Откровеннее всех был замминистра просвещения Виктор Басюк. Он – за дистанционное обучение и не согласен, что дети на дистанте не получают необходимых знаний. Басюк, считает, что «переход на дистанционные технологии не ухудшит результаты экзаменов», что «дистанционная форма не снижает уровень знаний». Басюк готов даже разработать регулирующие законы. Они нужны, так как, по его признанию, дистанционное обучение останется в РФ и после пандемии. Слова Басюка возмутили присутствующих, они стали топать и хлопать в знак протеста. Басюк стал первым, кто не без доли цинизма честно сказал, что пандемия всего лишь повод для введения всеобщего дистанта, власть имущие давно хотели закрыть школы, но не знали, под каким соусом это сделать. Пандемия пришлась кстати. Это уже поняли родители, школа, патриотическая общественность, потому и поднялись на защиту прав своих детей на получение качественного доступного образования.
Басюк подтвердил худшие догадки. А его некоторые коллеги еще продолжают юлить, утешая легковерных тем, что дистанционное обучение будет отменено после пандемии. Только никто не знает, когда она закончится, – через год, два, через пять лет или никогда?
Поддерживают дистанционное обучение замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, замминистра цифрового развития Олег Качанов. Выступая, они ссылались на зарубежный опыт, но не были убедительны, так как повсеместного перехода на дистант в западных странах нет.
Позицию «двух стульев» занимают единороссы. Представительница их фракции, член комитета по образованию и науке Ольга Пилипенко высказалась на круглом столе как бы против дистанта, но уверенности в ее голосе не было. Она, как и ее партия, только внешне с народом, но никогда не пойдут против министров, правительства, против интересов олигархии, которой выгодно перевести школьное образование в РФ на дистанционное.
Плутовство «Единой России» вскрылось при утверждении повестки заседания Госдумы за день до круглого стола. Несмотря на заверения единороссов, что они якобы против дистанционки, законопроект на эту тему чудодейственным образом вошел в порядок работы пленарного заседания. Что, впрочем, не ускользнуло от внимания бдительных коммунистов Веры Ганзи и Валерия Рашкина. Они настояли на снятии законопроекта с рассмотрения. А Никонов, Неверов и Володин («ЕдРо») театрально ахали: кто ж это втихаря вписал в повестку нехороший законопроект? Коммунисты, однако, не исключают, что «неведомые» силы будут и дальше проталкивать законопроект о РЭШ – российской электронной школе.
Судя по многочисленным акциям протеста родителей против дистанционного обучения школьников, прокатившегося в Москве и в ряде субъектов РФ, народ не собирается безмолвно наблюдать, как детей будут превращать в неучей.
Раскусили граждане и классовую сущность дистанта. Первый опыт дистанционных уроков, полученный весной этого года, был трудным, но воспринимался как исключение в образовательном процессе из-за коронавируса. Самым тяжелым последствием первого дистанта стала огромная брешь в знаниях учащихся. Это отразилось на результатах ЕГЭ, а девятиклассникам вообще отменили ОГЭ. А В. Путин, комментируя ситуацию, заявил, что дистанционка никогда не даст того уровня знаний, который дает очное образование.
Видимо, по этой причине продолжали работать в обычном режиме частные платные школы, где учатся дети богачей. Эти школы не закрывались даже в самый пик пандемии, там дети получали знания непрерывно.
Но чиновники профильных министерств утверждают, что знания школьников не пострадали, дистанционное образование себя оправдало. Им никто не возразил, никто их не поправил. Да и кому нужно истинное положение вещей, если олигархат уже подсчитал, сколько можно срубить прибыли, если всех учащихся перевести на дистанционное обучение? Все будут сидеть дома, не надо будет строить и содержать школы. Какой пласт расходов сократится!
Родители вскоре осознали, что стоит за дистанционкой. Особенно после того, как осенью мэр Москвы С. Собянин объявил о создании МЭШ (Московская электронная школа) и повсеместном переводе общеобразовательных школ на дистанционное образование. С чего вдруг такая мера, удивлялись родители, педагоги, учащиеся? Карантин не объявлен, все офисы и конторы работают, реновация не останавливается, а со школами решили разделаться? Торопятся окончательно добить некогда лучшую в мире систему образования, а детей лишить знаний. Начался процесс взращивания тупых потребителей?
«Нам предлагают заменить коллективистское, социальное, гуманное и справедливое общество на дистанционных масконосцев, дебилов и халявщиков», – заявил ведущий круглого стола, руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов, резко характеризуя происходящее.
