Погружение в легенду

86 лет спустя

Чукотское море. Экспедиция морской инженерной компании «Фертоинг» с борта буксира-спасателя «Лазурит» с помощью эхолота на глубине около 50 метров обнаруживает корпус парохода «Челюскин»… Судно затонуло в 1934 году, и с тех пор его комплексно не обследовали. В этот раз поисковики значительно продвинулись в исследованиях легендарного парохода, чья история в свое время взбудоражила весь мир. Для исследователей это некая дань памяти подвигу тех, кто пробивал Северный морской путь для страны.
В качестве рабочих рук в экспедиции участвовали водолазы из «Разведывательно-водолазной команды» Константина Богданова. На их счету обследование десятков кораблей и подводных лодок, в том числе линейный корабль «Лефорт», а также масштабный проект «Поклон кораблям Великой Победы». В этот раз аквалангистам предстояло исследовать пароход на глубине.
– Нырнуть к легенде – что может быть заманчивее для подводного исследователя? – говорит Константин Богданов. – Про поход «Челюскина» известно практически все: кто плыл, чем занимался, как судно ушло ко дну. Вот только историю эту стали забывать. Я столкнулся с тем, что поколение 40-летних не знают имен Отто Шмидта и Владимира Воронина. Экспедиция, в которой мы участвовали, – повод напомнить, на что были способны наши деды.
Ради этого момента проделана колоссальная подготовительная работа. Одна заброска снаряжения туда чего стоит! Корабль с частью оборудования, с барокамерой, с запасами газов шел из Владивостока, а это 3 тысячи миль. Команда водолазов, историки и журналисты летели до Анадыря, потом два дня ждали корабль. После этого вместе со снаряжением вертолетом еще три часа летели до поселка Ванкарем.
Этот населенный пункт является не только самой удобной точкой начала экспедиции, но и самой знаковой: сюда доставили челюскинцев после эвакуации с льдины, а местные жители оказывали им помощь. Здесь стоит школа, которую буквально через год после катастрофы на свои деньги построили Отто Шмидт и челюскинцы. Об этом напоминает мемориальная доска на здании. Правда, сейчас здесь наполовину школа, а наполовину детский сад. Историю «Челюскина» в этом поселке помнит каждый. 
Логистика экспедиции – очень сложная, словно на другую планету добираешься, но, по признанию участников, все прошло гладко. И все-таки маленькая неприятность, которая поставила под угрозу все мероприятие, произошла…
– В Анадырь наша команда прилетела в составе четырех человек, – рассказывает Константин Богданов. – И тут выясняется, что один наш товарищ заболел. К счастью, не самым популярным сегодня вирусом, а обычной простудой. Небольшая температура, насморк, отрицательный тест. В итоге руководитель экспедиции отправил водолаза домой. Так из запланированных двух пар под погружение осталась одна тройка. Если раньше могли погружаться по очереди, теперь у нас только тройка: в новых незнакомых условиях с плохой видимостью отпускать кого-то одного неправильно.
Наконец-то погода благоволит, солнечно и без осадков, только достаточно сильный ветер. Но у дна все может быть иначе, местные воды непредсказуемы, предупреждают специалисты, уже нырявшие в арктических морях. Сумеют ли участники экспедиции увидеть пароход «Челюскин»?

