Мы уже привыкли к тому, что «Единая Россия» пишет избирательное законодательство «под себя!», добавляя себе преимущества перед каждыми выборами.
Власть отказывается допускать оппозицию к системе ГАС «Выборы», к слежению за работой КОИБов, не предоставляет программные коды технических средств обработки бюллетеней.
Даже проверка случайных участков с КОИБами у нас не является обязательной, а если и применяется, то жеребьевка проводится до подсчета голосов, чтобы было заранее понятно, где устройства проверяться не будут и можно проводить махинации.
Введенное «законом Клишаса–Широкова» голосование по месту нахождения вызвало уже шквал скандалов. Кто уже только не выявлял возможность неоднократного голосования!
Более того, например, на УИК №2304 Обручевского района Москвы в марте в реестре избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства, представителями КПРФ были обнаружены 57 лиц, которых и не было в списке избирателей этого участка.
Нельзя исключать возможность того, что настоящие избиратели в указанном случае вообще не подавали никаких заявлений, а все это было сделано злоумышленниками, имеющими доступ к системе «Мобильный избиратель», например, для вброса бюллетеней.
А на днях депутаты Законодательного собрания Приморья на внеочередном заседании поменяли закон, чтобы позволить избираться Олегу Кожемяко, назначенному губернатором вместо Андрея Тарасенко, фактически проигравшего выборы коммунисту Андрею Ищенко. Кожемяко опасается идти на декабрьские выборы от скомпрометировавшей себя «Единой России», предпочитает быть самовыдвиженцем.
Не надо держать граждан за идиотов! Это такое же насилие над демократией, как голосование «Единой России» во всех трех чтениях за повышение пенсионного возраста, инициированное их лидером Дмитрием Медведевым; как утверждение региональных подгрупп за референдум против этого повышения – все видят, как власти стараются помешать КПРФ организовать реальный плебисцит.
Но, наверно, самым наглым узаконенным жульничеством является т.н. муниципальный фильтр. Условие, препятствующее выдвижению сильнейшего оппозиционного кандидата на пост главы региона, априори не может быть конституционным. Менее сильные оппозиционные кандидаты выталкиваются в аут, не могут преодолеть «муниципальный фильтр».
На практике законом не установлено механизма, препятствующего политическому монополисту предоставить необходимое количество подписей сколь угодно слабым или даже фиктивным оппонентам, чье выдвижение формально позволит выборам состояться, а на самом деле, наоборот, лишь обеспечит сохранение монополии.
Более того, практика применения муниципального фильтра свидетельствует об оказании противоправного давления на местных депутатов и глав муниципальных образований со стороны региональных властей с целью воспрепятствовать выдвижению «неудобного» оппонента.
Ярким примером этого является воспрепятствование выдвижению в губернаторы Владимирской области кандидата от КПРФ Максима Шевченко на фоне очевидно низкого рейтинга представителя «Единой России». И все равно губернатор Орлова во втором туре потерпела поражение от члена ЛДПР.
Сентябрьский единый день голосования показал, что «Единая Россия» настолько непопулярна, и при этом слепа, что, даже принимая под себя законы и единолично формируя правила игры, была вынуждена сама же их крайне грубо нарушать.
Потрясает возросшее количество вбросов. Это касается и Ростовской области (УИК №614), и Калмыкии (УИК №81), и многих других территорий, с фальсификациями на которых можно ознакомиться прямо на YouTube.
Одним из самых топорных нарушений стало переписывание буквально в последний момент итогов голосования в пользу проигрывавшего выборы губернатора Приморья единоросса Андрея Тарасенко.
Даже Центризбирком, постоянно опекающий «Единую Россию», вынужден был признать, что на 19-ти УИКах в Уссурийске и Артеме на глазах у всей страны прямо в ГАС «Выборы» Тарасенко нарисовали почти 15 тысяч голосов.
Признали в Центризбиркоме и необоснованность эвакуации пожарными ТИК Советского района Владивостока, где без присмотра осталась документация 13 участков. Итоги там теперь признаны недействительными. Это стало предлогом для отмены результатов выборов во всем Приморье якобы из-за того, что стало невозможно определить волеизъявление граждан всего региона.
Вообще-то, чтобы понять, как нарушения повлияли на волеизъявление избирателей, достаточно посмотреть, как они изменили результат кандидатов.