В своих работах «Глобализация и судьба человечества» и «Россия под прицелом глобализма» Геннадий Андреевич писал, что Россия не нужна в качестве конкурента ни американским глобалистам, ни их европейским прислужникам. Для ослабления нашей страны прицельный удар наносится по образованию, науке и здравоохранению. «И наносится беспощадно. Мы сейчас подошли к той черте, за которой возрождать будет уже нечего», – подчеркивал лидер КПРФ. Когда-то Г. Зюганов продемонстрировал на заседании Госдумы доклад «Россия. Образование в переходный период», подготовленный в ноябре 1994 года Всемирным банком на деньги, которые наше правительство взяло в качестве кредита. В докладе почти 100 страниц. Фактически это программа уничтожения нашего образования.
Г.А. Зюганов привел ряд положений из доклада:
«Первое требование – закрыть педагогические институты. В результате 40 пединститутов пустили под нож, и сейчас не хватает в стране до четверти преподавателей математики, русского языка и начальных классов. Второе требование – закрыть профтехучилища. В результате сейчас некому готовить токарей, слесарей и фрезеровщиков. Следующее требование – это минимальные стандарты гражданственности. То же самое хотел ввести Гитлер на оккупированных территориях. То есть, чтобы население умело читать, писать, считать до ста, знало правила дорожного движения и помнило, что столица рейха Берлин…».
Всё, что происходило далее в образовании России, отмечал Г. Зюганов, было реализацией плана Всемирного банка. Это введение подушевого финансирования школ, после чего закрылись почти все школы в сельской местности, и были подорваны основы нормальной жизни на селе. Потом появилась несвойственная нам экзаменационная система ЕГЭ, «пресловутая баба Яга».
«В классической системе образования было 17–19 базовых предметов. Но господин Фурсенко, будучи министром образования, следовал западным указкам и предложил оставить всего четыре предмета. Это физкультура, раб должен быть здоровым и крепким. Это иностранный язык, мы должны знать язык своих хозяев. Это история по учебникам Сороса. И, наконец, ОБЖ – ты сам должен сумкой отбиваться в подъезде от бандитов. Но где же русский язык, литература и обществоведение, которые формируют гражданина? Где математика, физика, химия и биология, на стыке которых родились все величайшие открытия за 200 лет? Тогда Фурсенко с этими предложениями погнали».
А сегодня – вводят дистант. Что это? «То есть, тебя сажают под домашний арест вместе с родителями, и всё превращается в муку. Не случайно, что 93 из 100 родителей восстали против дистанта. В итоге, на четыре пятых программа, изложенная в докладе Всемирного банка, реализована», – отметил Г. Зюганов.
Аудитория круглого стола с большим вниманием слушала выступление Председателя ЦК КПРФ. Многие не знали, что руководство капиталистической России действует по указке западных стратегов, льстиво называя их «партнерами». У людей открывались глаза.
Атмосфера доверительности и полного взаимопонимания воцарилась, когда Геннадий Андреевич рассказал, что в его семье 10 человек в трех поколениях работали в школе, преподавали все основные предметы. И сам он в семнадцать лет окончив школу с медалью, остался работать учителем.
«Наша партия гордится тем, – отметил далее Геннадий Андреевич, – что с первых дней советской власти она все сделала, чтобы страна была образованной. Ведь 75% жителей Российской империи перед тем, как пришла советская власть, не умели читать и писать. И вопрос образования был вопросом выживания нашей страны, ее нового общественного строя, положившего в основу труд, справедливость, дружбу и достоинство».
Зюганов рассказал, каких высот достиг Советский Союз, открыв дорогу к знаниям, к наукам всем советским гражданам. СССР был единственной в мире страной, где люди получали совершенно бесплатно образование и лечение. В эти два направления Советский Союз вкладывал большие средства. Даже в военном 43-м на образование было выделено 8% госбюджета, а после войны на образование шло 14% бюджета. А сейчас, начиная с 1994 года, на образование дается всего 3,4% а нужно как минимум 7%.
Итог печальный. За годы капитализма в РФ, по словам Геннадия Андреевича, ликвидировано всеобщее бесплатное и доступное образование. Росстат свидетельствует: в РФ было 68 тысяч учреждений дошкольного образования, осталось 35 тысяч; было почти 69 тысяч школ, осталось 40 тысяч; система профтехобразования уничтожена практически полностью. За шесть лет уничтожено 35% процентов вузов, 40 из них – педагогические. Количество военных училищ при министре Сердюкове сократилось почти наполовину.