Навстречу подвигу

«Челюскин» отправился в рейс по Северному морскому пути в августе 1933 года. От Мурманска до Владивостока он должен был проскочить за одну навигацию и доказать всему миру, что Арктика – наша. Экспедицию возглавил географ, руководитель Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт.
И здесь начинается первая загадка: как так получилось, что «Челюскин» направили в Арктику? Судно, изготовленное в Дании, предназначалось для ленских экспедиций и называлось «Лена». Это обычный пароход немного усиленной конструкции. Не бумажный, конечно, но к такому подвигу он был не готов. Знаменитый полярник Владимир Визе написал тогда: «Набор корпуса недостаточно крепок, шпангоуты редкие и слабые, ширина парохода большая».
Потомственный моряк, помор Владимир Воронин долго отказывался принять командование, поскольку «Челюскин» «совсем не подходил по своей крепости, а также по своим морским качествам, для самостоятельного ледового плавания». И все же Отто Юльевич уговорил Воронина: в Мурманске обещали найти капитана, который бы повел «Челюскин» к славе, но смельчаков не нашлось. Все предприятие стояло под угрозой срыва. Чтобы спасти честь своего товарища, Воронин согласился.
В поход отправились 112 человек. Помимо команды, это ученые, журналисты, кинооператоры, художник Федор Решетников и поэт-конструктивист Илья Сельвинский. В успехе предстоящей экспедиции не сомневались настолько, что геодезист Васильев, к примеру, отправился в плавание с беременной женой. В экспедицию через льды отважились пойти несколько женщин и детей – семьи зимовщиков, которые должны были сменить команду на острове Врангеля, куда уже четыре года не могло пробиться ни одно судно. Запланированный успех обеспечивала проводка «Челюскина» ледоколом «Красин» в Карском море и ледоколом «Литке» в восточном секторе Арктики. Ледовую разведку обеспечивал гидроплан летчика Михаила Бабушкина. 15 августа, при первой серьезной встрече с тяжелыми льдами, судно получило повреждения. Капитан вызвал на помощь ледокол «Красин», тот пробил ему дорогу, и экспедиция продолжалась. Без приключений «Челюскин» добрался до Чукотского моря, и здесь его зажали многолетние льды. Подойти к острову Врангеля «Челюскин» не смог. С середины октября до начала ноября судно дрейфовало в сторону Берингова пролива и 4 ноября достигло его. Фактически Северный морской путь был пройден. Лед стал заметно тоньше, и до чистой воды «Челюскину» оставалось всего несколько километров. Рядом находился ледокол «Литке», капитан которого предложил пробить для «Челюскина» проход к чистой воде.
Полагая, что «Челюскин» окажется на свободе самостоятельно в течение нескольких часов, он отверг помощь «Литке». Ледокол отправился выполнять свои задачи, а уже вечером 4 ноября «Челюскин» стало сносить от чистой воды в глубину ледовых полей.
Время было упущено: между кораблями теперь находились поля многолетнего льда. Преодолеть их не мог даже ледокол. Стало ясно, что экипаж «Челюскина» ждет зимовка, но ладно бы только это… Пароход не мог противостоять напору торосов, и момент, когда его раздавит, неминуемо приближался. Руководство экспедиции это понимало и разместило все важные грузы на палубе.
13 февраля 1934 года наступила развязка. Мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Экипаж был готов к такому исходу, за короткое время на лед спустили людей и груз. Во время аварии завхоз Борис Могилевич упал в воду, а затем на него упало бревно. На льду оказалось 104 человека, в том числе женщины и двое маленьких детей (часть пассажиров покинули судно еще у острова Колючин). В 15.50 судно затонуло. 
Исследователям «Челюскина» искать место затопления судна не пришлось: его координаты – 68°18′05″с.ш. и 172°49′40″ з.д. – хорошо знала вся страна.
Кто искал пароход «Челюскин»?
Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) – военная государственная организация, занимавшаяся подъемом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами, предложила Шмидту поднять затонувший «Челюскин». Шмидт отказался, мотивируя тем, что это невыгодно.
В 1974 году координаты затонувшего «Челюскина» заново определили участники гидрографического судна «Малыгин». В 1979 году к месту гибели «Челюскина» отправились два корабля – «Максимов» и «Маяк». Аквалангисты из Магадана и Мурманска в крайне сложных условиях достигли затонувшего корабля. На поверхность они подняли несколько металлических предметов – спинку кровати, фрагмент леерного ограждения палубы и несколько болтов и гаек. Их не передавали в музей, не подвергали экспертизе, они хранились в ныне разрушенном помещении Магаданского подводного клуба, а потом просто исчезли. Были ли они действительно с «Челюскина» – неизвестно.  
В 2004 году состоялась экспедиция «Челюскин-70» на НИС «Академик Михаил Лаврентьев». Они обследовали все известные точки координат, где ранее велись поиски. «Челюскин» не обнаружили. Но в 2006 году на СРТМ «Рогачево» та же команда вновь отправилась в Чукотское море. Водолазы совершили несколько погружений, используя в числе прочего подводный сонар, бьющий в обе стороны на 400–500 метров. На поверхность подняли леерную стойку с корабля. Экспертиза подтвердила: это металл с «Челюскина». 

Постоять на мостике «Челюскина»

