И восхищение, и сожаление

Но вы ходите – упорно и достойно. Мы это видим и постоянно помним: бьется где-то на Дальнем Востоке новая Брестская крепость, бьется за нашу общую жизнь и постепенно мы напитываемся вашим духом.
С вами ничего поделать не могут. Первые попытки арестовывать активных протестующих ничего не дали. Ибо ваши протесты – это не дело одиночек. Невозможно ухватить за голову протест, если эта голова в каждом, кто вышел. А крутые меры лишь усилят движение. Поэтому власть просто ждет, ждет, когда вы выдохнитесь.
А еще власть ждет, когда вы создадите какой-нибудь координирующий комитет, чтобы собрать самых активных в одном месте, в одной голове, и взять эту голову… И ведь такое возможно как раз на фоне спада шествий, когда горячие головы загорятся желанием подогреть их именно созданием комитета. Именно поэтому мне уже доводилось возражать именитым политикам, что хабаровчанам категорически нельзя создавать комитет, координирующий шествия.
Но получается как бы тупик. Чем-то эти шествия рано или поздно должны закончиться, а закончиться результатом – это только встречными шагами властей, а власти именно поэтому никаких действий не предпринимают, чтобы шествия закончились ничем. Не сработал и призыв ко всеобщей региональной забастовке, ибо для забастовки нужен какой-никакой стачечный комитет, что так же легко купируется властями.
И вот тут неожиданно приходит на выручку пример башкиров. Они отстояли своими протестами красавицу Куштау, и, казалось бы, могут с победой расходиться по домам. Но нет. Логичным действием последовал народный сход. Он венчает протестное стояние на горе и закладывает невозможность не считаться с общественным мнением в будущем.
Хабаровчанам надо присмотреться к этому примеру. Опыт единомышленников надо перенимать. Народный сход – вот что нужно Хабаровску. Законный, прописанный в конституции народный сход. Его не смогут назвать нелегитимным, и если его сбор произойдет с соблюдением всех процедур, то его и не назовешь несанкционированным. А значит, любой комитет, который будет избран народным сходом, невозможно будет затолкать в автозаки, в отличие от любого комитета, который попытались бы создать участники хабаровских шествий. И более того, любые требования, принятые на народном сходе, не могут быть игнорированы властями, которые обязаны будут принять их к рассмотрению. А требования могут трансформироваться сюда как раз с шествий. Формально народный сход никак не связывается с шествиями, которые властями до сих пор называются несанкционированными, но по духу он будет их прямым следствием и продолжением.
Конечно, народному сходу нужен инициатор. И вот тут должны будут выйти на арену действующие политические партии. Им не надо терять время и темп на самоорганизацию. Они уже организованы. Им нужно только суметь договориться, иначе возможны разные параллельные сходы с диаметрально противоположными требованиями и разными комитетами, а у властей появится возможность выбирать, чей народный сход признать легитимным. И уж будьте уверены, признают самый удобный для себя.
В общем, так. Удачи вам, хабаровчане. На вас смотрит вся страна.

Другие материалы номера