Сегодня Виктора Ивановича Лихоносова, автора книг «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Люблю тебя светло», «Когда же мы встретимся?», «Наш маленький Париж», «Позднее послесловие» и др., по праву называют классиком. А потому неудивительно, что, отметив юбилей своего земляка, в Краснодаре задумались о проведении ежегодной научно-практической конференции, посвященной творчеству Лихоносова. Инициатором выступил факультет журналистики Кубанского университета. «Неужели нужно обязательно умереть, чтобы в твою честь устроили чтения?» – этим вопросом открыл первую Лихоносовскую конференцию, состоявшуюся 16 июня 2017 г., декан факультета Валерий Васильевич Касьянов.
Ректор университета Михаил Борисович Астапов рассказал, как долго пришлось убеждать Лихоносова в необходимости такого мероприятия и личного присутствия на нем. И вот наконец-то свершилось: положено начало Лихоносовским чтениям, зародилась новая традиция.
Конференция сразу же заинтересовала писателей и журналистов. На приглашение Кубанского университета принять участие в первых чтениях откликнулись: писатель, заместитель главного редактора журнала «Наш современник» Александр Казинцев; писатель, литературовед Юрий Лощиц; писатель, главный редактор журнала «Роман-газета» Юрий Козлов; писатель, главный редактор журнала «Молоко» Лидия Сычева; журналист, фотохудожник Наталья Батраева… Всего в конференции приняли очно-заочное участие девяносто два человека из разных городов России и мира.
С тех пор Лихоносовские чтения проходят в Краснодаре каждый год. Характерно, что в конференции могут принимать участие не только ученые, занимающиеся исследованием творчества Лихоносова. Студенты, писатели, журналисты, издатели делятся своим видением проблем развития языка, литературы, истории, журналистики.
В 2020 г. Лихоносовские чтения должны были состояться в начале июня. Но по всем известным и понятным причинам мероприятие пришлось отменить. И только в начале октября факультет журналистики смог приступить к организации столь важной и ответственной встречи. Более того, пришлось совместить IV Всероссийскую научно-практическую конференцию «Творчество В.И. Лихоносова и актуальные проблемы развития языка, литературы, журналистики, истории» и VII Всероссийскую научно-практическую конференцию «Наследие Ю.И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории». Селезневская конференция, названная именем уроженца Краснодара выдающегося критика и литературоведа Ю.И. Селезнева (1939–1984), была запланирована на 8 октября. 9 октября ожидалось открытие Лихоносовских чтений. Но опять же: политика по так называемому предотвращению коронавирусной инфекции, еще только ожидающая правовой оценки, вынудила объединить два довольно масштабных мероприятия, сократить число выступающих и время выступления участников. Обе конференции прошли в одной аудитории факультета журналистики Кубанского государственного университета 9 октября.
Организатором, да и вдохновителем встречи стал Юрий Михайлович Павлов – заведующий кафедрой публицистики и журналистского мастерства, доктор филологических наук, профессор, критик, публицист, главный редактор журнала «Родная Кубань». Именно он стоял у истоков Лихоносовских чтений, его стараниями ежегодно, на протяжении вот уже четырех лет приезжают в Краснодар гости из разных городов страны. В этом году на конференцию из Москвы приехали писатели Юрий Козлов, Лидия Сычева, Светлана Замлелова. Кроме московских гостей на встрече выступили доктор филологических наук, профессор кафедры публицистики и журналистского мастерства КубГУ Виктор Бараков; заместитель главного редактора журнала «Родная Кубань», кандидат филологических наук, доцент Армавирского государственного педагогического университета Николай Крижановский; доктор филологических наук, профессор кафедры публицистики и журналистского мастерства КубГУ Олег Мороз; ассистент кафедры публицистики и журналистского мастерства КубГУ Альбина Петрова; писатель, главный редактор газеты «Кубанский писатель», председатель Краснодарского отделения Союза писателей России Светлана Макарова-Гриценко; магистрант I курса факультета журналистики КубГУ Олег Шульга, студентка II курса факультета журналистики КубГУ Валерия Маношкина, студент II курса факультета журналистики КубГУ Дмитрий Веретельников, студентка II курса факультета журналистики КубГУ Ангелина Гетман.