Но и в этих жестких условиях так называемой рыночной экономики КПРФ пыталась повернуть государственную политику в пользу развития образовательной системы. Депутатами фракции КПРФ в Госдуме во главе с нобелевским лауреатом Ж.И. Алферовым разработан закон «Образование для всех». Правящий режим его не принял, сейчас действуют законы, одобренные западными кураторами. Отсюда – дистанционка, ЕГЭ, полуграмотные учебники, платность. Но коммунисты верят, что, объединив усилия с образовательным сообществом, со всеми гражданами страны, удастся преодолеть деструктивные силы.
Страстные, критические, полные надежд и призывов к борьбе, прозвучали выступления депутатов-коммунистов Д. Новикова, В. Рашкина, А. Куринного, Н. Коломейцева, С. Шаргунова.
А сколько же получает учитель в глубинке?
«Ставка – 9 тыс. рублей, а если трехкратную нагрузку взвалить, то можно и 25 тыс. заработать», – рассказал учитель сельской школы из Кировской области А.Д. Пожидаев. Но с какими трудностями сталкивается сельская школа с переводом школьников на дистант, в двух словах не опишешь. На селе, во-первых, проблемы с интернетом, поэтому приходится в некоторых районах учителям отправлять ученикам задания с попутной хлебовозкой, она же привозит ответы. С компьютерами – тоже проблема, они – далеко не у всех учеников, люди живут бедно, не до компьютеров. Невозможно обеспечить всех детей электронной техникой в многодетных семьях. Учитель Пожидаев делает вывод: «Сначала надо решить проблемы с бедностью, а уж потом думать о дистанционном обучении».
Лидер общественного движения «Родители Москвы» Илона Менькова, мама семиклассницы:
– Я представляю мнение тысяч московских родителей. Мы не просто говорим, мы кричим о той катастрофе, в которой оказалось наше образование.
После развала Советского Союза началась планомерная работа по уничтожению нашей системы образования. Ее сила заключалась в том, что государство было заинтересовано в результате образовательного процесса. Народу было предоставлено право на бесплатное всеобщее образование, широчайший выбор профессии. Учитель был уважаем, школа была помощником семье в воспитании детей.
Что же случилось сегодня? Почему родители и дети перестали доверять школе? Причина в экономической составляющей. Сегодня стране не нужно много хорошо образованных людей. Кому нужны тысячи математиков, конструкторов, инженеров, физиков? Куда девать высококвалифицированных инженеров, если страна не строит заводов? Кому нужны высокообразованные граждане, если страна находится в глубочайшей депрессии, нет роста экономики, нет развития. Вот тот корень зла, который привел нас к катастрофическим последствиям.
Почему возникло недоверие к системе образования?
Материалы, используемые в процессе обучения, с каждым годом становятся все более низкого качества. С самого первого класса мы видим, что многие задания составлены плохо, с ошибками, часто с нарушением законов элементарной логики. Учебные программы сложны для понимания не только детей, но для их родителей. Сегодня нельзя просто открыть учебник и с ходу помочь ребенку с выполнением домашнего задания.
Раньше родители не особо вдавались в процесс приготовления домашки детьми. Сегодня вы едва ли найдете ребенка, делающего домашку, за спиной которого не стоит мама или репетитор. С самого начала учебы дети вынуждены заниматься дополнительно с репетиторами, таковы программы – громоздкие для освоения. А родители сегодня настолько загружены вопросами элементарного выживания, кредитами и ипотеками, что требовать от них становиться еще и специалистами в области образования по меньшей мере странно.
Как можно доверять учебнику, если в нем куча ошибок? Особенно этим недостатком страдают материалы и задания из библиотеки МЭШ и других электронных ресурсов. Их качество не выдерживает никакой критики.
Потеряно доверие между учителями и родителями. Школа сегодня стала неприступной крепостью, попасть в которую можно, лишь проявив чудеса настойчивости. Охрана, рамки, камеры, пропуска. Предпринимаемые сегодня противоковидные меры вообще не поддаются никакой логике.
Внедрение ювенальных процедур, например, функция «Классный помощник», вообще делает из школы настоящий карательный орган, который может проехать по любой неугодной или неудобной системе семье. И мы уже неоднократно видели такие примеры. Сегодня родители попросту опасаются стать неудобными для классных руководителей, школьных психологов и руководства школы, боясь навлечь на себя месть в виде органов опеки на пороге своих квартир.
