1.
«Парламент – не место для дискуссий», – сказал в свое время про нашу Думу подзабытый сегодня лидер единороссов Борис Грызлов. И ведь самую суть ухватил! В минувшую среду та же Госдума, благодаря ее агрессивно-послушному единороссовскому большинству, приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект о дистанционном голосовании на выборах всех уровней власти в России. Никаких дискуссий о целесообразности этого радикального изменения избирательной процедуры, увы, не было… Точнее, кое-кто не дал им состояться.
Вообще, в самом начале пандемии думцы договорились, что в нынешних чрезвычайных условиях нужно проводить заседания по упрощенной схеме, действительно свести обсуждения к минимуму, сильно не затягивать принятие законопроектов. Но ведь имелись в виду законы, которые необходимы в связи с распространением заболевания, касаются жизни и здоровья граждан!
Однако думские единороссы воспользовались этим благим поводом, чтобы протолкнуть совсем другой закон, который наносит непоправимый удар по тому, что еще оставалось от демократических институтов в России. Теперь уже опубликованы репортажи парламентских корреспондентов, и вся страна может увидеть, как это было…
В среду в стенах Государственной думы назначено было обсуждение законопроекта «Об основных гарантиях избирательных прав». Он был до этого уже принят в первом чтении, и его концепция не содержала в себе ничего экстраординарного. Как это уже сложилось в российском парламенте, во время второго и третьего чтений никаких существенных изменений в законопроект не вносится, добавляются лишь частности. Однако единороссы Ламейкин, Севастьянова, Емельянов и Марьяш сломали узаконенный порядок. Они внесли целый пакет поправок, которые, по сути, не просто трансформировали концепцию законопроекта – они превратили его в другой законопроект, легитимизующий в РФ голосование по интернету и по почте! Правда, голосование по почте и раньше упоминалось в законодательных актах, регулирующих выборы. Но раньше для этого нужно было принимать специальные решения на уровне регионов, и это допускалось, только если избиратель не может лично присутствовать на участке. Согласно новому законопроекту, ограничения исчезли – пусть хоть все избиратели шлют свое решение в конвертах!
Депутаты от оппозиции были вне себя от возмущения. Это сразу же назвали «законотворческим мошенничеством»! Мало того, что протаскивается откровенно антидемократический, антинародный закон (депутат Иванов саркастически предложил ввести тогда уж голосование по телефону и по СМС!), так это еще было сделано с вопиющим нарушением парламентских процедурных норм! Но нашим единороссам, как говорится, плюнь в глаза – скажут божья роса! Когда они выполняют заказ сверху, можно их проклинать, обличать, они только сыто улыбаются и жмут на кнопки. За поруганную честь всё оплатится – окладами, премиями, конвертами, квартирами, льготами бизнесу. Так что можно перетерпеть обличения, какими бы оскорбительными они ни были. Про честь и совесть эти люди забыли в тот самый день, когда получили партбилет своей партии, которая в народе недаром ведь именуется… как бы это сказать помягче… партией граждан, с которыми лучше в азартные игры не играть и которые имеют специфические представления о праве собственности.
Итак, единороссы нажали на кнопки, и 259 голосов решили дело. 79 «черных шаров» от оппозиции, конечно, не могли перевесить.
Но на этом дурная комедия, в которую депутаты от «ЕдРа» превратили заседание федерального законодательного органа, не закончилась. Автор поправок – единоросс Ламейкин пробормотал: «Замечаний к законопроекту никаких не имеется… совершенно готов для принятия в окончательном, третьем, чтении». Это вызвало недоумение. Ведь только что с думской трибуны выступали представители КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР, они обвиняли ведущих заседание в грубом нарушении регламента, процедурных норм, а инициаторов проекта – в лишении граждан права на тайное голосование (ибо какая тайна может быть, если за спиной бюджетника, «голосующего по почте», может стоять его начальник!), в легитимизации массовых выборных фальсификаций… Как же нет замечаний? Видимо, замечания, которые высказываются представителями оппозиции, депутаты от «ЕдРа» просто не слышат. Единоросс российский обыкновенный (edinoross vulgaris) имеет особенность слуха: он слышит и понимает только речь вышестоящего начальства. Всё остальное его ухо воспринимает как естественный шумовой фон, лишенный смысла.
Спикер Володин поддержал своего однопартийца. Он тут же поставил на голосование предложение о немедленном третьем чтении. Снова единороссовское большинство за! Нажатие кнопок – и законопроект превратился в закон!
Обычно между вторым и третьим чтениями проходят недели, а то и месяцы. Нужно взвесить каждое положение, обточить нюансы, предусмотреть возможные негативные последствия… Даже скандальный законопроект о повышении пенсионного возраста, который единороссовское большинство протащило через Госдуму, откровенно наплевав на мнение народа.
Бесцеремонность спикера Володина также изумила многих. Это было поведение не спикера парламента, который избран депутатами, чтобы соблюдать регламент, следить за исполнением процедур. Спикер просто хозяйничал. «Звоночки» подобного рода были и раньше. Совсем недавно он неприятно удивил коллег-законотворцев тем, что стал «одергивать» руководителя одной из думских фракций, в уничижительном тоне комментировать его выступление. По принятым в парламенте правилам он не должен так поступать. Тот факт, что он сидит над трибуной, с которой выступают депутаты, и имеет перед собой микрофон, еще не делает его начальником всех депутатов. Он такой же депутат, как и другие. В Госдуму его выбрали избиратели Волгоградской, Пензенской, Саратовской и Тамбовской областей. Пост спикера ему вручил своим голосованием депутатский корпус.
