Если пока отвлечься от политической составляющей, то многие говорят, что там была наша молодость и прошла она, как показывает нынешний опыт, совсем и совсем неплохо. Вот ведь проблемы были! Всегда в таких случаях вспоминаю «культовый и разоблачительный» перестроечный фильм «Маленькая Вера», где мама кричит отбившейся от рук дочке: «Да мы тебя родили, чтоб квартиру получить!» Для молодого поколения тут требуется перевод – тогда в СССР квартиры давали бесплатно, в том числе и в Москве, и в Ленинграде, в том числе и врачам с учителями (помните фильм «Ирония судьбы»?), а если рождался второй ребенок как героиня фильма, то квартиру давали без очереди. В нынешние времена ваши дети – это ваши проблемы, ну дадут материнский капитал, которого хватит разве что на метраж прихожей.
Если помните, после разрушения СССР у «демократов» (так тогда называли нынешних либералов и вообще капитализаторов) была во всех СМИ жесткая установка, что в «прошлое», в социализм, тянет только старшее поколение. Мы говорили – ну разве не странно, что именно люди, пожившие в этом «ужасном» советском режиме, от которого их избавили «демократы», являются наиболее яростными его защитниками? Хотя просто исходя из логики должно быть наоборот. Нам тогда отвечали, что мы «рабы», «совки», «боимся свободы» и все в таком же духе. И один из упреков – там просто была ваша молодость!
А вот это в точку. Там была молодость, да еще какая! Такая, которую сейчас с уже всеохватывающей ностальгией вспоминают даже люди, ни дня те времена не заставшие. И скажите мне, противники Советской власти, – а много ли вы знаете случаев ностальгии в 20–30-х годах по царской, дореволюционной России? Разве что из эмиграционной литературы. Не всякая молодость радует человека. Песни про «лакеев, юнкеров и хруст французской булки» были сочинены уже в 90-е, а тогда те люди, которые помнили, в каких условиях прошла их молодость, ни малейшей ностальгии не испытывали.
Или совсем свежий наглядный пример – молодость моего поколения пришлась на 90-е. Я не знаю никого, кто не то чтобы любил то время, а кто не ненавидел бы его всеми фибрами души. Наша молодость была просто украдена этим отвратительным временем, подлым, страшным, во всех смыслах грязным, унижающим человеческое достоинство. И если об СССР у меня остались совсем уж светлые и, возможно, несколько идеалистические воспоминания, как у человека, потерявшего близких в молодом возрасте, помнящего их сильными и красивыми, то 90-е я помню очень хорошо. Никогда и никто из нормальных людей не будет испытывать по этому времени ностальгии.
Поэтому, когда мне говорят, что ностальгия по СССР и по комсомолу просто мода и в общем-то ничем не отличается от дискотеки 80-х в «Олимпийском», когда огромное число людей самых разных возрастов надевают пионерские галстуки и пилотки и поют советские песни в современной обработке, я отвечаю: да, есть и это. Люди вспоминают то, что было действительно хорошим и то, что они потеряли. Россия, которую мы потеряли, настоящая, без кавычек, – вот это и был СССР, мирное, доброе и спокойное время.
Но это только одна сторона медали, на которой написано «100-лет ВЛКСМ». Другая сторона сейчас к нам только поворачивается. Только теперь до многих начинает доходить, чем был для нашей страны, да и для мира комсомол, какие идеалы нес, какие победы свершил.
***
Как-то год за годом мы въезжаем во все более страшное и безнадежное время, когда вокруг нас сжимается кольцо фронтов. Причем не только вокруг страны в целом, вдруг оказавшейся в еще более жесткой конфронтации с Западом, чем Советский Союз, только в несравненно худших условиях. Каждый, ну или почти каждый чувствует, скажем мягко, нестабильность окружающего мира. Вроде и войны нет, но это явно и не мир, и уж точно не такая жизнь, которую хотели для своих детей комсомольцы 80-х. И ладно бы просто мир становился хуже, видали и не такие времена. В современном мире делается все, чтобы внушить человеку, что со всеми проблемами он один на один и никто не придет к нему на помощь, никто не защитит.
Комсомол был первой в истории человечества удачной попыткой воспитания нового человека, живущего в новом обществе. Прожив 30 лет в условиях периферийного капитализма, беру на себя смелость утверждать, что комсомольцы жили гораздо лучше, интереснее, полнее и полезнее нас. Впервые в истории человечества молодежь в массовом количестве была привлечена к решению государственных задач, решала их успешно и коллективно. Причем к государственным задачам привлекались именно дети из народа, которые до этого почти никогда и нигде не имели никаких перспектив – как не имеют их сейчас. Что может быть лучше участия в общем деле, в общей борьбе, когда ты знаешь, что ты, твой товарищ, вся твоя страна вместе строят будущее? Не это ли, не участие ли в общем деле, направленном в будущее, дает человеку подлинное бессмертие? Уверен, человеку не страшно пожертвовать собой, когда он знает, что самопожертвование глубоко осмысленно и его дело будет продолжено другими.
Кто-то из великих сказал, что жизнь вне борьбы не имеет смысла. Я бы добавил, что без борьбы за правое дело жизнь не только теряет смысл, но еще и превращается в постоянную войну за выживание. Разве не такова наша сегодняшняя жизнь? Бессмысленная война за выживание. Вместо великих строек – гастарбайтеры, работающие за копейки, вместо освоения целины – агрохолдинги с сезонными батраками за нищенскую зарплату. Вместо коллективной борьбы за правое дело – «экстрим», глупейшее занятие, где молодые люди рискуют единственной и неповторимой жизнью просто ради индивидуального развлечения и привлечения внимания к своей унылой персоне.
