СТАНОВЯСЬ ЛЕНИНЦАМИ

Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека. Если коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не производя серьезнейшей, труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы решительным образом губительно. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет."

На недавнем пленуме ЦК КПРФ, приуроченном к 100-летию ВЛКСМ, как мы уже сообщали, полтора десятка ребят в торжественной обстановке получили комсомольские билеты. Среди них ученики школы №15 подмосковного Подольска Анна Могирева, Максим Тукалов, Олег Жуков, Екатерина Грузова. В этой школе действует пионерская дружина имени Зои Космодемьянской, так что за плечами у юных комсомольцев годы активной пионерской жизни. Борьба за справедливость и социализм для некоторых из них – дело, можно сказать, семейное. На том же пленуме билеты членов КПРФ получили мамы Олега и Кати. Современная школьница из Подмосковья Екатерина Грузова убедительно объяснила свое решение вступить в Комсомол. 

Екатерина Грузова:
– Я с самого детства горжусь историей моей великой Родины. Мои родители и бабушка много рассказывали мне о нашем героическом прошлом. А потом я и сама много читала и смотрела фильмы про пионеров-героев и героев-комсомольцев. Я всегда восхищалась их мужеством и готовностью все отдать за свои идеалы. Именно поэтому я в свое время вступила в ряды пионеров. Гордо и достойно носила свой пионерский галстук.
Я думаю, что многие мои сверстники, так же, как и я, мечтали быть похожими на Павла Корчагина, Зою Космодемьянскую и других героев, чьи имена навсегда вписаны в историю нашей страны. И вот я подросла, и наконец мне посчастливилось пополнить ряды комсомольцев. 
Этот волнительный момент навсегда останется в моей памяти. Особенно символично, что это событие произошло в год 100-летия Ленинского комсомола. Я постараюсь оправдать то высокое доверие, которое мне оказали мои старшие товарищи, и буду с гордостью носить звание комсомольца.

 

***

ПЕРЕСТУПАЯ ПОРОГ славного комсомольского дома, юные сознают, что он поименован еще высоким именем Ленина, что они становятся ленинцами. Возникает потребность осмыслить, как стать сопричастным этому многозначному явлению, что нужно знать о вожде, как воспитать себя ленинцем.
Вспоминаются сокровенные строки Маяковского: грудой дел, суматохой явлений день отошел, постепенно стемнев. Двое в комнате. Я и Ленин…  
Ленин, запечатленный у поэта в порыве напряженной речи, в стремлении донести свою озаряющую правду через рубежи континентов и времен. И поэт, высвеченный светом людских дум, сомноживший в сердце биение многих сердец. Этот разговор, этот миг общения так важен, так необходим.

…Я И ЛЕНИН… Какой же силой наполняют нас эти сокровенные минуты?

ЛЕНИНСКОЙ УБЕЖДЕННОСТЬЮ, КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕЙНОСТЬЮ. Вся жизнь Владимира Ильича пронизана одним стремлением – принести обездоленным и угнетенным радость свободного труда, справедливой жизни, человеческого счастья. Высшая правда жизни была для него в коммунистическом идеале, и ей он отдал все. Коммунистическая идейность – это целый комплекс достоинств. Глубокое осознание опыта и цели своей жизни, одухотворенность великой идеей, пафос борьбы, революционный романтизм, непрекращающаяся жизненная активность, естественный энтузиазм… Принципиальность, честность, человеколюбие, смелость – многое вбирает в себя понятие коммунистической идейности, универсально воплощенной в облике Ильича.

ЛЕНИНСКОЙ ПРЕДАННОСТЬЮ ДЕЛУ. Да, свою преданность идее революционер доказывает беззаветным служением делу. Он не был аскетом, свидетельствуют люди, ближе других знавшие Ильича, любил и на коньках бегать, и гонять на велосипеде, и бродить с ружьем, и слушать музыку – любил жизнь во всей ее многогранной красоте. Но главным для него оставалось одно – революционное дело; вокруг этого основного стержня сплетались все его душевные устремления. Как бы ни была для него заманчива та или иная перспектива личной радости, он прежде всего думает о пользе того великого дела, которому посвятил всю свою жизнь.

