ЖИЗНЬ — ИЛИ УГОЛЕК?

Прием откровенно издевательский. Хозяева разреза «Березовский» просят суд взыскать с общественников Сергея Шереметьева и Владимира Горенкова около 14 миллионов рублей за 55 минут простоя, который якобы зафиксирован на предприятии 17 февраля нынешнего года в связи с проведением схода жителей на перекрестке трассы Новокузнецк–Костенково и технологической дороги, проложенной фирмой.

Дорога и столкнула лбами. У активистов на руках были веские доказательства того, что угольщики решили этот ее участок, мешающий осваивать месторождение, перенести за пределы села Березова, увеличив тем самым протяженность трассы сразу на несколько километров. Лишние расходы топлива, потеря времени, другие неудобства? А кому до них дело, если речь идет только о прибыли акционеров вообще, а главного бенефициара Дмитрия Николаева из Кемерова в особенности?

У компании к тому времени не было ни разрешения на работы, ни проекта. И потому постоянно дискутировался вопрос – это будет что-то вроде такой же технологической дороги или же трассой, соответствующей российским стандартам.

Примерный сценарий событий в России вы все знаете: полицейских на месте схода было чуть ли не больше участников. Терпели они вольнодумство недолго, «упаковали» человек пять из числа самых активных и доставили в рай­отдел. В том числе и депутата поселкового Совета, о статусе которого были проинформированы.

Троих отпустили, а Шереметьева и Горенкова – в кутузку на двое суток до суда, затем оштрафовали. В августе владельцы разреза «Березовский», понимая, что противостояние с населением будет только нарастать, срочно подсчитали убытки от схода и обратились в суд с требованием компенсировать потери. Чтобы без мороки в поисках виновных ответчиками из числа активистов были избраны те же Горенков и Шереметьев.

Их еще не выселили, 
но в политику «затолкали»

В городе и в Новокузнецком районе это было воспринято как переход капитала к атаке. Копатели «черного золота» практически уже уничтожили бывший природный оазис, а теперь готовы предъявить счет жителям, которых погром не устраивает. «Аборигены» близ разреза, по разумению прихватизаторов, должны расплачиваться теперь не только потреблением угольной пыли на завтрак, обед и ужин, химическими веществами от взрывов. Не только безропотно взирать, как увядают сады и огороды, приходят в негодность строения и водоемы, а еще и материально поддерживать тех, кто их выживает с родной земли.

Понятно, мы имеем дело не с чем иным, как с устрашением. Общественник Юрий Бондарь вспоминает, еще в феврале судья, наказавшая штрафом Горенкова и Шереметьева (сумма его с 20 тысяч каждому затем была снижена до 10 тысяч), после приговора сказала: «Чтобы другим неповадно было».

Мы уже привыкли к тому, что в этой вертикали – большой бизнес, исполнительная и законодательная власть, правоохранительные органы и суд – интересы человека труда учитываются в последнюю очередь. Но заявить об этом так откровенно… Тут надежды на Закон призрачны, надежда только на общественное мнение. Как бы власти ни пытались демонстративно пренебрегать им, оно борется против произвола.

Именно поэтому общественные защитники природы – в единстве с местным отделением КПРФ. На выборах в областной Совет они выдвинули своих кандидатов. Был создан, как в былые времена, блок коммунистов и беспартийных. Но теперь пока без успеха. Информационная и бюрократическая диктатура буржуазии не уступит. При победе бывшего губернатора Амана Тулеева об этом говорит вызывающе символический результат – 96,69 процента «за». Кому непонятно, что творится в избирательных комиссиях некогда мятежного региона.

Но борьба продолжается. Несем правду в народ. О научной работе, об ответах официальных лиц, о выдаче документации на разработку новых участков и целых месторождений, кольцом сжимающих город. И сложилось объединение под условным пока названием клуба «Жизнь или уголек?». Его заседания в горкоме КПРФ Новокузнецка – один раз в две недели. Вся информация передается по своим каналам и через основателей независимых средств массовой информации.

