Прямого ответа на этот вопрос министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев (недавний губернатор Тюменской области, назначен министром 18 мая 2018 года) так и не дал. Обещал «работать эффективно», согласно поставленным в майском №204 указе президента задачам ежегодно улучшать жилищные условия не менее 5 млн семей, наращивать объемы жилищного строительства и достичь к 2024 году показателя 120 квадратных метров в год. На это направлен нацпроект «Жилье и городская среда», реализация которого потребует триллионов рублей. Только есть риски: будет ли куплено построенное жилье? Заметно падает покупательная способность населения. Все меньше желающих взять ипотеку, с одной стороны – процентные ставки высоки, с другой – люди не располагают стабильной работой, зарплатой. Есть еще огромные очереди малоимущих на социальное жилье, есть живущие в аварийных постройках, которые государство обязано расселить за бюджетный счет.
Аварийного жилья в РФ – 14 млн квадратных метров, на них живут 883 тыс. человек, которые рискуют каждую минуту оказаться под руинами рушащихся строений.
Советское время реформаторы критиковали за долгое ожидание гражданами жилья, которое предоставлялось государством. Бывало, ожидание затягивалось лет на 10. Стало ли лучше при капитализме?
«Теперь ждут, считай, всю жизнь», – заявила в ходе дискуссии председатель думского комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. Говорила она эмоционально и убедительно:
«Достойно ли уважения государство, в котором люди ждут жилья целую жизнь? 7 млн россиян ждут социального жилья более чем по 20–30 лет. Есть 600-й указ президента, в котором шла речь о предоставлении социального жилья людям с невысокими доходами, главным образом работникам бюджетной сферы. Указ не выполнен… Несколько повезло тем, чье жилье признано аварийным, их очередь движется чуть быстрее, но она и увеличивается быстро, население беднеет, и все больше нуждающихся в социальном жилье. Люди уже не рвутся становиться собственниками жилья, хотя им навязывают эту собственность, чтобы потом обложить всевозможными налогами. Люди не живут, а мучаются, и меня спрашивают: «Почему у нас не так, как в Нидерландах, в Швеции, в Австрии, где нет недостатка в социальном жилье?» И ответить им нечего. Предлагаю предусмотреть в нацпроекте строительство наемных домов. Нужно возродить строительство кооперативного жилья, что в советское время хорошо себя зарекомендовало. Давайте использовать все формы строительства и обеспечения наших людей жильем…»
Это крик души депутата Хованской, которая многие годы занимается жилищными проблемами граждан, как нельзя лучше свидетельствует, в каком загоне в России находится эта чувствительная сфера.
«Действительно, очереди на жилье движутся не так, как хотелось бы, – подтвердил Владимир Якушев, – будем улучшать…» Но надолго ли затянется «улучшение»?
Министр, судя по всему, со сроками не определился, да и в целом никакими предметными планами не располагает.
Что сделано в министерстве? Большой нацпроект разделен на 4 федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Переселение граждан из аварийного жилья». По ипотеке предполагается снижение процентной ставки от 9,5% до 8%.
А будет ли ускорено расселение людей из аварийного жилья? Министр знает, что «в год надо сносить аварийного жилья больше, чем оно будет увеличиваться», что должно быть «устойчивое сокращение непригодного жилья». На это нужно, как минимум, 1 трлн рублей, а главных источников инвестиций всего два – платежи граждан да бюджетные средства. Где обещанные рыночные инвесторы?
А где гарантии, что проекты будут выполняться? Традиционно, как принято у министров, Якушев о гарантиях – ни слова. Значит, снова все закончится словами?
Замечаний у депутатов множество. Но в этот раз они проявили снисходительность к министру, не стали сильно критиковать, так как он и года еще не проработал на высокой должности. В Москву, по слухам, Якушев не рвался, а когда все же возглавил министерство, то увидели в выходце из Тюмени человека Собянина, которому при проведении реновации нужна поддержка своего человека в министерстве. Якушев делает вид, что эти разговоры не о нем. Ему бы разобраться с возом проблем, которые на него свалились. И если судить по ответам депутатам, еще не во все министр вник.