ЛЕНИНСКИМ РЕАЛИЗМОМ. Есть известное противостояние в понятиях: идеальное и действительное, цель и достигнутое. У Владимира Ильича они никогда не входили в исключающие друг друга противоречия, ибо великий революционер, прослывший «кремлевским мечтателем», был самым решительным практиком, сугубым реалистом, свой идеал, свою цель он постоянно проверял беспощадной правдой жизни. Он был объективен и неподкупен как ученый, бескомпромиссно строг как руководитель. Всегда смело смотрел фактам в глаза, какими бы тягостными переоценками, громадными перестройками ни угрожала являвшаяся в них правда жизни.
ЛЕНИНСКОЙ ДЕЛОВИТОСТЬЮ. Эта черта принципиально отличала революционеров ленинского склада. Сам Владимир Ильич, жестоко бичевавший обломовщину, искоренявший разгильдяйство, небрежное отношение к работе, склонность подменять дело разговорами, дискуссиями, был воплощением точности, аккуратности, деловитости. Разумеется, деловитость немыслима без серьезного знания человеком своего дела. Чтобы управлять, подчеркивал Владимир Ильич, надо быть компетентным, чтобы быть компетентным, надо знать, а чтобы знать, надо учиться.

ЛЕНИНСКИМ КОЛЛЕКТИВИЗМОМ. Он был великим вождем и простым товарищем.
Он покорял людей своей неизменной скромностью. Источник его скромности – в глубочайшем уважении к коллективу, в горячей любви к народу. Он не скрывал и не затушевывал отрицательного отношения к иным поступкам и лицам, но никогда не позволял чувствам диктовать отношения.
Он умело расставлял людей: каждый талант – к своей работе, искренне радовался успеху каждого, но умел и строго взыскать при необходимости. Он расточал вокруг себя атмосферу непринужденности, истинного товарищества и в то же время был для окружающих тем решающим авторитетом, к которому каждый обращался за последним словом. Ильичу ничего не страшно сказать, признавались люди. Уходя от него, чувствуешь себя намного мудрее…
К каким бы сторонам, черточкам ленинского образа ни обращался наш современник, он, заинтересованно перенимая их, воспитывает себя настоящим ленинцем.

ПРОСТ, КАК ПРАВДА – услышал однажды Максим Горький слова рабочего о Ленине. Вот эту простоту правды, оказывается, труднее всего выразить в образе великого революционера, а без нее нет подлинного Ильича. Каждому из нас ясно: образ Ленина нельзя «сочинить», его можно лишь выразить. И чем правдивее он выражен, тем больше восхищает нас. Не потому ли так пристально вглядываемся мы в каждую черточку сценического, живописного, литературного образа вождя, не потому ли так чутко вслушиваемся в каждую интонацию; не потому ли так строго отбираем произведения, которые умом и сердцем можем отнести к сокровищам Ленинианы.
Драгоценными крупицами собиралась, составлялась Лениниана, начиная с творений советских классиков Максима Горького и Владимира Маяковского, исполнивших свои бессмертные полотна, что называется, с натуры. Уже через десятилетие после того, как не стало Владимира Ильича, Крупская, приняв участие в разговоре «Литературной газеты» о том, как надо работать над биографией Ленина, преподала добрый урок литераторам.
Чтобы увидеть и обрисовать реальный образ Владимира Ильича, надо увидеть и понять время, в которое история вписала всю его революционную борьбу. Быстро меняется жизнь, размышляет Надежда Константиновна. И наша молодежь очень многое из того, что было 20, 30, 40 лет назад, представляет очень наивно, очень упрощенно… Общие фразы, характеризующие то время, им мало что говорят. И вот в живых образах надо и показать тогдашнюю эпоху. Тогда понятнее будет Ильич… С другой стороны, продолжает свои размышления Надежда Константиновна, писатели должны увидеть, понять и выявить, что в данный момент делает Ильича близким тому или иному слою трудящихся, почему он продолжает жить в их сердцах.
Вот эти могучие токи эпох, аккумулированные в личности Владимира Ильича, и составляют истинную притягательную силу лучших из творений Ленинианы.
У каждого, кто приобщается к коммунистическим идеям, неизбывна потребность общения с Лениным, постижения его внутреннего мира, его нравственных и социальных идеалов, его принципов и устремлений. Духовный облик Владимира Ильича близок и понятен каждому из нас тем, что он вобрал, интегрировал в себе все то истинно человеческое, что рассеяно в людском множестве. Как и Марксу, ничто человеческое не чуждо Ленину, за категорическим вычетом ползучего мещанства, унижающего достоинство личности. Коммунистическая нравственность, система воспитания нового человека потому так понятны и близки людям труда, что они выведены Лениным из самой сути борьбы за справедливую жизнь.
Наши современники, новые поколения строителей коммунизма, растут ленинцами.

Валентин ЧИКИН,
лауреат премии Ленинского комсомола

Другие материалы номера

Приложение к номеру