ПОЛЗУЧАЯ ДЕКОММУНИЗАЦИЯ

С утра 23 апреля в Мордовском рескоме КПРФ раздавались телефонные звонки: «Скажите, кто запретил нести портреты Сталина и Жукова на шествии «Бессмертного полка» 9 мая?»
Оказалось, что вопрос вызван публикацией в газете «Столица- С» интервью Н.А. Кручинкина – руководителя республиканского штаба «Бессмертного полка». В нем он дал понять, что нежелательно приходить на это шествие с портретами Сталина и Жукова.
Дотошные граждане докопались до истоков этого новшества. Некоторым из них Николай Андреевич разъяснил, что рекомендация обойтись без портретов Сталина и Жукова поступила из центрального штаба «Бессмертного полка». Из Москвы! Централизация, понимаешь… И заодно бюрократизация народного движения.
Учитывая, что это лишь рекомендация, граждане и гражданки сделали правильный вывод: придерживаться ее совсем не обязательно. А некоторые предлагают отправить эту указивку куда подальше. Их возмущение понятно.
Участникам всенародного шествия предлагают обойтись без портретов двух главных полководцев Великой Победы! Какой позор! И какой страх перед их великой памятью. Сталина запретами не победить!
 

Иван ДОЛГАЕВ

***

19 апреля появилось сообщение, что в некоторых российских городах координаторы акции «Бессмертный полк» обратились к будущим участникам шествия с просьбой не приносить с собой на мероприятие портреты Сталина, советских военачальников, а равно и советские знамена. Дескать, у Сталина есть свои родственники, вот пусть они и приносят его фотографии. 
Например, координатор из Челябинска Елена Скорнякова заявила, что главное – это «наша победа и наши предки. Все остальное – мишура». Шествие, по ее мнению, это не ярмарка и не абстрактная демонстрация. «Бессмертный полк» связан только с памятью о родственниках, поэтому чужие портреты – это проявление бессовестности. То есть историко-патриотическое движение «Бессмертный полк» создавалось и существует не ради исторической правды или памяти всех участников войны, а исключительно ради памяти родственников. Эдакий языческий культ.
Одновременно с Челябинском выступил и Екатеринбург. Тамошний координатор Валерий Басай также попросил не приносить портреты Сталина и «чужих для людей» советских военачальников. Басай объяснил это правилами проведения акции и даже привел цитату: «Нужно обратить особое внимание на спекулятивное использование рядом политических сил атрибутики военного времени – красных флагов и портретов военачальников и руководителей страны времен Великой Отечественной войны». Скорее всего, с правилами проведения шествия незнакомы большинство участников. Именно поэтому такие выпады становятся сюрпризом для тех, кто готовится 9 Мая пройти по родному городу с портретами предков и военачальников, со знаменами. Таким сюрпризом стал запрет в 2018 г. на Знамя Победы во время шествия «Бессмертного полка» в Перми. Тогда пермский координатор Анна Отмахова, сославшись на Устав движения, заявила, что «запрещены любые знамена. Они закрывают главный символ шествия – лица фронтовиков». Позже выяснилось, что запрет исходил от администрации Перми. Дошло дело и до суда, в результате которого прокуратура признала запрет незаконным и привлекла чиновников к административной ответственности. Такой же запрет на любые знамена появился в 2018 г. и в Туле на сайте движения. Летом в Туле провели опрос на тему, каким должно быть шествие «Бессмертного полка». Выяснилось, что большинство опрошенных продолжат участие в акции. При этом 39% считают, что Знамя Победы в «Бессмертном полку» необходимо, 45% – что можно нести Знамя Победы в колонне, 11% не определились, 3% уверены, что Знамя Победы в «Бессмертном полку» нести нельзя и 2% категорически Знамя отвергли. Кроме того, 32% высказались за портреты полководцев Победы – Сталина, Жукова, Рокоссовского и др. 53% сказали, что нести эти портреты можно. Не определились 10%, 2% считают, что фотографии военачальников нести нельзя и 3% уверены, что эти фотографии совершенно не нужны. 
Но, несмотря ни на суды и приговоры, ни на опросы и выяснение мнения участников шествия, в 2019 г. тема запретов появилась вновь. Конечно, многие бурно отреагировали, обвинив координаторов в злонамеренности. Высказывания челябинского координатора Елены Скорняковой ее земляки прокомментировали так: «Кто эта Скорнякова такая, чтобы заявлять, что Сталин – это мишура?!»; «У Скорняковой какие-то абсолютно нелепые аргументы. Сталина и военачальников как можно отделить от победы?..» и т.д. Но ведь Скорнякова – как и Басай, как и Омахова – пишет это не от себя лично, это не ее пожелания и не ее требования. Это правила проведения акции, зафиксированные в Уставе движения. Среди прочего Устав гласит: «Бессмертный полк своей главной задачей считает сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. <…> Бессмертный полк не может быть имиджевой площадкой. Исключено использование любой корпоративной, политической или иной символики во всем, что имеет отношение к «Бессмертному полку». И т.д. На сайте движения также сказано: «…Как собрать в этот день вместе нас всех, расколотых жизнью на богатых и бедных, на партии и конфессии, на правых и левых? Как ответ появился Устав «Бессмертного полка», этические принципы, собравшие вместе миллионы людей…» 
