Между тем попавшие в российские санкционные списки политики не без кокетства выражают радость по этому поводу.
«Мы горды тем, что очутились в списке. Теперь пусть попробуют доказать, кто среди нас агент Кремля», – приводит украинское издание «Вести» слова одного из депутатов Верховной рады. «В общем, РФ вручила этим людям орден: «Враг Кремля». Он будет работать посильнее, чем звезда Героя Украины. Именно поэтому в списке странные лица», – полагает политолог Руслан Бортник.
А попавший под российские санкции генеральный прокурор Украины Юрий Луценко пожаловался, что в списке отсутствует его жена – представитель президента в Верховной раде Украины Ирина Луценко. Мол, большинство депутатов в списках есть, а ее почему-то нет.
«Российское решение о санкциях не было неожиданным. За небольшим исключением это список очень достойных людей, которые есть в российском списке, включая моего сына, включая половину моей администрации, большое количество народных депутатов, членов украинского правительства. На Украине быть в этом списке – это как государственная награда», – заявил президент Петр Порошенко на совместном брифинге с канцлером Германии Ангелой Меркель, которая совершила однодневный визит в Киев.
Впрочем, сам Петр Алексеевич Порошенко, в отличие от своего старшего сына, депутата и бизнесмена Алексея Петровича Порошенко, в столь достойную, на его взгляд, компанию попасть не сподобился.
В четверг, 1 ноября, правительство России ввело ограничительные экономические меры в отношении физических и юридических лиц Украины. Опубликован список 68 украинских компаний и 322 граждан Украины, на которые эти ограничения будут распространяться. Санкции введены как ответная мера на подобные действия Украины. В мае 2018 года Киев наложил санкции на целый ряд российских компаний, предприятий и граждан.
В постановлении российского правительства указано, что на территории Российской Федерации будут блокированы активы фигурантов списка, заморожены их счета, ценные бумаги, запрещены любые сделки. Кроме того, будет ограничен импорт украинской продукции в Россию. Минпромторг и Минэкономразвития РФ получили указание «обеспечить сбалансированность товарных рынков». Указывается, что Минфин РФ имеет право вносить изменения в перечень санкционных лиц и компаний, а также, что все санкции будут отменены в случае отмены санкций Украиной.
Более двух третей списка физических лиц составляют политики. Это судьи Конституционного суда Украины, депутаты Верховной рады VIII созыва, крупные украинские предприниматели, чиновники администрации президента Украины, руководители органов исполнительной власти, а также лидеры националистических партий. Среди них руководители большинства силовых ведомств Украины, в их числе глава МВД Арсен Аваков, глава Национальной полиции Сергей Князев и его заместитель Вячеслав Аброськин, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов, министр обороны Степан Полторак, спикер Верховной рады Андрей Парубий, депутаты и кандидаты в президенты – лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко, глава Радикальной партии Олег Ляшко.
Среди списочников лидер пронацистской партии «Свобода» Олег Тягнибок и его соратница Ирина Фарион, целый ряд журналистов, политологов, даже просто скандальных личностей типа «детской писательницы» Ларисы Ницой, которая швырялась мелочью в говорящую по-русски кассира в универмаге и пишет провокационно-оскорбительные посты о русском языке в Фейсбуке.
Подавляющее большинство этих лиц если и имели бизнес в России, то успели за почти пять лет конфликта между Москвой и Киевом от него освободиться. Да и в Россию они вряд ли собираются: хотя бы потому, что против некоторых из них здесь заведены уголовные дела, а возглавляемые ими партии и объединения запрещены.
Есть в индивидуальном списке и явные ляпы. Например, владелец художественной галереи в Киеве Евгений Валерьевич Карась полагает, что попал под российские санкции по ошибке, вместо полного тезки и однофамильца лидера украинской националистической организации «С14» (запрещена в РФ) Евгения Васильевича Карася. «Теперь нужно угадать, я действительно настолько опасен или нас в очередной раз перепутали», – пишет галерист. Скорее всего, он прав, и в отношении него действительно произошла ошибка.
Однако в целом логика составителей индивидуального списка украинских политиков понятна: в канун президентских выборов он еще больше взбудораживает и без того скандальную политическую жизнь Украины. Почему ряд влиятельных общественных деятелей с явно антироссийской позицией под санкции не попали, в отличие от других, ничем особенно русофобским не прославившиеся? «Важно не кто есть в списке, а кого там нет, на это стоит обратить внимание», – заявил политолог Владимир Фесенко. Так, в списки не попали мэр Киева Виталий Кличко, мэр Львова и один из кандидатов в президенты Андрей Садовый, глава Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник, директор Государственного бюро расследований Роман Труба и т.п. Избежал санкций и премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Все это дало повод как «попаданцам», так и «непопаданцам» обвинять друг друга в работе на Кремль в качестве его агентов.
