Такие планы вынашиваются в Кремле, куда на днях был приглашён Володин для делового разговора. О чем шла речь, хранится в тайне. Но думские наблюдатели полагают, что Володину подыскали новую должность, скорее всего, в Госсовете.
На текущий момент, это совещательный орган. Но В. Путин намерен придать ему большее значение. Как известно, Госсовет функционировал в царской России. Президент его возродил и предложил наделить новыми полномочиями, что отражено в поправках к Конституции РФ. «В Госсовете собраны губернаторы, его усиление является ключевым моментом транзита власти, драйвером этого процесса», – отмечал Путин.
Володин пока скрывает, что ему сказал президент. Но цепочка событий указывает на достигнутую договоренность о переходе. Так, на днях покинула должность советника думского спикера Анастасия Кашеварова. И хотя она доказывала, что уходит по собственной инициативе, хочет вернуться в журналистику, однако эксперты расценивают ее действия как примету перемен, подтверждение того, что Володин может скоро уйти из Госдумы.
Тут же возникает другой вопрос: а кто заменит Володина? Появляется очередное предположение. Приветствуя депутатов, доизбранных в Госдуму в единый день голосования, Володин особо выделил Олега Морозова, который из Совфеда пошел на довыборы в Госдуму и получил мандат от Татарстана. «Олег Викторович знаком лидерам фракций, был депутатом Госдумы первых созывов, руководил депутатской группой «Регионы России», был первым заместителем председателя палаты, затем перешел в администрацию президента, где занимался вопросами внутренней политики, заседал в Совете Федерации. И снова – законодательная палата», – представлял Морозова Володин. Случайно ли Морозов вернулся в Госдуму? Может, он и станет транзитным спикером после ухода единопартийца?
А почему Володину не сидится в Госдуме?
Достаточно вспомнить, что кресло думского спикера его не очень привлекало. Его предшественник Сергей Нарышкин собирался во второй раз стать председателем Госдумы, а Володину уютно было в администрации президента. Но Путин распорядился иначе. Нарышкина отправил руководить Службой внешней разведки, а Володина усадил думским спикером. Кажется, амбициозный саратовец воспринял назначение на пост председателя Госдумы как почетную ссылку и временную отсрочку карьерного рывка.
Став спикером, Володин взялся укреплять дисциплину в Госдуме. На каждом заседании ему докладывают о числе присутствующих и отсутствующих депутатов. Он лично следил, чтобы каждый депутат голосовал сам за себя, делал порой замечания, но в целом проявлял себя достаточно сдержанно. Так было первые года полтора. И только этот короткий период времени Госдума оставалась местом для дискуссий. Заседания начинались с утренних десятиминутных выступлений представителей фракций по актуальным вопросам. Конечно, в речах оппозиции звучало много критики в адрес «Единой России» и высоких персон. Это коробило Володина. В итоге он решил покончить с трибунной свободой. Десятиминутки стали отменяться под разными предлогами, открытые дискуссии – схлопываться, «согласно регламенту», коммунисты – регулярно подвергаться нападкам. В Госдуме воцарилась единороссовская диктатура. 340 представителей одной партии лишили думскую оппозицию возможности провести хотя бы одну свою инициативу. А Володин всё чаще стал произносить поучительные речи – главным образом в адрес «неразумной» фракции КПРФ. Очень мешает КПРФ, путает все карты на российской политической доске – эта мысль сквозит в каждом спикерском монологе. Коммунисты напоминают о регламенте – Володин раздражается. Плюрализм отброшен, Володин рулит, никто ему не указ…
Только под володинским рулением Госдума наломала немало дров. Одна только пенсионная реформа чего стоит! А потом – обнуление, многодневные бесконтрольные голосования по сараям, в подворотнях, на пеньках…
Володин, конечно же, понимает, какими должны быть выборы, что такое честно и нечестно, знает про нарушения и подтасовки. Но как иначе обеспечить единороссовское большинство в заксобраниях, в губернаторском корпусе? И спикер не воспринимает критику оппозиционных коллег. Аппаратным работникам Госдумы тоже несладко в нынешнее время. Много непродуктивных новшеств, требований. Так что, новость о возможных кадровых переменах воспринимается позитивно.