Но непосредственно она касается лишь самого президента и его ближайшего окружения, в крайнем случае – небольших по численности, хоть и влиятельных, как сейчас говорят, «элитных» групп. Большинство из нас ведь учились еще в советской школе, дававшей добротное образование, и поэтому мы знаем, что личность в истории, конечно, играет роль, но далеко не решающую. Если не изменится политико-экономический строй, приход в кресло президента человека с другой фамилией мало что изменит в принципиальном смысле.
А вот другой закон, также недавно принятый Думой, – №362-ФЗ от 9 ноября 2020 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» касается десятков миллионов работников бюджетной сферы. Но о нем скупо сообщили бумажные СМИ и практически молчит Телеграм…
Мы же считаем, что обратиться к нему нужно. Историю делают не выдающиеся личности в высоких кабинетах, а в конечном итоге – многомиллионные массы (даже если они молчат и позволяют политикам делать то, что те пожелали). Поэтому и нет ничего важнее, чем законы, касающиеся этих масс.
Напомню, что в 2008 году правительство РФ отменило Единую тарифную сетку, в соответствии с которой раньше получали зарплаты российские бюджетники, и ввело Новую систему оплаты труда (НСОТ). Квалификационный разряд в ней влияет лишь на «ядро» зарплаты – базовую, минимальную, часть. Основную сумму – стимуляционные выплаты – было поручено распределять руководителям предприятий и организаций (с разрешения региональных властей), официально – в соответствии со вкладом работников в трудовой процесс. Премьер и министры тогда пели соловьями, что теперь рядовой врач и учитель смогут легально получать 80 тысяч и выше, если будут хорошо работать. Реальность оказалась, конечно, иной. НСОТ спровоцировала раскол среди бюджетников. Возникла огромная дистанция между простыми работниками и руководителями бюджетных организаций и их окружением. Вдруг выяснилось, что «лучшими работниками» непременно оказываются главврачи и ректора вузов и что главврач может получать и по 100, и по 200 и по 300 тысяч при зарплате рядового врача или преподавателя в 20–25 тысяч за 1 ставку. Это я говорю не фигурально: в августе 2018 года были массовые увольнения врачей из Демидовской больницы Нижнего Тагила. Тогда о них писала пресса. Так вот, хирурги в этой больнице получали по 19 тысяч рублей за 1 ставку (и они стали увольняться, не в силах трудиться на 2–3 ставки). Зарплата главврача той же больницы, как выяснилось, равнялась 140 тысячам рублей в месяц! Официальная! В небольшом депрессивном городе, где живет 350 тысяч человек!
Прошло 2 года, и единороссовское большинство Госдумы наконец-то «заметило» проблему, приняло соответствующий закон. И это понятно: если в 2018 году возмущенные рядовые врачи увольнялись, и это никого из начальства не волновало, то теперь увольнения врачей посреди пандемии (ситуация-то с зарплатами не изменилась!) срывают планы по скорой победе над ковидом.
В чем же суть нового закона? Унифицируются выплаты надбавок. Так, за работу с секретными материалами устанавливается фиксированная надбавка. И это правильно – вы представить себе не можете, сколько добавляли себе за «секретку» провинциальные руководители-бюджетники, причем в тех областях, где никакой «секреткой» не пахло! Зарплаты бюджетникам теперь будут устанавливаться на федеральном уровне, чтобы региональные власти «не злоупотребляли». Но самое главное – оклад теперь установят в размере 70% от зарплаты. Этого давно требовали левые активисты и представители независимых профсоюзов – надбавки должны быть меньше оклада. То есть оклад должен составлять не минимум, а большую часть суммы, получаемой на руки. Тем самым работник будет в меньшей мере зависеть от каприза руководителя, зачастую распределяющего надбавки по своему вкусу (оклад он не может не платить, как бы ни относился к работнику).
Но отрезвляющий «холодный душ» ждет нас в конце. Вводить новые правила правительство будет поэтапно – с 2021 по 2025 год. Конкретные сроки перехода на новые правила каждой определенной отрасли правительство установит, когда пожелает. Кроме того, закон дает президенту право продлевать нахождение в должности ректоров вузов и глав научных учреждений сколько угодно (раньше было ограничение – не старше 70 лет и три срока подряд). Так что, как говорится, в будущем обещают улучшения, а пока – вы держитесь…