УЧИТЕСЬ — И ЖИВИТЕ ДОЛГО!

Поздравляя в День знаний старшеклассников и студентов, мы вновь вспоминали известную оду Михайло Ломоносова: 

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных 
    Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

И прибавляли: не каждому дано стать Платоном или Ньютоном, но каждый может и должен стать настоящим профессионалом, настоящим гражданином своей страны и настоящим человеком. 
Накануне нового учебного года министр просвещения Ольга Васильева заявила национальный проект «Образование», в состав которого входят девять федеральных проектов.
1. «Современная школа».
2. «Успех каждого ребенка». 
3. «Современные родители». 
4. «Цифровая образовательная среда».
5. «Учитель будущего». 
6. «Молодые профессионалы». 
7. «Новые возможности для каждого».

8. «Социальная активность».
9. «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования». 

Скажу прямо: к девяти федеральным проектам у меня вопросов нет. Считаю все их полезными для отечественного образования. Однако убежден: в нацпроекте как минимум нескольких федеральных проектов не хватает. И это поставит под сомнение его реализацию в целом. Назову для примера три таких федеральных проекта.
1. «Здоровье школьников». 
2. «Дебюрократизация образования».
3. «Учитель в настоящем».

1. Приведу некоторые данные о состоянии здоровья детей. По данным министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, за последние 10 лет здоровье школьников значительно улучшилось. 
По данным диспансеризации, 85% всех детей от 0 до 18 лет – практически здоровые дети или дети, имеющие обратимые функциональные изменения. Число тяжелых «хроников» среди детей – всего 4,5%. 
По оценкам доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, который занимается проблемами детского здоровья несколько десятилетий, практически здоровые школьники составляют около 3–5%. 
По заявлению В.Р. Кучмы, директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, лишь 4% детей приходят в школу здоровыми, а более половины уже имеют хронические заболевания. Абсолютно здоровых детей в школах нет уже ко 2-му – 3-му классу, а в целом 60% школьников страдают неврозами, болезнями желудка и проблемами с позвоночником. 
Приведу некоторые данные о состоянии психического здоровья детей.
Из доклада вице-президента РАО, академика Д.И. Фельдштейна за 2012 год:
* 48,2% детей уже в дошкольном возрасте имеют пограничные проявления клинических форм психических нарушений; 
* к моменту поступления в 1-й класс доля психически здоровых детей составляет всего 39%;
* более 30% детей до шести лет демонстрируют агрессивный тип поведения, который является для них нормой. 
По данным главного психиатра России З.И. Кекелидзе (2015 год):
* 60% дошкольников страдают психическими аномалиями; 
* аналогичный показатель среди школьников – 70–80%;
* у 30% школьников наблюдается дезадаптация в социуме.
Если ничего не делать и обманывать себя ложной статистикой, ситуация будет только ухудшаться. 

2. Второй федеральный проект, абсолютно необходимый для улучшения ситуации и, кстати, не требующий денег, – дебюрократизация образования.
По данным комитета Государственной думы VI созыва по образованию, в среднем каждое учебное заведение в России ежегодно заполняет около 300 отчетов по 11 700 показателям.
Деятельность вузов в Москве контролируется 18 государственными органами, не считая Рособрнадзора.
Примерно 80% контрольных процедур не связано с деятельностью органов управления образованием.
Согласно сравнительным международным исследованиям Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), российский учитель является мировым рекордсменом по количеству времени, которое затрачивается на отчеты, документацию и иные бюрократические процедуры, – более 4 часов в неделю.
Приведу ключевые рекомендации комитета Госдумы VI созыва по образованию:
* запретить управленческим структурам всех уровней запрашивать информацию у образовательных организаций, которая, согласно законодательству, должна размещаться на их сайтах;
lпроводить не более одной проверки образовательных организаций – накануне нового учебного года.
Эти рекомендации мы включили в проект закона «Об образовании для всех», но закон отклонен Думой, а рекомендации до сих пор не реализованы. 