Точнее всего эту мысль выразил, пожалуй, олигарх, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, в индивидуальном санкционном списке отсутствующий. По мнению Коломойского, Порошенко лично вычеркнул его имя, чтобы представить его американским партнерам как «агента Кремля»: «Мне кажется, этот список редактировался на Банковой (в администрации президента Украины. – Ред.). Могу сказать, что входил в редакционную коллегию, работавшую над списком: Порошенко, Рожкова (Екатерина Рожкова, первый замглавы НБУ. – Ред.), Пасенюк (Макар Пасенюк, управляющий директор инвесткомпании ICU, связанной с Порошенко. – Ред.), Кононенко (Игорь Кононенко, замглавы фракции БПП в Раде, соратник Порошенко. – Ред.), почтальоном работал Медведчук (Виктор Медведчук, лидер «Украинского выбора». – Ред.)».
Коломойский, пожалуй, стал главной жертвой российских санкций: и в политическом, и в коммерческом смысле. Большинству политиков попадание под санкции коммерческими убытками не грозит, а вот олигархи, чей бизнес окажется затронут, могут понести очень серьезные потери. А на пятый год «войны против российского агрессора», как называют собственную агрессию против Донбасса в Киеве, украинский бизнес весьма активно действует в России. Под персональные санкции попали олигархи Виктор Пинчук, Геннадий Боголюбов, Константин Григоришин, Павел Фукс, Константин Жеваго, Александр, Леонид и Степан Черновецкие. По мнению экспертов, речь идет о крупных предпринимателях, близких к США (как, например, Пинчук), или об имеющих конфликты с российскими контрагентами.
Понятно, почему в списке нет Рината Ахметова, одного из богатейших людей Украины, владельца многоотраслевой финансово-промышленной группы «Систем Кэпитал Менеджмент». У него давние и прочные связи с российским бизнесом, причем на самом высоком уровне. Конечно, это повод в очередной раз назвать Ахметова «кремлевским агентом». Но, как показали события после переворота февраля 2014-го, Ахметов прекрасно умеет сидеть на двух стульях, сохраняя свои капиталы. А самое главное, его «Систем Кэпитал Менеджмент» под российские санкции не попала.
А вот у Игоря Коломойского ситуация иная. Под индивидуальные санкции он и почти никто из его людей (кроме Геннадия Боголюбова) не попали. А значит, извлечь из этого политического капитала в борьбе против своих противников не получится. Зато серьезно пострадает от российских санкций бизнес Коломойского, а значит, и его доходы. В числе предприятий, на которые наложены «ограничительные меры» – Днепроазот, Иршанский, Марганецкий и Покровский ГОКи, Криворожский железорудный комбинат и Укрхимэнерго.
Между тем российские санкции, по мнению экспертов, ударят по целым отраслям экономики Украины. Прежде всего, по агробизнесу. Под санкциями оказались компании – лидеры аграрного сектора Украины: компании «Нибулон» и «Кернел», а также «Мироновский хлебопродукт», «Сварог Вест Групп», T.B. Fruit, Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины, «Укрспирт».
Еще хуже положение у украинских фармацевтических компаний «Фармак» и «Дарница», которые наращивали экспорт в Россию. Удар придется и по химпрому и металлургии из-за прекращения поставок из России санкционным предприятиям селитры, газа, руды, коксующегося угля.
При этом на закупку Украиной природного газа, в том числе российского, на европейском рынке ограничительные меры влияния не окажут. «Россияне не будут никак мешать закупкам, зачем им терять рынок? Они прекрасно себя чувствуют и продают те же объемы газа, что и до формального прекращения поставок, только через посредников. Не надо путать угрозы и реальные деньги», – заявил украинским «Вестям» эксперт энергетического рынка Валентин Землянский.
В общем, сложно сказать, у кого из украинских политиков и бизнесменов «зрада», а у кого – «перемога». Еще труднее определиться, есть ли смысл радоваться рядовым украинским гражданам, что жулики-олигархи попали под санкции.
А самой неоднозначной фигурой на санкционном поле стал Петр Порошенко. Почему его нет в индивидуальных списках, прокомментировал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков: «Традиционно президент не включается в санкционные списки, это уже, скажем так, какой-то запредельный шаг». С этим можно было бы согласиться: первых лиц государств в санкционные списки обычно не включают. Вот только под санкции не попала ни одна аффилированная с Петром Порошенко компания, находящаяся в России. А это не только кондитерская фабрика «Рошен» в Липецке, но и, например, российский филиал сети Burger King.
То ли Кремль таким образом подставляет Порошенко под пропагандистский удар его противников, затрудняя избрание на второй срок, то ли, напротив, поддерживает своего давнего партнера по минским соглашениям. В отсутствие внятной российской политики в отношении Украины и санкции Москвы против Украины выглядят столь же невнятно, а чередование «зрад» и «перемог» может свести их результат к нулю. Впрочем, не для разного рода олигархических структур и компаний, как украинских, так и российских, которые через санкции-контрсанкции намерены отстаивать собственные коммерческие интересы. Вот только ни к защите государственных интересов, ни, тем более, к судьбе и благосостоянию россиян и граждан Украины это никакого отношения не имеет.