Организаторы «Бессмертного полка» признают, что позаимствовали саму идею из прошлого. Многие люди в разных городах и странах выходили на акции памяти в День Победы с портретами своих родственников-фронтовиков. Приводится в пример 1965 г., когда День Победы впервые стал официально праздноваться в СССР. По заверениям организаторов акции «Бессмертный полк», «самая давняя из теперь известных историй, родственных «Бессмертному полку», случилась в Новосибирске». 9 мая 1965 г. новосибирские школьники вышли на праздник с портретами своих отцов-фронтовиков. Хотя вполне можно предположить, что портреты погибших появлялись на улицах, в школах и дворцах культуры и раньше. Важно не это.
Устраивая сегодня мероприятия по аналогии с советскими, невозможно вложить в них тот же смысл: слишком многое изменилось с тех пор. Даже люди старшего и среднего поколений стали другими, не говоря уже о том, что выросло поколение, совершенно незнакомое с советскими идеями, советским мировоззрением и образом жизни, представляющее СССР по книгам Резуна и Яхиной, передачам Сванидзе и Каневского. И сложно поверить, что организаторы акции «Бессмертный полк» всего этого не понимают или не берут в расчет. Дело, скорее всего, в другом.
Не будем ничего утверждать категорично, всего лишь обратим внимание на некоторые детали и совпадения. Это поможет многое понять. Итак, «Бессмертный полк» не предполагает советской символики: «исключено использование любой корпоративной, политической или иной символики», а советская символика есть именно политическая. Не напоминает ли нам это Парад Победы, проходящий на фоне задрапированного Мавзолея? Ведь драпировка на Мавзолее – это тоже исключение политической символики. Получается, что Парад Победы и шествие «Бессмертного полка» – это мероприятия одного порядка, при том что «Бессмертный полк» активно и всесторонне поддерживается государством, а значит, не входит с ним ни в какие противоречия. Более того, движение получает субсидии из федерального бюджета в виде грантов. Так, в 2016–2017 гг. организация получила 63,3 млн руб.
Но чего же добивается государство таким своеобразным празднованием Дня Победы – без символов этой самой Победы? Очевидно и скорее всего, что как парад при задрапированном Мавзолее, так и «Бессмертный полк» без Знамени Победы и портрета Главнокомандующего – это мягкая, ползучая декоммунизация, это внедрение в коллективное сознание идеи о том, что в Великой Отечественной войне победил народ вопреки советскому руководству, это принципиальный пересмотр самой сути Дня Победы, выхолащивание памяти о торжестве именно советской идеи, объединившей народы и поднявшей их на борьбу. Наконец, это превращение Дня Победы, ставшего возможным не только благодаря мужеству и героизму, но также индустриализации и всеобщему образованию, в день памяти предков – почтенный мещанский праздник. 
На сайте «Бессмертного полка» сказано: «Надо говорить с людьми о том, что действительно важно. А нам важно быть ОДНИМ народом. Хотя бы раз в год». Да уж, к сожалению, День Победы только раз в году. Но быть одним народом раз в год – это не может быть важным, поскольку абсолютно бессмысленно. Да и важно совсем не это. Важно, что тогдашнее руководство страны и армии смогло поднять советский народ (ощущавший, кстати, себя единым не раз в году) на борьбу с захватчиком; смогло загнать зверя в его логово и восстановить страну из разрухи за несколько лет. А способно ли на это сегодняшнее руководство? Но власть предпочитает уходить от подобных вопросов стиранием памяти у населения. Вот против иконы Николая II (уж точно, что бы там ни говорили монархисты, никакого отношения к Великой Отечественной войне не имеющего) координаторы «Бессмертного полка» не возражают, очевидно, не считая икону корпоративной, политической или иной символикой. И в этом нет ничего удивительного, поскольку Николай II не представляет никакой угрозы установившемуся в России политическому строю и экономической модели. В отличие от руководителей советского государства.
Несмотря на то, что организаторы акции «Бессмертный полк» называют ее некоммерческой, неполитической, негосударственной гражданской инициативой, по своей сути она весьма политизирована и, говоря откровенно, почти бессмысленна. Объединить народ или преодолеть раскол это мероприятие не в состоянии. Утвердить истину и защитить историческую правду – тем более, раз уж речь заходит о недопущении портретов полководцев и знамен. Передать личную или семейную память тоже не получится – семейную память обычно передают в семьях, а не на улицах в толпе. Журналисты и организаторы с восторгом рассказывают о прохождении шествия по разным странам. Например, в 2018 г. акция «Бессмертный полк» охватила более 80 стран мира. Участвовали даже Ливан и Республика Маврикий. Ну и что, позвольте вас спросить? Что изменилось в мире после шествия «Бессмертного полка» по улицам Порт-Луи? Войн стало меньше? Или человечество наконец вспомнило, кому обязано Победой над фашизмом?
Действительно, есть мнение, что с помощью акции «Бессмертный полк» Россия напоминает о войне всему миру. Однако, судя по ежегодным опросам, большинство опрошенных в разных странах уверены, что Вторую мировую войну выиграли США и Великобритания. Лишь кое-кто вспоминает о скромном участии СССР. И за все время своего существования «Бессмертный полк» так и не смог переломить эту уверенность. Нигде – ни в США, ни в Европе, ни даже на Маврикии – не восторжествовала правда, не утвердилось мнение, что войну выиграл СССР с Великобританией и США на подхвате. Заметим, что на восстановление исторической правды российское государство не тратит миллионы, а если и тратит, то эффекта затраты не приносят – за освобождение от коричневой чумы мир благодарит американцев. 
Так что же дает участие в шествии? С точки зрения памяти или истины – ничего. С точки зрения психологии – пожалуй, многое. 