С введением дистанта школа вообще исключила родителей из процесса образования. Нас выбросили за порог школы. Никто не хочет слышать наши возражения по поводу вводимых ограничений, проводимых над нашими детьми экспериментов.
Сегодняшние ограничения ничего, кроме недоумения не вызывают. Чего стоит только то, что ученики 6–11-х классов государственных школ отправлены на дистант, а в частных школах дети учатся очно. Непонятно, почему дети с 1-й по 5-й класс в общеобразовательных школах учатся очно, но переведено на дистант обучение в музыкальных, художественных и спортивных школах, где занятия проводятся в индивидуальном порядке? Статистика по заболеваемости коронавирусной инфекцией, которую нам озвучивают, говорит лишь о том, что дистант не эпидемически обусловленная мера, а выверенный шаг по внедрению неэффективной формы обучения. Хорошее образование для элиты в платных школах, а для всех остальных – дистанционный суррогат.
Напрашивается неутешительный вывод: нововведения в школе, которые планомерно внедрялись в последние годы, привели к ее дискредитации в разных смыслах этого слова. Сейчас московским школьникам навязан дистант и МЭШ с колоссальным количеством ошибок, сбоев и недочетов. Ситуация с дистантом усугубляет разобщение родителей и школы в лице учителей и директора.
В рамках нашего движения «Родители Москвы» мы инициируем площадки для знакомства, объединения и слаженных действий. Мы призываем родителей создавать советы при школах, которые вырастут в мощную сеть – Совет Родителей Москвы. То же самое мы призываем делать родителей по всей РФ. Нельзя сегодня стоять в стороне и надеяться на то, что все образуется само собой.
Руководитель Общественного центра по защите традиционных семейных ценностей «Иван Чай», эксперт семейной политики Элина Жгутова обозначила деструктивные явления в образовании и семейной политике:
– К сожалению, дистанционное обучение стало питательной средой для так называемой ювенальной юстиции, или неправомерному вмешательству в семью.
Для разрешения противоречий, возникающих между директором школой и родителями – отказ от дистанционного обучения, термометрии, вакцинации, руководство образовательного учреждения привлекает органы опеки и комиссию по делам несовершеннолетних. Подобным образом их консультируют на электронных платформах, призванных помогать руководству школы в организационной работе, например «Система Образование», где прямо говорится, что если родителей не устраивает дистанционное обучение, нужно привлекать органы опеки.
От такой идеологии надо категорически отказываться. Органы опеки и КДН призваны заниматься неблагополучными семьями, в нашем же случае нет никаких признаков неблагополучия.
Еще одной угрозой безопасности и суверенитета семьи является автоматизированная система для классных руководителей «Классный помощник». Предполагается объединить все данные о семье из разных источников – учреждений здравоохранения, соцзащиты, МВД и других инстанций, что противоречит п.3 ст.5 152 ФЗ, где сказано: «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные…». Целью учебного процесса является получение знаний учениками, а сбор персональных данных противозаконен.
Опасностью для семейной политики, демографических целей, обозначенных в проекте «Демография», является также объединение в одном министерстве всех функций, связанных с российской семьей. Это приведет к деструктивным последствиям: создаст беспрецедентные возможности контроля за семьей со стороны государства и создаст условия для неправомерного вмешательства в семью.
Предлагаю:
- исключить давление на семью в виде участия органов и комиссии по делам несовершеннолетних в разрешении разногласий между родителями и руководством образовательного учреждения в части отказа родителей от вакцинации, термометрии, дистанционного обучения;
- исключить возможность проведения подобной идеологии через программы-консультанты для руководства ОУ, в частности интернет ресурса «Система Образование»;
- обязать прокуратуру провести проверку на легитимность применения системы «Классный помощник» как электронного приложения для классного руководителя в г.Москве. С нашей точки зрения, приложение нарушает ст.23,24 Конституции и 152 ФЗ. Потребовать от Департамента просвещения публичного обсуждения возможности применения подобных инструментов регламента межведомственного взаимодействия, так как затрагиваются интересы суверенитета каждой московской семьи;
- считать недопустимым объединение в одном министерстве всех функций, связанных с российской семьей.
Ученик 11-го класса школы №1363 Сергей Кипняк:
– Дорогие товарищи, друзья! Вот вы говорите, родители, родители, а что, учащиеся разве не могут свою позицию отстаивать? Если кто-то так думает, тот очень ошибается.