Во времена, когда комсомол был образован, молодежи было много везде, хотя бы потому, что рождаемость была высокой, а продолжительность жизни низкой. Много молодежи в целом ряде стран и сейчас. И что? Нигде нет и близко тех результатов, которые показывал комсомол. Страна, организованная на правильных принципах, перенесла самые серьезные и страшные испытания в мировой истории, одержала самые убедительные в мировой истории победы и из периферии превратилась в центр мирового могущества. И фактически основой этих побед, их непосредственным исполнителем стал комсомол. Именно он вынес на себе всю тяжесть войн и мирного строительства. На мой взгляд, если отвлечься от религиозного смысла этого термина, ни в одной организации в истории человечества процент святых не был так высок, как в комсомоле. «Дан приказ ему на запад, ей – в другую сторону. Уходили комсомольцы на гражданскую войну».
Лион Фейхтвангер после того, как посетил СССР и изучил все стороны нашей жизни, писал, что Сталин вложил огромные усилия в воспитание молодого поколения, нового человека. Фейхтвангер отмечал особенно высокий уровень сознания у образованной молодежи. И Сталин оказался прав! В первую очередь молодежь, комсомольцы сломали хребет самому страшному зверю в истории – немецкому фашизму.
Комсомол вдохновлял не только на подвиги, но и на великие произведения искусства. Сколько художников, писателей, композиторов и прочих творцов черпали свое вдохновение в комсомоле! Посмотрите на комсомольцев на картинах – это сама жизнь! «Комсомольцы-добровольцы, мы сильны нашей верною дружбой».
Александр Николаевич Самохвалов, великий художник, на мой взгляд, вообще один из лучших создателей женских образов в изобразительном искусстве, работая над своей знаменитой серией «Девушки Метростроя», писал: «Я был совершенно потрясен энергичной, беспокойной и такой любовно коллективной работой этих девушек. Это был призыв комсомола к добровольному участию в строительстве первого в нашей стране метро. Я был в это время в санатории Дома ученых в Узком. И оттуда наезжал в Москву на места стройки. Было бы смешно ставить там этюдник и пытаться списать этих быстро двигающихся, красивых и гордых строительниц метрополитена. Их образ складывался в движение, мотивированное их энтузиазмом. И каждое их движение было монументально, как песнь о великом механизированном труде… Здесь я встречал этих девушек, только пока мог не выпускать их из поля своего зрения. Если какая-нибудь из них исчезала, то исчезала навсегда, оставив во мне память о музыкальных ритмах своего трудового процесса, незабываемо красивых ритмах». У Самохвалова есть и другие картины девушек-комсомолок 30-х годов – «Девушка в футболке», «После кросса», эти картины просто переполнены энергией, солнцем, жизнью. Девушки с этих картин дадут большую фору любым современным красавицам.
***
Советский Союз стал для нас прошлым. Для абсолютного большинства – великим прошлым. Стал для нас такой Атлантидой, вернее, даже градом Китежем, который погрузился на дно озера от врага. Всплывет ли он? Неизвестно. В любом случае, в легенде про град Китеж сказано, что попасть в него может только тот, кто чист душой и сердцем. Наше настоящее… Добрых слов для него нет. Наше будущее… Куда устремлены мы, совершенно непонятно. Даже не в прошлое, потому что у любого из русских царей, тысячу лет собиравших Державу, ее разрушение вызвало бы только ярость. Не устремлены мы и в будущее – мы движемся в него без всякого желания, просто по инерции, да и само будущее видится сейчас в жанре антиутопии.
А в Советском Союзе был культ будущего, которое должно было стать прекрасным. Настоящее в СССР было связано с будущим напрямую, как говорил кто-то из писателей, в Советском Союзе к будущему можно было прикоснуться рукой. Комсомол был организацией, полностью устремленной в будущее. Когда я смотрю на картины самых разных авторов, на которых изображены комсомольцы, у всех у них есть одна бросающаяся в глаза схожесть – люди на картинах даже смотрят вверх, в небо, в будущее.
Нам говорили и говорят, что человек не может жить, когда не решены его материальные проблемы. Да, каждый человек имеет право на достойную жизнь, и коммунисты ставили своей целью решение этой задачи. Но как показал опыт последних 30 лет, человек не может жить только материальным. Государство, страна, в первую очередь такая страна, как Россия, не может жить только материальным. Она просто не выживет. И люди это понимают. Посмотрите, как быстро в народном сознании стали героями, какую огромную славу приобрели (увы, посмертно) Александр Прохоренко, вызвавший в Сирии огонь на себя, или летчик Роман Филипов, подорвавший гранатой себя вместе с врагами.
Стоило нам оказаться в кольце недружественных государств, как мотивы, двигавшие комсомольцами, снова стали близки и понятны. И комсомол из чего-то ностальгического все больше превращается в организацию, опыт которой надо изучать и по возможности применять. Сейчас, думаю, уже всеобщее возмущение вызывает тот факт, что из школьной программы выброшены «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Молодая гвардия» Александра Фадеева. Это были книги не про «идеологию», как говорят некоторые наши чиновники от культуры. Хотя, что неправильного было в той идеологии? На нынешней идеологии что-то не очень воспитываются патриоты. А в тех книгах, если их обобщить, написано просто, как нашей стране выжить и победить.
В ХХ веке мы многому научили мир. А теперь неплохо было бы поучиться у себя и нам самим. Опыт комсомола снова востребован. Ради будущего нас, нашей страны и наших детей. Ради счастья на земле.
г. Электросталь,
Московская обл.