного мусора. Не столь редки и случаи направления через систему ливневой канализации стоков малоэтажной индивидуальной застройки. Мониторинг такого сброса сточных вод в реки явно недостаточен. А очистные сооружения механического типа, возводимые на ливневых современных городах, не решают, к сожалению, проблему качественной очистки этих сточных вод.
Эта комплексная проблема требует своего решения как с технической, организационной, так и с правовой стороны. Без этого все принимаемые меры по нормализации экологического состояния водотока, в том числе и Волги, останутся полумерами.
В 2019 году Миннауки разработало концепцию по снижению поступления в Волгу загрязняющих веществ застраиваемых территорий, промплощади, земель сельхозназначения. Данный документ, подготовленный институтом водных проблем РАН, ориентирован на снижение загрязняющих веществ и водного стока. Не менее актуальным становится вопрос практической реализации направлений, предложенных Миннауки России по предотвращению негативного воздействия ливневых систем и обеспечению надлежащего технического состояния очистных сооружений.
Сегодня концепция направлена на рассмотрение в Федеральное агентство водных ресурсов с целью рассмотрения возможности ее внедрения в пилотных регионах. Но этого недостаточно для практической реализации мероприятий. Необходимо привлечение и Минстроя России, поскольку здесь напрямую затрагивается сфера ЖКХ.
Принятие и реализация всех мер по оздоровлению экологического состояния Волги направлены на сбережение этой великой реки. Только времени на ее экологическую реабилитацию очень мало.