По словам Вучича, обсуждались все важнейшие для Балкан темы. Кроме того, затрагивались вопросы военно-технического и экономического сотрудничества между Россией и Сербией. Вучич уверил, что Сербия не намерена вступать в НАТО. Ее позиция – миролюбие и нейтралитет. Однако сербская армия должна быть способна ответить на любые угрозы.
Как раз в эти дни армия Сербии переведена в режим наивысшей боевой готовности. В Рашском округе страны, вблизи Косова, сконцентрированы военные и бронетехника. Это реакция на очередную провокацию албанских властей самопровозглашенного «государства Косово».
В минувшую субботу ситуация на севере Косова резко обострилась. Полторы сотни до зубов вооруженных спецназовцев вторглись в населенную сербами общину Зубин Поток, заняли побережье водохранилища Газиводе. Водохранилище, расположенное в Рашском округе Сербии и косовском Зубине Потоке, – объект стратегический. Оно построено в 1970-е югославской компанией Гидроградня для электростанции в Обиличе, которая снабжает электричеством Косово. Недавно Сербия исключительно на свои средства реконструировала все гидросооружения.
Газиводе является одним из предметов так называемого Брюссельского соглашения по нормализации отношений между Приштиной и Белградом, заключенного под давлением ЕС в апреле 2013 года. За пять лет албанская сторона не выполнила ни одного существенного пункта этого соглашения, тогда как Белград ради призрачных перспектив вступления в ЕС придерживается даже тех положений, которые идут в разрез с национальными интересами. Так, Белград принудил косовских сербов участвовать в выборах в парламент «независимого Косова». Созданная под руководством Вучича партия «Српска листа» входила в правительственную коалицию нынешнего косовского премьера Рамуша Харадиная, которого Сербия обвиняет в военных преступлениях.
Приштина неоднократно демонстрировала намерение взять водохранилище под контроль. Предыдущий эксцесс произошел менее месяца назад, 8–9 сентября, когда Александр Вучич совершал визит на север Косова. Албанские власти Косова пригрозили арестовать его и депортировать. Хотя визит не обошелся без инцидентов, в Зубине Потоке Вучич все же побывал.
29 сентября ситуация сложилась более напряженная. Албанский спецназ был введен в нарушение Брюссельского соглашения, по которому подобные действия недопустимы без согласования с местной полицией, КФОР и НАТО. Но международные миротворческие силы самоустранились. В разгар кризиса пресс-секретарь КФОР Виченцо Грасо заявил, что у миссии «нет информации о вводе спецназа». Лишь через несколько часов этот факт был признан. При этом КФОР фактически поддержал действия албанцев: мол, всего лишь необходимые меры «для обеспечения безопасности президента Хашима Тачи». Тот действительно приехал на берег озера, чтобы «выпить кофе». Это была очередная попытка албанцев проверить реакцию сторон на их агрессивные действия. С точки зрения Приштины, все в порядке: ЕС, НАТО, КФОР ограничились призывами к сторонам «проявлять сдержанность».
В телеобращении к гражданам Александр Вучич выразил возмущение подобной реакцией: «От чего мы должны сдерживаться? Разве это мы вводим куда-то спецназ, бьем, арестовываем, устраиваем провокации?» Албанских политиков Косова он назвал недоговороспособными провокаторами. По мнению Вучича, о решении Хашима Тачи «попить кофе» на Газиводе в сопровождении 130 спецназовцев были прекрасно осведомлены его западные хозяева. Сербский лидер привел факты многочисленных инцидентов с сербами в Космете за последние месяцы: нападения, избиения, аресты, уничтожение имущества. Он выразил ясное понимание, что провокации албанцев и дальше будут продолжаться, а «партнеры по ЕС» не намерены их пресекать.
Вучич повторил свой излюбленный тезис: пока он президент, ни «Блеска», ни «Олуи» не случится. То есть сербов не изгонят из Косова, как изгнали в 1995-м в ходе операций «Блеск» и «Олуя» из Хорватии.
Но никаких мер, чтобы осуществить эти цели, Вучич не предложил. Нет и речи о выходе из Брюссельского соглашения, об отзыве сербов из незаконных органов власти «независимого Косова», о действиях по соблюдению резолюции СБ ООН 1244, которая подтверждает принадлежность края Сербии.
Президент Сербии лишь попросил вышедших защищать свою землю косовских сербов разойтись с баррикад, ведь спецназ пока вывели. На вопрос журналиста об обращении за помощью к России он ответил уклончиво. Мол, дипломатической помощи попросим, а также призовем все влиятельные государства соблюдать международное право.
На встрече в Кремле, как говорит Вучич, он почти час информировал российского лидера о ситуации в Косове, а также обсудил с ним «конкретные шаги». Что это за шаги, не сообщается.
Непонятно, как Белград намерен защищать косовских сербов, если албанский спецназ будет введен всерьез и надолго. КФОР будет бездействовать, как бездействовал в ходе антисербских погромов в марте 2004-го. А российский воинский контингент выведен с территории Косова по решению Путина полтора десятка лет назад.
Напряжения добавляет ситуация в соседней Македонии. Как утверждали функционеры ЕС, референдум о смене названия Македонии (этого требует Греция) позволит преодолеть политический кризис в стране. Македонская оппозиция, на стороне которой и президент Джордже Иванов, призвала к бойкоту голосования. Лишь 36% граждан приняли в нем участие. «Наша страна Македония, а не Северная Македония, наш язык македонский, наши предки македонцы. Мы не откажемся от своих национальных интересов в угоду чьим-то политическим амбициям и перспективам вступления в ЕС и НАТО» – так рассудило большинство граждан. Но правительство Зорана Заева намерено продавить переименование. Это разжигает не только политический, но и этнический конфликт: за переименование выступает албанское меньшинство Македонии.
Между тем национальные интересы России на Балканах до сих пор четко не обозначены: ни в Сербии, ни в Македонии, ни в Черногории, не так давно ставшей членом НАТО и присоединившейся к антироссийским санкциям. Как стало известно, Владимир Путин намерен посетить Белград, но дата визита не определена. А вот генсека НАТО Столтенберга в столице Сербии примут уже в ближайшие дни.