И вот спустя 86 лет водолазы погружаются на дно Чукотского моря, к легендарному «Челюскину». Константин Богданов первый спустился в ледяную воду. Признается, что такого волнения не испытывал уже давно.  
– Первые 20 метров казалось, что нам повезло: поверхность прозрачная, бирюзовая вода, через которую пробивается яркое солнце. Но ниже началась плотная коричневая полоса и ночь. Видимость на объекте – порядка полуметра, дальше все мутится. Из-за того, что в воде очень много взвеси, весь наш свет, который мы брали с собой, был малоэффективен: он дает отражение – и ты ничего не видишь. Словно одновременно побывал и на Черном море, где абсолютная ясность воды, и на Балтике, помноженной на озера или реки периода дождей, – рассказывает участник экспедиции.
Корпус «Челюскина» глубоко зарыт в грунт, оброс ракушками и актиниями. Но водолазы смогли определить, что находятся, скорее всего, на палубе верхнего открытого мостика. На нем когда-то всматривался во льды капитан Владимир Воронин. Водолазы смогли получить первые достоверные кадры с «Челюскина».
Сильным подспорьем стала 3D-модель затонувшего судна, созданная специалистами компании «Фертоинг» на основе акустической съемки, которая не только позволила сориентироваться на борту, но и давала представления о примерных разрушениях корпуса. На модели, сделанной командой Артема Мельникова (директор компании «Фертоинг»), хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для водолазов.
– Ты можешь показать 200 фотографий, можешь снять фильм. То, что видит камера, видит зритель. А 3D-модель, на которую наложено это изображение, дает представление в целом об объекте. Как он лежит, какие у него повреждения, на левый или на правый борт крен, в каком он состоянии. А видео и фотографии уже дополняют. И этот формат – тот язык, на котором нужно разговаривать сегодняшним исследователям с будущими исследователями, – поясняет Константин Богданов.
В сентябре 2020 года к месту гибели «Челюскина» пришел ледокол «Илья Муромец», на борту которого находилась комплексная экспедиция Русского географического общества и Северного флота. По иронии судьбы, судно исследовали в 87-ю годовщину, когда его зажало льдами.
– В отличие от «Челюскина», мы шли по чистой воде без единой льдины, причем на всем Северном морском пути, – рассказывает участник экспедиции кандидат исторических наук Павел Филин. – Гидрографы составили план поиска с помощью стационарного сонара на нашем ледоколе. При сильной качке и ветре капитан скорректировал план. Вскоре увидели «Челюскин»: система трехмерной анимации отчетливо изобразила судно, сразу показав его длину – около 100 метров. Судя по изображению, оно без серьезных повреждений. Непонятно только, в каком состоянии мачты, система наблюдения не смогла их распознать в деталях.
С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трехмерную акустическую съемку парохода «Челюскин». Затем удалось произвести видеосъемку с помощью необитаемого подводного аппарата «Марлин-350». Удалось увидеть немало интересных деталей.
– Хорошо сохранился вертикальный борт с характерными вырезами и изгибами. Название «Челюскин» не сохранилось. Рассмотрели другие интересные детали. Например, прямоугольные вырезы, возможно, иллюминаторы. Разглядели упавшую мачту или другую часть корабля, лежащую поперек него и выходящую за пределы борта. Сомнений, что это «Челюскин», нет. Трехмерная картинка показала все особенные детали. И изображения с «Марлина» также показывают характерные формы корпуса, – перечисляет Филин.
В качестве «трофея» с «Челюскина» экспедиция привезла более-менее качественные съемки парохода.

Конец эпопеи

5 марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял с льдины десять женщин и двоих детей. После этого самолет вышел из строя. В следующий раз самолет прибыл только 7 апреля. За неделю в дровяных ящиках, закрепленных под крыльями самолетов, летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнев и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Во время последнего рейса, 13 апреля 1934 года, летчик Молоков вывез с льдины собак.
Спасение челюскинцев стало легендой, породило новый советский героический эпос, сделало любимцами всего мира спасавших людей с льдины летчиков. Отто Шмидт, с его развевающейся на полярном ветру бородой, стал чем-то вроде живого памятника. Новорожденные младенцы в тот год в некоторых семьях получили имена: Карина – в честь Карского моря и Оюшминальд – «Отто Юльевич Шмидт на льдине».
Казалось бы, зачем современникам потребовалось исследовать «Челюскин» и напоминать о делах давно минувших дней?
– Каждая новая экспедиция, каждая команда, которая туда приходит, вносит свой, новый вклад, новую информацию, – полагает Константин Богданов. – Сейчас всю информацию можно нанизать на 3D-модель и уже отталкиваться от имеющегося силуэта судна. В любом случае, объект интересный, это действительно легенда. Мне кажется, либо он ждет какой-то большой комплексной экспедиции, в которой мы будем рады принять участие, либо все эти знания, все исследования, фрагменты информации нужно собрать в одну копилку. Поскольку это Северный морской путь, поскольку это географические исследования, где-то в библиотеке РГО можно было бы все это собирать и показывать.
Эксперты говорят, что судно интересно как туристический объект. Многие захотят увидеть место столь бурных событий и сам пароход. Ну а кроме того, в постоянной битве за Арктику надо напомнить, кто сделал этот регион нашим и какой ценой он нам достался.

Другие материалы номера