3. Третий федеральный проект, несомненно, должен быть посвящен статусу педагога. Очень хорошо, что среди девяти главных направлений, обозначенных Ольгой Васильевой, есть «учитель будущего». Однако, чтобы «пожить в эту пору прекрасную», еще более важным был бы другой проект – «учитель в настоящем». Пока же мы имеем следующую картину.
По данным опроса 1300 учителей экспертами Общероссийского народного фронта, дефицит педагогических кадров в России составляет: 
* учителя математики – 44% (по мнению опрошенных); 
* учителя иностранного языка – 39%;
* учителя русского языка и литературы – 30%;
* учителя начальных классов – 26%.
Вы спросите: как же школа работает? 
Ответ дают данные того же Общероссийского народного фронта и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. 
Согласно данным ОНФ, средняя нагрузка российского учителя еще в 2016 году составила 28 уроков в неделю, т.е. превысила полторы ставки. С учетом подготовки к урокам, проверки письменных работ, заполнения документации и воспитательной работы с детьми это далеко за 60 часов в неделю. 
Согласно же данным РАНХиГС, в 2018 году по сравнению с 2017-м число педагогов, работающих на две ставки (36 уроков в неделю), увеличилось с 7 до 13%.
В образовательном сообществе уже давно популярна следующая шутка: работаем на полторы ставки, поскольку на одну есть нечего, а на две есть некогда. В этом году 13% учителей есть уже некогда! А ведь страна им доверяет самое дорогое – детей!
Если же говорить серьезно, эти данные означают, что каждый восьмой учитель в стране либо не живет нормальной жизнью, либо не дает детям того, что должен был бы дать. Напомню еще раз: настоящее образование, в отличие от дрессировки, происходит там, где учитель делится с учеником не только знаниями, но и частью своей личности. Безумные нагрузки – это преждевременное эмоциональное выгорание и умерщвление человеческих отношений в образовании. 
Но это еще не все. Мы имеем колоссальное неравенство в оплате педагогического труда.
По данным специального исследования, средняя зарплата учителя в Ямало-Ненецком автономном округе составляет более 96 тыс. рублей, а в Алтайском крае – лишь около 20 тыс. рублей, т.е. отличается почти в пять раз! Какая уж тут равная оплата за равный труд! Самое печальное, что даже при этих диких нагрузках, по данным ОНФ за 2016 год, в 75 регионах из 85 Указ Президента РФ №597 от 7 мая 2012 года в части оплаты учительского труда не исполнен. Не думаю, что сейчас ситуация улучшилась, несмотря на торжественные отчеты правительства. 
Мы направили на заключение правительства очередную версию законопроекта о повышении статуса педагогического работника, предложенную Конфедерацией труда России и Межрегиональным профсоюзом работников образования «Учитель». Ее смысл: в рамках норм Указа №597 базовая ставка педагога не должна быть ниже двух размеров минимальной оплаты труда в регионе. Надеюсь, в такой версии этот закон будет поддержан Государственной думой. Иначе многие учителя «до светлого будущего» не доживут – просто уйдут из школы, а наши дети и внуки не получат нормального образования. 

А теперь о пенсионном возрасте. 2 сентября по стране прокатилась очередная Всероссийская акция протеста с участием различных оппозиционных партий и гражданских движений. Акции проводились во всех городах страны, и в них приняли участие десятки тысяч человек. В целом за лето количество митингов – более 700, число участников – более 500 тыс. человек. 
Согласно опросу Левада-центра, в акциях готовы принять участие 53% граждан – насколько можно понять, самый высокий результат за последние годы. Если хотя бы каждый пятый из них придет на акцию 22 сентября, в Москве протестующих окажется миллион!
Разумеется, после выступления президента закон о повышении пенсионного возраста станет лучше. Но хорошим он не станет никогда. 
Летом меня пригласили на одну популярную радиостанцию с темой о пенсионном возрасте, но с условием: не употреблять слово «реформа». Я честно обещал не употреблять. И неслучайно: какая же это реформа? Натуральный грабеж в законе. 
Нам говорят, что это делается для блага пенсионеров. Но давайте посчитаем. 
По данным министра труда и социального развития М. Топилина, средний размер страховой пенсии по старости составляет в России в 2018 году 14 400 рублей. 
Правительство заявляет о намерении в течение шести лет (до 2024 года включительно) поднимать пенсии на 1000 рублей ежегодно. И довести примерно до 20,5 тыс. рублей. 
При этом надо иметь в виду следующее. 
Во-первых, согласно действующему закону, страховые пенсии должны индексироваться в соответствии с темпами роста инфляции. Прогнозируемый правительством уровень инфляции на ближайшие годы – 4%. От размера средней пенсии в 2018 году (14,4 тыс. рублей) это составило бы в 2019 году 576 рублей, т.е. более половины обещанной тысячи. При этом большинство экономистов убеждены, что повышение налога на добавленную стоимость на 2% увеличит инфляцию минимум на 1,5–2%, т.е. не исключено, что страховые пенсии пришлось бы индексировать более чем на 576 рублей.
Во-вторых, обещанное ежегодное увеличение пенсии на 1000 рублей в процентном отношении будет уменьшаться с каждым годом. 
Так, в 2019 году при инфляции в 4% оно составит 6,5% (1000 рублей / 15,4 тыс. рублей – ожидаемый размер средней пенсии в 2019 году = 6,5 %). 
Однако уже в 2024 году по отношению к 2023 году увеличение составит 1000 рублей, т.е. лишь на 0,9% больше индексации, положенной пенсионеру без всякого повышения пенсионного возраста (1000 рублей / 20,5 тыс. рублей = 4,9%). 
Нетрудно сосчитать, что уже в 2028 году, если рост пенсии на 1000 рублей ежегодно продолжится, он не превысит прогнозной инфляции в 4% (см. таблицу 1). 