Касательно 13 участков Советского района Владивостока и вмешательства противопожарной службы МЧС необходимо отметить, что, во-первых, главой избирательного штаба кандидата от «Единой России» здесь был (какое «совпадение»!) экс-министр МЧС Владимир Пучков, который при этом стал бы членом Совета Федерации в случае победы Тарасенко.
Во-вторых, на остальных участках Советского района у коммуниста Ищенко 57,69% голосов (против 40,27% у Тарасенко). Статистически от неустановления итогов на 13 УИК опять пострадал именно он.
Поскольку все грубейшие нарушения избирательного законодательства так или иначе были в пользу Тарасенко, ничто не мешает достоверно определить результаты волеизъявления избирателей: они однозначно выбрали Андрея Ищенко.
И самое главное: если у ЦИК так туго с логикой, нужно хотя бы следовать прямым указаниям закона. Согласно подп. «б» п. 9 ст. 70 ФЗ №67, комиссия признает результаты выборов недействительными, если отменены итоги на избирательных участках, в списки которых включено в совокупности не менее четверти избирателей региона.
Иными словами, отмена итогов голосования не то что на 13 участках, а даже на территории всей ТИК Советского района, в списке которой 62 616 избирателей, даже в совокупности с 19 УИК Уссурийска и Артема, очевидно, не может быть достаточным основанием для отмены результатов выборов во всем регионе, в котором 1 442 328 избирателей.
Может, суд поможет защитить закон? Но, как показывает практика, суд отказывается принимать исковые заявления, игнорирует доказательства и даже отклоняет ходатайства об истребовании записей с камер видеонаблюдения на участках.
Суд считает, что кандидату-единороссу можно сняться с выборов главы Хакасии позже установленного законом срока, чтобы не проиграть с треском коммунисту Валентину Коновалову и выиграть время для подготовки электоральных махинаций…
Может, защитить закон помогут правоохранительные органы? Но практика показывает, что они в лучшем случае бездействуют.
Например, в марте этого года на заключительных теледебатах произошла известная провокация, для осуществления которой было необходимо, чтобы вместо кандидата от «Коммунистов России» Сурайкина выступала посторонняя женщина (она была спешно зарегистрирована доверенным лицом лишь на следующий день). В ЦИК России были обязаны настоять на том, что эта женщина не является доверенным лицом и не имеет никакого права участвовать в мероприятии. Но вместо этого они заявили, что такое решение «на ответственности Сурайкина»…
Запрос депутатов Госдумы о проверке действий ЦИК России Генеральная прокуратура перенаправила в Центризбирком, что строго запрещено законом.
Аналогичная ситуация была с противоречащим законодательству указанием секретаря ЦИК о дополнении информационных плакатов на избирательных участках порочащими сведениями о мифических зарубежных счетах Грудинина.
Разумеется, в ЦИК России отказались признать свои же нарушения…
Другой пример – заявленные движением в защиту прав избирателей «Голос» расхождения на 233 УИК опубликованных данных о числе избирателей, проголосовавших в помещениях для голосования, с количеством граждан, зафиксированных 18 марта на указанных участках с помощью системы видеонаблюдения. Следственный комитет отказался проводить проверку по депутатским запросам, Генпрокуратура также заявила об отсутствии оснований для проверки.
На муниципальных выборах в Москве в 2017 году полиция отказывалась пресекать нарушения. Например, в Капотне обращение в дежурную часть было проигнорировано, а повторные звонки и вовсе сбрасывались, пока на УИК №1339 результат единоросса переписывался с непроходных 142 голосов до 195. Депутатские запросы о многочисленных нарушениях прокуратура просто переслала в избирком.
В 2016 году на выборах депутатов Госдумы в Краснодарском крае только на одном УИК (№12-28) наблюдателями были обнаружены в урнах более 300 «лишних» бюллетеней. Доверенное лицо кандидата и члена вышестоящей комиссии на участок не пускали сотрудники полиции, пока цифры подбивались. Записи с камер наблюдения уничтожены. Полиция «списала» заявления. После уже в СКР тянулась волокита, пока не вышел срок хранения избирательных документов… В результате два года запросов о преступных деяниях вылились всего лишь в ряд представлений прокуратуры и дисциплинарной ответственности следователей за бездействие.
Именно такой подход правоохранителей привел к тому, что 18 марта 2018 года за требование о контрольном (ручном) подсчете неопечатанных КОИБ член ТИК района Марьина Роща г. Москвы от КПРФ Иван Егоров совместно с членом УИК №667 от КПРФ Ильей Шабалининым после многочленных угроз председателя указанной участковой комиссии А.Х. Валитова подверглись нападению троих мужчин, в результате которого Иван Егоров получил трудноизлечимый перелом ноги.