Покойный протоиерей Всеволод Чаплин, хорошо знавший Володина, в своей книге «Жизнь и вера» охарактеризовал его как скрытного, крайне властолюбивого и авторитарного человека и выразил уверенность, что Володин вынашивает особые амбиции.
Господин Володин, по крайней мере если судить по внешним признакам, очень религиозен. Он посещает церковь, занимается благотворительностью. Ничего плохого в этом нет, напротив, прекрасно, когда человек верит в высокие идеалы. Но хорошо бы при этом соответствовать религиозным заповедям.
2.
В народе давно уже утеряно доверие и уважение к депутатам. Откройте социальные сети: про кого там рассказывают анекдоты? Про депутатов от партии власти. Кого изображают на карикатурах беспринципными и бездельниками? Депутатов. Чьи доходы с негодованием обсуждают? Депутатские.
Хорошо бы депутатам-единороссам задуматься: почему? Неужели просто дело в том, что народ наш так недобр? Дело в другом. Если бы люди видели, что парламентарии служат всему народу, всему обществу, что они принимают законы, которые делают нашу жизнь легче, что они выступают против несправедливостей и язв нашей действительности, что они смело бросаются в бой, когда наши «неолибералы» из экономического блока стремятся оставить детей и матерей без малейшей помощи, то разве бы тогда кто-нибудь возражал против высоких зарплат законотворцев? Пусть только бы дело свое делали хорошо!
Но большинство депутатов, и прежде всего те, кто от так называемой партии власти воспринимают себя не как представителей или слуг народа. Они – безотказные слуги хозяев важных московских кабинетов. И люди это видят, потому что те даже и не скрывают этого. Вспомним хотя бы, что во время эпопеи с повышением пенсионного возраста едроссы не просто наплевали на мнение своих избирателей, они публично и унизительно наказали тех единичных представителей своей партии (вроде Натальи Поклонской), которые осмелились встать на сторону народа…
И то сказать, их ведь не народ в Думу выбрал. Большинство из них попали в думские кресла по спискам, в которых их фамилии оказались далеко не за заслуги перед народом, а за преданность чиновникам, от которых зависело, кого записать, а кого и вычеркнуть. Список же, как паровоз с вагонами, влетел в Думу, благодаря напористости работников администраций, беспринципности членов избирательных комиссий, равнодушию забитых бюджетников, продавших свой голос за пирожок в буфете, да наивности пенсионеров, насмотревшихся телешоу о поднятии страны с колен.
Потому наши единороссы с таким цинизмом и протолкнули законопроект о дистанционном голосовании. Чем меньше возможности у народа высказать свое мнение о происходящем в стране и чем больше у властей рычагов, чтобы манипулировать голосами избирателей, тем для депутатов из «ЕдРа» лучше. Для них безопаснее находиться в здании на Охотном Ряду, под охраной и с возможностью разъезжать по городу в служебном автомобиле. А то ведь народ может выразить свое возмущение их «законотворческой деятельностью» и лишить их депутатских кресел.
В общем, как ни погляди, им выгодно, чтобы голосование теперь было по почте и по интернету, – тогда единороссы снова получат уверенное большинство и закупорят и следующую Думу, лишив ее возможности нормально работать. К чему тогда разводить дискуссии и высказывать сомнения, зля кураторов с самого верха?
Здесь въедливый читатель может возразить: с чего это я взял, что голосование по почте и по интернету – это ущемление демократии в нашей стране? Может, наоборот, – это шаг вперед по пути к современному обществу, да еще и адаптация к нелегким условиям нынешней действительности? Ведь, во-первых, сейчас пандемия коронавируса, и пока она идет – у нас всё удалено, начиная с учебы в школах и кончая получением справок в госучреждениях. И, во-вторых, такое голосование есть в передовых западных странах, которым не откажешь в демократичности, например, в Швейцарии.
На это я отвечу, что, во-первых, ближайшие выборы только осенью (и даже если власти решатся провести голосование по поправкам к конституции, то и до него не меньше месяца), а если в течение месяца и тем более до осени наши власть имущие не смогут победить вирус, то никакие ухищрения и манипуляции с голосами, поверьте, им уже не помогут. А во-вторых, у нас не Швейцария (где, кстати, тоже многие недовольны этими электронными штучками и считают, что они делают демократию уязвимой). У нас Россия, где на обычных-то участках творилось полное беззаконие.
Можно, конечно, понять, почему наша власть решилась на такой, еще более решительный, чем прежние, шаг по фактическому свертыванию демократии в России. Улетучились последние остатки крымского консенсуса. Жадность наших бюджетодержателей (особенно на фоне тех мер помощи населению, которые мы видим в Европе и в США) окончательно оттолкнула народ от власти. О былых рейтингах можно уже не мечтать – дай людям возможность открыто высказаться – и законодательные собрания сверху донизу заполнит оппозиция. Для наших политтехнологов, обслуживающих власть, – огромный соблазн захлопнуть крышку над котлом народного волеизъявления и закрутить ее сверху намертво болтами (с риском взрыва котла). Еще классики говорили: держать и не пущать, шельмовать и гнать всякого, кто не согласен, проще, да и понятнее нашим чиновникам, каждый из которых воспринимает себя этаким «наполеоном», чем вести диалог с оппозицией, искать точки соприкосновения, компромиссы с разными политическими и социальными силами. Именно это провластные политтехнологи советовали нашим властителям многие годы, а те с удовольствием исполняли. Но в данной ситуации такой совет – все равно что выстрел в ногу самому себе. По поведению наших правителей, начиная от поселковых глав и кончая самыми высокими лицами, давно уже видно, что, лишив себя обратной связи с народом в виде прямых выборов и свободы СМИ, они только навредили себе. Конечно, у них есть опросы социологов, но эти опросы делаются так, чтобы угодить заказчикам, и реальности не отражают.