Проблемы, о которых должны знать все

Продолжение суда над Горенковым и Шереметьевым тем более обостряет внимание к беде вокруг «Березовского». Общественники поднаторели в природоохранном законодательстве. Много сказано нелестных слов в адрес бывшего наместника Тулеева, при котором открытая добыча угля приобрела в Кузбассе массовый характер. Он всячески потакал жажде господ – командовал выгребать из недр как можно больше, ни на минуту не задумываясь ни о  живущих  сегодня, ни о потомках.

Но если Тулеев успокаивал, мол, 250 миллионов тонн добытого угля в год – предел, то сменивший его Сергей Цивилев без обиняков отрубил: увеличение добычи в полтора-два раза от нынешних 230 миллионов в ближайшие годы – для прорыва Кузбасса в число преуспевающих регионов по его предвыборной программе «Кузбасс-2035».

В противовес новым планам общественница Татьяна Морозова не без удовольствия цитирует бывшего губернатора, который, чтобы поддержать свой имидж «народного» правителя, сам с высоких трибун иногда приобщался к недовольным. Да и вообще к тому, что происходит в угольной отрасли Кузбасса. «Суммарная мощность зарядов, которыми ежегодно вскрывают карьерные пласты, равна 300 бомбам, сброшенным на Хиросиму, – повторяет она расчеты Тулеева. – Но ведь это не предел, если учесть, что уже в нынешнем году Роснедрами было дополнительно выдано 350 лицензий. Все время идет речь только о добытых миллионах тонн, от которых наша жизнь никогда не менялась в лучшую сторону».

Бывший заведующий кафедрой Сибирского государственного индустриального университета, общественный инспектор Ростехнадзора Александр Филин пытается привлечь внимание к еще одной важной проблеме. Новокузнецк в сейсмоопасной зоне. Здесь давно здания строят с усиленным фундаментом. Но усилия могут в любой момент пойти насмарку из-за окруживших город разрезов с взрывной технологией добычи.

В Новокузнецке на форуме защитников природы он показал, к чему может привести безрассудство, когда на большой глубине взрывают и копают, а рядом ссыпают отходы. В результате по всему периметру образуется линия разлома (в месте, где копают, – постоянная динамическая нагрузка, рядом – статическая, примерно 2,5 тонны на квадратный метр). Если произойдет разрыв скальной породы, да еще и не в одном месте, Новокузнецк будет попросту похоронен.

Передумали: 
«Хотим, чтобы поплатились все»

Однако вернемся к судебным слушаниям «Разрез «Березовский» против Шереметьева и Горенкова». 6 декабря юристы истца попросили суд распространить иск не только на Горенкова и Шереметьева, но и на ряд других активистов, известных им борцов за безопасность природы в Загорском поселении района. Прозвучали фамилии даже тех, кто не смог присутствовать в тот день на сходе. Суд отклонил дополнения к иску.

У активистов немало оснований полагать, что работы велись и ведутся разрезом «Березовский» противозаконно и уголь изымается с территории, которая ему не принадлежит. Называют происходящее здесь банальным воровством. Все жители нашего края едины желанием дышать, а не задыхаться, и этим определяется их суд, что буржуазная власть лишь создает видимость охраны природы. За хищническое истребление здоровья – по закону лишь мелочной штраф и административное взыскание финансовым тузам.

Отсюда вакханалия – только за один месяц, в июле 2018 года, Рос­технадзор отметил 233 нарушения норм природопользования у разреза «Березовский». А в марте в селах Березово, Апанас, в дачных обществах «Утренние зори» и «Пруды» при исследовании снега выявлено в нем превышение предельно допустимой концентрации угольной пыли и сажи в 898 раз! Это оправдывает защитников природы и здоровья народа.

11 декабря суд отклонил «иск богатого к бедным»

Другие материалы номера