«Что делать северянам, желающим переехать на континент? – спрашивал Николай Харитонов (КПРФ). – Их полмиллиона, из них 290 тыс. – пенсионеры. На переселение в бюджете выделяется всего 5 млрд рублей в год, на них удается переселить всего 4 тыс. человек. Что предлагает Минстрой для решения этой задачи?»
Министр говорит расплывчато: «Готовим предложения…»
Удручающим впечатлением от ситуации в регионе поделился Алексей Диденко (ЛДПР): «На плечи наших граждан опустилась вся тяжесть роста цен на товары и услуги ЖКХ. Уровень жизни населения катастрофически падает, а тут еще грозятся ввести социальную норму на электроэнергию. Как в министерстве оценивается эта идея?»
Министр: «Эксперименты по применению соцнорм завершились, результаты по итогам противоречивые. Правительство обсуждает, а позиция Минстроя – скорее нет, чем да. С этой позицией мы участвуем в консультативных площадках».
«А как Минстрой относится к предложению о списании с населения долгов за коммунальные услуги? Есть постановление суда в Чечне списать с жителей республики долги за газ в сумме 9 млрд рублей?»
Министр против списания. «Чтобы системы жизнеобеспечения работали четко, надо все оплачивать. Нельзя допустить хаоса, а он может начаться со списания долгов… Сейчас по стране задолженность за коммунальные услуги составляет более 1 трлн рублей, из них свыше 600 млн рублей – это задолженность управляющих компаний и граждан. Списания приведут к кризисным явлениям в системе ЖКХ».
Как противостоять точечной застройке в городах, как добиваться баланса интересов напористого бизнеса и недовольных горожан, что будет с капремонтом, который продвигается слишком медленно, Якушев толком не знает, рассчитывает на консультации опытных коллег.
Дольщики, что их ждет?
В правительстве уже решили, что долевое строительство прекращается, остается выполнить обязательства перед теми, кого обманули, кто остался без денег и без крыши над головой, но продолжает ждать…
По словам Якушева, «старый шлейф обманутых дольщиков – немалый, им надо предоставить порядка 13,4 млн квадратных метров жилья. Для этого придется недостроенные объекты передать сильным застройщикам, дать им возможность получить прибыль и потратить ее на достраивание жилых домов».
Любопытно, что ни одним из чиновников даже не рассматривается поиск мошенников, умыкнувших средства дольщиков. Закрадывается мысль, что обман был спланирован, и у тех, кто выдавал себя за строителей, были и есть высокие покровители, тоже поживившиеся на обмане. У дольщиков тоже есть подобные предположения. Но их к делу не приложишь.
Какие бы сложности ни были у Минстроя, ведомство, лично министр, обязаны, по мнению коммуниста Алексея Куринного, обеспечить россиянам право на комфортное достойное жилье. Ожидание по 20–30 лет квартир не устраивает никого, с такой практикой пора заканчивать. Ждут положенного жилья 160 тыс. сироты, вступивших в самостоятельную жизнь. Ответственность за их судьбу несут не только региональные власти, но и центральное ведомство. «А в программах министерства эта задача даже не просматривается», – подчеркнул Куринный. «Озвученные цифры показывают, что падает сегодня жилищное строительство, на него у людей нет денег, что планы пишутся, но не исполняются». КПРФ настаивает на передаче под контроль государства всей коммунальной инфраструктуры, превратившей в бездонную кормушку для управляющих компаний. «Мы, КПРФ, требуем, чтобы коммунальные платежи не превышали 10% доходов граждан». Что касается капитального ремонта, за который люди платят, а он не проводится, то КПРФ вместе с другими оппозиционными партиями подала соответствующее обращение в Конституционный суд с тем, чтобы вернуть гражданам России право на проведение капремонта за счет бюджета.
Министр, подводя итог «правительственного часа», заметил, что привык говорить честно и жестко. Поэтому признается, что в ближайшие годы удовлетворить все запросы граждан не удастся, мало для этого ресурсов. Что точно сделает, так это упорядочит статистику: слишком цифры «гуляют», особенно те, которые приходят из регионов. «Будем вводить специальную методику», – подчеркнул министр. И остальным заниматься…