Расскажу, с чем я столкнулся на дистанте. Далеко не всегда удавалось вовремя зайти на первый урок, качество интернета не позволяет подключиться в нужное время. В апреле-мае 2020-го были проведены исследования. У 83,8% школьников отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня – астения и депрессия у 42,2%, астения, у 41,6% – синдром хронической усталости, головные боли у 26,8% детей, нарушение сна – у 55,8% детей, у 37,2% – внезапные страхи.
Технические проблемы. Бесконечные сбои и вылеты. Пранкеры, которые весной заходили на уроки, никуда не делись. Скажите, кто возьмет ответственность на себя за то, что на уроке на экран посторонние выводят порнографический и иной контент? Наказание за это есть, но как это отменит тот факт, что младшие классы всё видели? Никак. Потом, интернет у всех разный, за него платить надо. Кто заплатит за тех, у кого он недостаточно скоростной? Государство кому-то выдает гаджеты, компьютеры, но ведь не всем. По Конституции РФ мы имеем право на бесплатное образование. Но там не сказано о том, что я должен иметь для этого компьютер или гаджет.
Наше здоровье. Мы говорим об опасности вируса для здоровья, но об опасности дистанта не говорит никто. Ребята сидят за компьютером с утра до ночи, сначала на уроках, потом – домашнее задание выполняют. Глаза не только устают, но и всякие болезни развиваются. И тут вопрос: что вреднее и опаснее – коронавирус или дистант?
Отсутствие общения и социализации. Нас не приучают учиться, работать и жить в коллективе. В школе у нас была воспитательная работа, дети имели право на творческую самореализацию, концерты, укрепление патриотизма и так далее. А как быть детям, которые без коллектива просто не могут? Не могут без общения, взаимодействия. Здесь неминуемо развитие разных психических явлений негативного характера. 2 самоубийства было уже на почве дистанционки, это ли не вопиющее явление, которое прямо говорит остановить это? Как дети, не приученные к коллективной работе, будут впоследствии работать? Кем? Каковы будут их результаты? Все это открытые вопросы.
Эффективность очного и дистанционного обучения. Эффективность дистанта крайне низкая, и приговор этому – ВПР 2020. Чудовищные результаты! Вчерашние отличники и хорошисты стали двоечниками. Если так и дальше пойдет, то итоги ОГЭ/ЕГЭ 2021 будут очень «интересными». Почему отменили в этом году ОГЭ? Потому что были бы одни двойки. На дистанте можно мгновенно и отличниками, мгновенно. Ведь списать можно все что угодно. Все работы, самостоятельные, контрольные, просто бессмысленны, так как они будут списаны. Какой смысл в таком обучении? Никакого.
Есть предметы, которые нельзя объяснять дистанционно. Например, история. Там у детей постоянно возникают вопросы, так как логически связи формируются. Химия, физика, биология как проводить практические занятия? У детей что, дома оборудование должно быть? Я в этом очень сомневаюсь, что оно есть. Поверьте, ничто и никогда не заменит живого, очного контакта учителя и ученика. Но мы почему-то на дистанте уже с октября.
Формирование неравенства на экзаменах. У нас есть регионы, где обучение очное. Мне нравится, как сделали в Подмосковье. Там родители сами вправе решать, учиться детям в школе или дома. Почему бы в Москве это не попробовать? Зачем всех в принудительном порядке переводить на дистант? У нас прописано 4 формы обучения в законодательстве. Очная, семейная , очно-заочная, заочная. Мы разве не имеем права сами выбрать форму? Я хочу учиться очно. Почему же я не могу реализовать свое желание, если оно закреплено в Конституции РФ? Просто кто-то с сентября в школу ходит, а кто-то с октября учится дистанционно. Это несправедливо. Ведь те, кто учился очно, они и готовы будут куда лучше.
Наши учителя, директора-герои. Они делают все для того, чтобы процесс не остановился.
Дистанционное образование, к сожалению, показало свою полную неэффективность. Говорю вам как непосредственный участник процесса, и точно знаю, что со мной очень многие согласны. Прошу пустить нас в школу, мы хотим учиться!
На круглом столе были приняты рекомендации и решения продолжать совместную борьбу с разрушением образования, не ослаблять активность совместных действий, пока не будут услышаны все требования российского общества по восстановлению обучения в школах, в школах искусств, в развивающих кружках, на факультативах.
Участники выразили желание провести встречи с чиновниками, руководящими в Москве образовательной сферой. Г.А.Зюганов пообещал организовать прямое общение активистов общественных движений «Родители Москвы», «Надежда России», защитников семьи и традиционных ценностей.