Встреча началась с приветственного слова декана факультета журналистики, заведующего кафедрой истории России, доктора исторических наук, доктора социологических наук, профессора Валерия Васильевича Касьянова. Первой с докладом выступила Светлана Замлелова, рассказав о грядущей реформе русского языка и коснувшись деградации художественного языка современной отечественной прозы. Затем участники и гости конференции заслушали доклад писателя, главного редактора сетевого литературного журнала «Молоко» Лидии Сычевой, посвященный фамильности и феминизму в современной журналистике и литературе. Лидия Сычева, подтвердив свои утверждения видеорядом, отметила, что тема семьи неспроста претерпевает в современной словесности нападки и глумление. Писатель и главный редактор журнала «Роман-газета» Юрий Козлов выступил с докладом на тему «Будущее и настоящее страны в современной русской прозе (на примере публикаций последних лет в журнале “Роман-газета”)». Писатель подчеркнул, что если в советской литературе предлагались самые разные образы будущего, вплоть до совершенно фантастических, то сегодняшняя действительность как будто придавила фантазию писателей некой плитой, сквозь которую невозможно рассмотреть, что ждет человечество завтра. Ассистент кафедры публицистики и журналистского мастерства Альбина Петрова поделилась своим исследованием современной публицистики, дающей оценки культурной политики России.
И конечно, главным и почетным гостем конференции стал В.И. Лихоносов. «Каждый раз, когда я бываю у вас, – сказал Виктор Иванович, обращаясь в первую очередь к студентам, – я выступаю перед вами как перед журналистами – людьми пишущими или вот-вот начинающими писать. Я вам говорил, что пишу одинокими вечерами воспоминания: Сибирь-Матушка, Атамань, поездки… Написал 350 страниц. Я всё тянул-тянул – всё боюсь расстаться с этой жизнью. Страницы лежат и ждут меня. Между главами писал такие врезки. У меня ощущение, что я пишу сейчас для себя. …Буквально писать для себя и не чувствовать тот мир, который будет тебя читать, судить. Иногда, если касаешься общественных вопросов, уже знаешь, в каких кругах тебя будут судить».
А перед перерывом участников конференции ждал сюрприз: прямо в аудитории был показан фильм, а точнее – запись интервью от 1999 г., которое Виктор Иванович дал журналисту Анатолию Корчуганову в Сростках на Шукшинских чтениях, посвященных 70-летию Василия Макаровича Шукшина. Виктор Иванович рассказал, как пришел в литературу, как впервые его напечатал Твардовский и тем самым открыл в Лихоносове писателя не только читающей публике, но в первую очередь самому Лихоносову. Как затем судьба свела его с русскими эмигрантами – с Борисом Зайцевым, Георгием Адамовичем; и как они потянулись друг к другу – молодой советский писатель к ушедшей России, а стареющие, одинокие и оторванные от Родины эмигранты – к талантливому соотечественнику, простому, далекому, но в то же время близкому человеку. Когда речь зашла о книге самого Лихоносова «Наш маленький Париж», Виктор Иванович разъяснил, что это отнюдь не история кубанского казачества. «Я писал о том, – сказал он, – как проходит жизнь человеческая». Ведь когда в середине 1960-х казакам-белогвардейцам, прожившим значительную часть жизни за границей, разрешили вернуться в Россию, выяснилось, что они никому не нужны, никому не интересны. И соседи прямым текстом спрашивали: зачем приехали? И вот в это время молодой писатель Виктор Лихоносов стал говорить с ними о том, как жило казачество на рубеже веков. Так был собран большой архив, легший в основу романа о Екатеринодаре «Наш маленький Париж». Так через историю Лихоносов вошел в литературу.
На вопрос журналиста об авторстве «Тихого Дона» и о том, как относиться к обвинениям в адрес Шолохова, Виктор Иванович дал оригинальный ответ, который, пожалуй, должен был бы прекратить все дальнейшие дискуссии: если человек знает технологию литературного процесса, он видит, как писался роман, как сшивалась его живая ткань. И в этом случае обвинения и сомнения кажутся нелепыми.
Сегодня творчество самого Лихоносова активно исследуется, чему подтверждением стали выступления студентов и магистрантов университета. Олег Шульга провел сравнительный анализ творчества В.И. Лихоносова и И.Л. Солоневича. Ангелина Гетман исследует казачество по произведениям В.И. Лихоносова и Н.В. Гоголя. К большому сожалению, из-за ограничений по времени не удалось прослушать доклад заведующего кафедрой публицистики и журналистского мастерства Юрия Павлова о позиции героя и позиции автора в прозе В. Лихоносова и В. Астафьева.
Очень хочется верить, что нынешние ограничения, изрядно испортившие жизнь всей стране на всех уровнях, в будущем исчезнут. И чтения – что Лихоносовские, что Селезневские – вернутся в свой привычный формат, когда все желающие принять участие в конференциях имеют возможность высказаться и донести до коллег свою точку зрения на самые разные вопросы классической и современной культуры.