Обстрелы уже никого не удивляют. Но перед выборами, они у нас прошли 11 ноября, наша разведка заметила значительное оживление на стороне противника, концентрацию тяжелого вооружения на подступах к линии фронта. Предположили, что там началась некая подготовительная работа… Начались полеты вдоль линии разграничения беспилотных летательных разведывательных аппаратов, в том числе натовских, американских. Несколько раз в нашем небе появлялся большой летательный беспилотник. Он, оказывается, стартовал на Сицилии, затем, пролетев на большой высоте пол-Европы, подлетал к границам Луганской и Донецкой республик, несколько часов к ряду барражировал вдоль линии разграничения, вел аэрофотосъемку нашей территории и исчезал. Наша разведка считает, что это были тоже подготовительные маневры. К каким провокациям там готовятся, пока неизвестно. Боев не было, но украинское информбюро сообщило, что ВСУ (вооруженные силы Украины) якобы продвинулись вглубь ДНР, заняли населенный пункт в так называемой «серой зоне». Это новая тактика укров, их военные создают впечатление, что они сражаются и одерживают победы…
– Недавно сообщали, что ВСУ заняли населенный пункт Рассадки в так называемой «серой зоне» ДНР и подняли там украинский флаг.
– Типичный пример «победоносного» рапорта наверх в надежде на получение наград. Я знаю эти Рассадки. Это обезлюдевший хутор. Там и до войны было мало жителей, а сейчас он вообще опустел. К сожалению, таких селений у нас появилось немало. Заходи, вешай какой угодно флаг. Что за доблесть? На самом деле это просто фейки. Линия фронта застыла, продвижений нет ни в ту ни в другую сторону, такое положение сохраняется уже несколько месяцев.
– Провокация в Керченском проливе усилила обстрелы ДНР и ЛНР? В те часы распространялась противоречивая информация.
– В день задержания украинских катеров велась более интенсивная и продолжительная стрельба из стрелкового оружия на линии соприкосновения. Крупнокалиберное оружие не применялось.
– С приближением даты президентских выборов – они, как известно, должны состояться 31 марта 2019 года – Порошенко становится все нервознее. Придумал игру на поражение в российских водах…
– Порошенко не самостоятельный политик. За его решениями стоят американские хозяева, которым нужно любыми способами прощупать нервы у россиян, толкнуть к безрассудным поступкам РФ. То, что Порошенко использовал провокацию в Керченском проливе в своих предвыборных интересах, – так он открылся перед гражданами Украины, что готов на все, лишь бы власть сохранить. Кто ж такого политика будет уважать? Он предстал в самом неприглядном свете. Ну, ввел на 30 дней военное положение. А жизней моряков не пощадил. Он же понимал, что россияне откроют огонь по чужим военным катерам. Ради чего такой риск?
– Он может пойти на провокации и в Донбассе.
– Если попытается сконцентрировать силовой прием на ДНР и ЛНР, то получит достойный ответ. Предвыборный поход на Донбасс тоже не прибавит ему очков. Единственное, что может спасти Порошенко, это перенос выборов на неопределенное время, но для этого нужны чрезвычайные обстоятельства, и, если вводить военное положение, то на всей Украине и на продолжительное время.
Создается впечатление, что американцы разочарованы Порошенко, и они уже готовы его слить. Европе он тоже не нужен, для Европы важнее газовые потоки.
– Какова обстановка после выборов в донецких республиках?
– Выборы, я бы сказал, прошли в штатном режиме. Хотя они были несвоевременными. Не было ряда важных законов, Компартии ДНР и ЛНР были отстранены от участия в выборах. Наших представителей нет в парламентах. Это не добавляет ни политической, ни гражданской стабильности в республиках, в частности в ДНР. Мы не смогли пойти на выборы из-за того, что была аннулирована наша регистрация Центризбиркомом.
Я анализировал, почему к Компартии в ДНР такое отношение. И понимаю, что это не внутреннее решение, а установка извне. Думаю, что это еще и потому, что мы в ДНР подали пример борьбы за интересы людей. И причем эти интересы лежат в плоскости социально ориентированной политики, экономики, социальной справедливости.
– Но выборы состоялись…
– Да, состоялись. Не хочу комментировать вопросы явки, политической борьбы и возможности отстаивать свои позиции. Всем было понятно с самого начала, кто будет главой республики. Это Денис Пушилин. В составе Народного совета – 100 депутатов, представлены только два общественных движения – «Донецкая Республика» и «Свободный Донбасс». 74 мандата у пушилинской «Донецкой Республики», 26 – у «Свободного Донбасса», одним из его лидеров был Павел Губарев. Но в этот раз ни Губарев, ни его жена в парламент не попали. В предыдущем составе Народного совета была депутатом его жена Екатерина Губарева – активный парламентарий. Депутатский состав «Донецкой Республики» обновился более чем на 65% по сравнению с предыдущим. В парламенте поубавилось людей военных, которых называли «людьми Захарченко», они воевали вместе с Александром Владимировичем, защищали рубежи нашего государства. Это достаточно большая группа людей известных, им не позволили стать депутатами Народного совета. Вместо них пришли экономисты, бизнесмены.
Мы все же постараемся сотрудничать с парламентом, предлагать свои идеи, проекты. У нас есть наработки.
Наши первоочередные задачи – отстоять право быть партией, бороться за улучшение жизни народа, принять законы о гражданстве, вовлекать в процесс управления республикой активных граждан и самим готовиться к выборам в органы местного самоуправления – в городские, сельские, поселковые советы.
– Изменения произошли и в органах исполнительной власти?
– Существенные. Если раньше Захарченко объединял в себе главу государства и премьер-министра, то Пушилин разъединил эти должности. Он – только глава государства, а премьер-министром назначен представитель «Внешторгсервиса» Александр Ананченко. Структура эта завязана на Сергее Курченко, который находится в Москве, его офис – в одной из башен делового центра Москва-Сити. Курченко – молодой харьковчанин, ставший предпринимателем, работал в тесном контакте с сыном Януковича Александром. Считается, что через «Внешторгсервис» осуществляется управление металлургическими, коксохимическими предприятиями, угольными активами, трубным заводом, Докучаевским флюсо-доломитным комбинатом.
– А что известно о судьбе замов Захарченко Трапезникове, Тимофееве, его позывной Ташкент?
– Они в Москве. С Тимофеевым я не так давно встречался, разговаривал. Видимо, Ташкенту запрещено покидать определенную территорию. Команда Захарченко распалась. И вектор развития республики изменился. Народу это не по душе. Мы всё больше уходим под влияние Москвы, возможно, не лучшей ее части. Захарченко отстаивал наш суверенитет. Его не стало, и мы теряем свою самостоятельность.
Это печально. С моей точки зрения, мы должны исходить из своих собственных интересов. Понятно, что наши интересы всегда будут направлены в сторону дружбы и взаимного сотрудничества с Россией. Но в плане социально-политическом, экономическом нам нужно проявлять больше политической воли и самостоятельности. Эту позицию отстаивает Компартия ДНР.
Скажу так: да, мы все устали от войны, трагедий и потерь. Но в 2014-м мы восстали не ради того, чтобы снова попасть в чью-то кабалу. Мы найдем в себе силы, чтобы постоять за себя.
Беседовала