Более того, правоохранительные органы с самого начала пытались развалить дело. И им это удалось. На сегодняшний день возбуждено лишь уголовное дело по ст. 116 УК РФ («Побои»), причиненные Илье Шабалинину родственником председателя УИК Х.Х. Валитовым. Самому главе УИК обвинения не предъявлены. Ивана Егорова лишили статуса потерпевшего: якобы отсутствуют доказательства причинения каких-либо телесных повреждений именно обвиняемым. Нападение якобы никак не связано с осуществлением коммунистами полномочий членов избирательных комиссий, дело отказываются квалифицировать по ч. 2 ст. 141 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с применением насилия»)…
Члену другого ТИК Москвы Сергею Резникову, вскрывшему цепочку нарушений и подтвердившему факт фальсификации протокола заседания избирательной комиссии, после многочисленных угроз и избиения, не заставивших его отступить, подбросили наркотики в момент задержания в магазине «Перекресток». Как в худшей манере «полицейских фильмов».
Что и говорить о давлении правоохранительных органов на КПРФ, когда экс-депутата Госдумы Владимира Бессонова приговорили к трем годам реального лишения свободы за то, что он якобы посмел тронуть пальцем полицейского!
Без сомнений, защитить закон сегодня может только активная гражданская позиция жителей России!
Во-первых, чем больше граждан свободно придут на выборы, тем сложней сфальсифицировать итоги голосования.
Во-вторых, чем менее терпимо общество к антисоциальным инициативам власти, чем убедительнее протест граждан, надежнее здоровье демократии, тем ближе народовластие и социализм!
Голос народа звучит теперь все отчетливее!
«Единая Россия» уже дрогнула, с трудом сохраняет свой электорат. Так или иначе, ей придется уйти!
КПРФ знает, как обеспечить легитимность электорального процесса. Наши предложения просты.
Отмена «муниципального фильтра». Обязательное использование камер видеонаблюдения со звуком (публикация или предоставление записей кандидатам, обязательное изучение их судами по соответствующим делам).
Закрепление непосредственно в законе гарантий полного и достоверного контроля участниками избирательного процесса за соблюдением законодательства на всех этапах выборов: от включения представителей избирательных объединений в рабочие группы по работе с ГАС «Выборы», в т.ч. базой данных о голосовании по месту нахождения, до обязательного контрольного (ручного) подсчета на определяемых жребием избирательных участках с КОИБами (жеребьевка должна происходить в течение получаса после выдачи копий протоколов).
Закрепление непосредственно в законе порядка использования КОИБов и голосования по месту нахождения, препятствующего любому незаконному влиянию на итоги голосования.
Реальная ответственность за нарушение законодательства о выборах, в т.ч. установление уголовного наказания за любые махинации с документами мобильного голосования; за продажу избирателем своего голоса; за выдачу заверенной копии протокола, содержащей данные, не соответствующие первому экземпляру, либо заверение копии протокола с нарушением предусмотренных законом требований; введение ограничений, связанных с занятием государственных и муниципальных должностей, государственной и муниципальной службой лиц, совершивших правонарушение, связанное с подготовкой и проведением выборов.
Повышение уровня независимости избирательных комиссий, в т.ч. ограничение участия административно-зависимых должностных лиц, таких как учителя, врачи и т.д., в работе избирательных комиссий.
Ограничение голосования военнослужащих на региональных выборах (если до призыва место жительства было в другом субъекте Федерации).
Перенесение единого дня голосования на конец марта. Обязательное участие кандидатов во всех дебатах. Иные изменения вплоть до конституционной реформы, закрепляющей принцип коллегиального утверждения принципиально важных государственных решений Высшим государственным советом.
Отдельно необходимо отметить необходимость отмены препятствий для реализации права граждан на участие в референдуме.
В любом случае на предстоящих выборах глав Хакасии и Приморья, а затем и на выборах депутатов Государственной думы мы должны отстоять фундаментальное право граждан самим выбирать себе достойных представителей во власти! Самим выбирать свою судьбу!
Потому что только граждане должны решать, хотят ли они повышения пенсионного возраста или нет! Только граждане должны решать, достойны ли чиновники золотых парашютов! Только граждане должны решать, нужны ли им бесплатное здравоохранение, образование и другие социальные гарантии!