[img=-7579]
При средней пенсии в 2018 году 14,4 тыс. рублей годовые потери без учета индексации составят примерно 173 тыс. рублей, а за пять лет – 865 тыс. рублей. Очевидно: никаким увеличением в одну тысячу рублей в месяц этих потерь перекрыть невозможно. 
Существует и другой способ расчета, причем также без учета обязательной индексации пенсии, установленной законом не ниже уровня инфляции. 
Если повышение пенсии на тысячу рублей без учета обязательной индексации составит в 2019 году 6,5%, то для того, чтобы компенсировать потери за каждый дополнительный год, пенсионеру необходимо прожить примерно 15 лет. Для того чтобы компенсировать потери за пять лет, прожить на пенсии придется, соответственно, 75 лет – мужчине после 65, женщине – после 60. 
Если же вычесть из обещанной ежегодной тысячи рублей обязательную индексацию, реальное увеличение пенсий в первый год составит примерно 2,5%. Это означает, что для компенсации потерь пенсионеру необходимо прожить 40 лет за каждый год, или 200 лет за дополнительные пять лет работы. 
Суть закона проста: отобрать деньги у будущих пенсионеров, чтобы чуть-чуть помочь действующим. Опять, как и в 2004 году, правительство предлагает помогать нищим за счет бедных. Мне это напоминает высказывание Карла Маркса о Наполеоне III: он готов украсть всю Францию у Франции, чтобы снова подарить ее Франции!
Конечно, хорошо, что женщине пенсию за три года сохранят. Но ведь за пять лет все равно отнимут. 
Конечно, хорошо, что на переходный период налоговые и другие льготы сохранятся для людей начиная с прежнего пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но ведь после переходного периода не будет ни пенсии, ни льгот! 
Кстати, приведу один пример, чего по сравнению с этими льготами стоит одна тысяча рублей (см. таблицу 2).

[img=-7580]
Итог: потери гражданина многократно превзойдут обещанное повышение пенсии. 
И, наконец, наш коллега Андрей Константинович Исаев после выступления президента заявил, что мы дарим внукам три года счастливого детства! 
Тем самым была открыта совершенно инновационная технология дарения, которая дарящему ничего не стоит. Выглядит это примерно так. Сначала инквизитор заявляет: мы отрежем вам восемь пальцев. Потом поправляется: отрежем только пять, а три – это вам наш подарок! При этом предполагает, что народ от счастья забудет спросить: а зачем вообще нужно отрезать пальцы? 
Слабым утешением для тех, кому повышают пенсионный возраст, могут служить данные Высшей школы экономики о том, что людям с высшим образованием в предпенсионном возрасте легче сохранить работу.
Так, в группе мужчин в возрасте 60–64 лет с высшим профессиональным образованием сохраняли работу 53%, а в среднем – лишь 35%. Среди женщин в возрасте 55–59 лет соответственно 67% против 45% в среднем . 
Скажу больше: люди с высшим образованием, особенно мужчины, вообще дольше живут. И в большинстве переживут обещанное повышение пенсионного возраста. Разница в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами в России – примерно 11 лет. В группах людей с высшим образованием – как в Европе: 3–4 года. 
А потому мой совет молодежи: учитесь – и живите долго! Назло всем так называемым реформаторам!

Другие материалы номера