Поскольку, по данным социологов, 90% россиян категорически против пенсионного грабежа, исход подобного референдума совершенно очевиден. При таком единодушии фальсифицировать его результаты невозможно. А потому власти делают всё возможное, чтобы всенародное голосование не состоялось. Сначала ставка была сделана на затягивание, отказ в регистрации вопросов и инициативных групп. Однако затем был выбран еще более иезуитский способ не допустить референдума. Процедура объявления референдума крайне сложная: необходимо зарегистрировать не менее 42 региональных подгрупп, которые после должны собрать 2 млн подписей. Причем в каждом регионе регистрируется только одна подгруппа.
По какому-то сигналу вдруг объявилось много желающих групп провести референдум. И их стали регистрировать, вытесняя инициаторов – КПРФ. К настоящему времени КПРФ зарегистрировала только две подгруппы: в Алтайском крае и Иркутской области. Между тем спойлеры зарегистрированы уже в 26 регионах.
В Свердловской области КПРФ создала инициативную подгруппу 13 августа. На следующий день глава облизбиркома Валерий Чайников заявил, что накануне зарегистрирована другая подгруппа – «жителей Московской области». Избирком Приморского края зарегистрировал подгруппу вологодской инициативной группы, избирком Коми – подгруппу нижегородской группы. В Чувашии – подгруппу во главе с исполнительным директором Совета муниципальных образований Чувашии Станиславом Николаевым – ее участниками стали работники бюджетной сферы. Избирком Омской области зарегистрировал 16 августа подгруппу, которую возглавил руководитель местного отделения Союза садоводов России, член «Единой России» Виктор Бобырь. В Нижнем Новгороде и Татарстане зарегистрированы инициативные подгруппы директора нижегородского Музея трезвости Алексея Якимова.
Подобная ситуация сложилась в Петербурге, Новосибирске, Севастополе, Краснодарском крае, Владимирской, Калининградской, Пензенской и Тульской областях.
Очевидно, что группы-спойлеры не будут ни объединяться, ни собирать подписи за проведение референдума. А значит, он не будет назначен, причем власти заявят, что дело не в запретах, а в том, что граждане-де инициативу не поддержали…
Вчера редакция получила вот такое письмо от читателя из Новосибирска.
Сталинская фраза о том, что на фоне успехов социализма в стране усиливается сопротивление реакционных классов, в наши дни получила неожиданное отражение. Год от года вопреки надеждам либералов на снижение популярности левых идей все социологические службы регистрируют рост просоветских настроений, государственное телевидение для поддержания интереса зрителей вынуждено показывать советские фильмы, а выдвижение Компартией на пост президента директора Совхоза имени Ленина вызвало настоящий бум и неожиданную консолидацию вокруг КПРФ огромной непартийной массы. И вот на этом фоне вместо того, чтобы оставлять одну позицию за другой, либеральный режим многократно усиливает пресс. А ведь именно на корректировку курса правительства и президента надеялись левые силы после президентских выборов. Никто не строил иллюзий насчет победы левого кандидата, но была надежда, что программа левопатриотических сил «20 шагов» в условиях ее массовой народной поддержки будет учтена в Кремле при выборе нового пути. Этого не только не произошло, но страну стали толкать в обратном направлении с еще большим усердием. Вот так воочию на своей реальности мы убедились в правоте слов руководителя СССР, сказанных в другое время и в другой обстановке.
Тактика мягкого выдавливания антинародных паразитов из пор общества дает сбои даже, казалось бы, в заведомо выигрышных ситуациях. Так массовые протесты против повышения пенсионного возраста привели к брожению в правящей партии и попятным шагам президента, и на этом фоне, казалось, уже ничто не может остановить проведение референдума по реформе. Однако в ответ режим усилил антинародный пресс, в борьбе против плебисцита он изобрел новые методы: появились и «инициаторы»-спойлеры, и схожие формулировки. Надо ждать еще более изощренных новшеств.
Мы сели играть с режимом по его правилам, но переиграть в такой игре невозможно. Тактика мягкого давления против лома не срабатывает. Однако в итоге власти вынудят-таки оппозицию подумать о своих правилах игры – новых легитимных формах, на которые режим повлиять будет не в силах. Одну из таких форм хочется выдвинуть на обсуждение. Ее неожиданно подсказали сами правящие круги. Правда, выдумали они ее не сами – это так называемый праймериз так называемой партии «Единая Россия», слизанный с западной кальки. Праймериз был проведен в форме «народного» голосования с формированием самых настоящих избирательных участков с самыми настоящими избирательными комиссиями. К законности такого голосования остался ряд вопросов, но тем не менее оно дало подсказку. Точно так же левые могут провести народный референдум (раз уж не дают провести государственный) – с образованием самых настоящих (народных) избирательных комиссий (комиссий референдума), открытием самых настоящих участков для (народного) голосования, с урнами, тайной волеизъявления, наблюдателями, в том числе и международными. Комиссии и наблюдатели могут формироваться из числа представителей тех сил, кто сегодня подписал соглашение о взаимодействии в противодействии пенсионной реформе. Участки для проведения альтернативного референдума можно организовать где угодно, и, согласитесь, самый чувствительный укол для режима – если голосование будет проводиться в помещениях обкомов и райкомов (где они есть) КПРФ. Таким образом партия привлечет людей «на свою территорию», вживую покажет свою работу, поднимет интерес к себе.
Конечно, возникнут сомнения в результатах и смысле такого народного волеизъявления – ведь ни законами, ни Конституцией оно не предусмотрено, а, значит, его итоги не будут считаться обязательными к исполнению. Однако будет важен психологический эффект, и можно быть уверенным, что он окажется очень высоким. Люди, подержавшие в руках типографски отпечатанные бюллетени, поставившие в них галочки и сбросившие их в урны, ощутят свое участие в выражении воли правительству на чисто тактильном уровне – вживую «пощупают» его. Они будут пристальнее следить за ответной реакцией руководства страны, и в случае игнорирования своего волеизъявления поступят соответствующим образом на всех последующих выборах. Таким народным референдумом можно охватить большие массы людей – тех, кто по разным причинам не ходит на митинги, можно заглянуть в самые отдаленные уголки российской глубинки, где никакие митинги и другие акции протеста вообще не проводятся, и тем самым усилить давление на режим во много и много раз.
В дальнейшем таким образом можно будет проводить народные референдумы и по другим острым вопросам – в частности, по тем, что ранее уже получали отказы от властей.
г. Новосибирск