[img=-9872]

Поинтересовавшись движением «Бессмертный полк», можно заметить, что движение приветствует рост – каждый год появляются восторженные сообщения о том, в каких странах прошло шествие. На сайте «Бессмертного полка» говорится, что движение стремится «собрать в этот день вместе нас всех, расколотых жизнью на богатых и бедных, на партии и конфессии, на правых и левых», а другими словами – сделать всех равными, сблизить. Если постараться определить цели движения, то выяснится, что как таковых целей не существует, и тем не менее люди вливаются в шествие и проходят некий путь из точки А в точку Б. Все эти свойства – стремление к росту, внутреннее равенство, направление движения – присущи любой массе, то есть любому многочисленному скоплению людей. Более того, эти свойства изучены и описаны, масса и ее законы представляют исследовательский интерес для психологии, социологии, философии. Любая масса, возникнув однажды, стремится к росту, не признавая при этом границ для своего роста. Это прекрасно видно на примере движения «Бессмертный полк», стремящегося охватить как можно больше стран и постоянно ведущего подсчет участников шествий. Стремление к росту – первое и главное свойство массы.
Те, кто хорошо знаком с этими свойствами, не откажется от их использования в политических, коммерческих или иных других целях. Человеку, который вливается в массу, не так-то легко и приятно принять, что им манипулируют, что совершает свои действия он не потому, что интересуется сутью происходящего, а потому что стремится стать частью массы ради ощущений, даруемых массой. Австрийский философ, писатель Э. Канетти писал в своем труде «Масса и власть»: «Пришедший же на проповедь наверняка пребывал в искреннем убеждении, что его интересует проповедь, и он бы удивился, а может быть, и возмутился, скажи ему кто-то, что больше самой проповеди ему приятно множество присутствующих». И это второе важнейшее свойство массы – стремление к равенству. Чем больше различий в обществе, чем сильнее общественный раскол, тем тяжелее гнет на каждого человека в отдельности, поскольку каждый вне массы стремится достичь имущественного, должностного, социального положения. Внутри массы этот гнет исчезает, человек перестает его ощущать, наступает миг облегчения, напряженность уходит. Человек невольно стремится стать частью массы, чтобы освободиться от ощущения дистанции, чтобы почувствовать ближнего как самого себя. В массе любой человек не замыкается в своей скорлупе, он раскован, он чувствует себя свободным и понимает, что другие рядом с ним испытывают то же самое. Этот момент единения, освобождения, всеобщего равенства порождает эйфорию, восторг. Но если наложить на эти естественные чувства некие формулировки, то человек, само собой, уверует, что восторг он переживает не в связи с вливанием в массу, а в связи с формулировками – как в случае, описанном Канетти. Так, память и почитание предков не связаны с участием в шествиях «Бессмертного полка». Но человек, примыкающий к ежегодным шествиям, уверен, что единство участников акции основано именно на памяти и почитании предков-фронтовиков. В то время как все ощущения, возникающие в процессе продвижения колонны, основаны на законах восприятия и поведения. И вот эти законы вкупе с лучшими чувствами людей эксплуатируются с целью – декоммунизировать российское общество, внедрить в сознание идею непричастности Сталина к Победе. Дети, которых сегодня немало в колоннах «Бессмертного полка», запомнят, что Победа – это прабабушки и прадедушки, и ничего не запомнят про тех, под чьим руководством прадедушки добыли эту Победу. Если советская версия Победы связывалась с героизмом народа, если в каждой школе знали о Зое Космодемьянской и Зине Портновой, о генерале Карбышеве и генерале Ватутине, если имена Сталина, Жукова и Рокоссовского никто стыдливо не прятал за портрет своего дедушки, то сегодняшняя система образования устроена иначе. И все, что останется в памяти поколения задрапированного Мавзолея и запрещенного Знамени Победы, это невразумительное «деды воевали». Невразумительное потому, что деды-то, конечно, воевали, но не сами по себе и не за свой огород. Помнить только своих родственников – это значит не помнить вообще ничего, не иметь никакого представления ни о той войне, ни о той стране.
Конечно, это декоммунизация-light, ничего общего с грубыми украинскими подходами не имеющая. Напротив, все так изящно, даже красиво. Но ничем принципиально не лучше.    

Другие материалы номера