Назначенный палатой представителей Ливии фельдмаршалом и верховным главнокомандующим Вооруженными силами Халифа Хафтар обещает зачистить Триполи от боевиков и террористов за несколько дней. По его словам, без такой «зачистки» невозможен политический процесс по установлению в стране мира, а террористы и бандформирования не дадут провести демократические выборы.
В свою очередь, премьер-министр правительства национального единства Ливии (ПНЕ) Фаиз Сарадж объявил Хафтара мятежником и выдал ордер на его арест. Командование правительственных войск заявило о начале операции «Вулкан гнева», цель которой отбросить войска Хафтара от столицы.
Однако пока силы хафтаровской Ливийской национальной армии (ЛНА) быстрыми темпами продвигаются к Триполи. Практически без боя взят город Гарьян, затем – бывший международный аэропорт Триполи, находящийся в 30 км от столицы. Он не функционирует с 2014 года, когда на его территории развернулись ожесточенные столкновения между вооруженными группировками.
Сейчас силы ЛНА стремятся взять под контроль все трассы вокруг Триполи.
После того, как правительственные войска нанесли по позициям ЛНА авиаудары, Хафтар заявил, что закрывает небо на западе страны. Любой аэродром, с которого поднимется военный самолет, будет подвергнут обстрелу. При этом ЛНА активно применяет авиацию.
О жертвах данных мало. Как сообщают органы здравоохранения в Триполи, убито не менее 20 человек: бойцы это (и с какой стороны) или мирные жители – не уточняется. Известно о гибели семьи из четырех человек, в их дом попала авиабомба правительственных сил.
СБ ООН по итогам закрытого заседания призвал противоборствующие стороны прекратить эскалацию конфликта и решать его политическими методами. Но вряд ли подобные призывы способны изменить ситуацию.
Африканское командование вооруженных сил США объявило о решении передислоцировать свой контингент в Ливии. «Ситуация в плане безопасности на местах в Ливии становится все более сложной и непредсказуемой», – пояснил командующий АФРИКОМ Томас Уалдхаузер.
Фаиз Мустафа аль-Сарадж, находящийся в Триполи, возглавляет правительство национального единства Ливии, созданное в 2015 году при поддержке СБ ООН. Это правительство считается международно признанным и легитимным. Его признала и палата представителей Ливии, которая заседает в Тобруке. Однако именно эта палата и назначила позже Хафтара верховным главнокомандующим, что вызвало протесты Триполи.
Сложно сказать, кто из них более легитимен. Если войска, формально подконтрольные премьеру Сараджу, называют «правительственными», то Ливийскую национальную армию Хафтара можно условно назвать «парламентской».
Хафтар – профессиональный военный, некогда ближайший соратник Каддафи. Однако в 80-е годы после пленения в результате самовольной неудачной операции в Чаде Хафтар порвал все связи с Каддафи и объявил о борьбе с ним. Тогда же он активно сотрудничал со спецслужбами США. После начала мятежа 2011 года он включился в боевые действия против Каддафи.
Но в настоящее время в ЛНА сражаются и каддафисты, а также ополчения племен и сторонники федерализации, пытающиеся добиться автономии для восточной части Ливии. По сути – это регулярная армия.
Свое войско, несмотря на его неоднородность, Хафтар так или иначе контролирует, как и восток страны (включая Бенгази), зачищенный ЛНА от исламистов.
Армия Хафтара получает оружие и финансирование из Египта, от Саудовской Аравии и ОАЭ. Хафтар дважды приезжал в Москву, где провел встречи с Сергеем Шойгу и с Сергеем Лавровым.
Хафтар – вполне приемлемая фигура и для США.
ЕС формально поддерживает ПНЕ. Но однозначно на стороне Сараджа только Италия и отчасти Великобритания. В июле 2017 года в Париже при посредничестве президента Франции Эмманюэля Макрона состоялась встреча Хафтара и Сараджа.
С так называемыми «правительственными силами» сложнее. Наиболее боеспособная группировка – «Рассвет Ливии», в которую входят отряды джихадистов «Аль-Каиды» (запрещена в РФ), «Братья-мусульмане», берберские ополченцы, боевики из Мисураты. Эти силы объединены исключительно стремлением не допустить к власти Хафтара. Бывший чиновник министерства жилищного строительства, а ныне глава ПНЕ Сарадж никак не может их контролировать, скорее – наоборот. Остальные же бойцы правительственных сил при любом обострении сдаются в плен или расходятся по домам. Районы Триполи, по сути, находятся под контролем различных вооруженных банд, между ними периодически вспыхивают ожесточенные столкновения.
Заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов в разговоре с командующим Ливийской национальной армией Халифой Хафтаром подтвердил позицию России в поддержку политических методов решения спорных вопросов в ливийском обществе, сообщается на сайте МИД РФ. Разговор состоялся в субботу, по инициативе Хафтара.
Не следует в одностороннем порядке назначать виновных за нынешнее обострение ситуации, а ливийцы должны сами определять свою судьбу, полагает министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Причина ливийского кризиса заключается в том, что сделали натовцы с этой страной в 2011 году. Именно с тех пор она превратилась в разрушенное государство, давайте называть вещи своими именами, и в черную дыру, через которую идут на юг террористы, незаконная контрабанда оружия, а на север – потоки нелегальных мигрантов», – заявил он в субботу в Египте, где находился с визитом.
В 2011-м так называемую бесполетную зону для самолетов армии Ливийской Джамахирии ввел СБ ООН (Россия голосовала «за»). Обернулось это масштабными ударами США и других стран НАТО по гражданским и военным объектам Ливии и военной интервенцией. Таким образом, Запад поддержал «демократическую оппозицию в борьбе против диктатора Муаммара Каддафи». Итог длившейся около полугода интервенции и мятежа – зверское убийство Каддафи, уничтожение не только Джамахирии (до 2011 г. самой процветающей и благополучной страны в регионе), но и в принципе единого Ливийского государства.
31 октября 2011 года, через десять дней после убийства Каддафи и взятия последнего оплота каддафистов города Сирта, военная операция НАТО против Ливии была окончена. С тех пор в стране не прекращалась война всех против всех. Разрушенный Сирт на много месяцев стал оплотом ИГИЛ (запрещена в РФ). Между собой воюют племена, исламские радикалы с так называемыми «бандами демократов», восток с западом. При этом «мировое сообщество», разного рода международные и гуманитарные организации, которые были так озабочены правами ливийцев при Каддафи, про Ливию не вспоминают.
Бесконечный политический процесс под эгидой ООН и ЕС способствует лишь разграблению богатейших ресурсов страны. Очередной этап этого процесса – конференция по национальному примирению. Она должна состояться с 14 по 16 апреля в ливийском Гадамесе. Наступление вооруженных сил Халифы Хафтара на Триполи не помешает, а, напротив, будет способствовать проведению этой конференции, заявил официальный представитель ЛНА Ахмед аль-Мисмари. По его словам, операция направлена только против террористических группировок для защиты мирного населения.
Однако сложно говорить о каком-либо примирении в условиях горячей войны, обмена авиаударами и обвинений в государственных преступлениях.